Федеральная антимонопольная служба разрабатывает законопроект, призванный внести поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях и закону «О защите конкуренции» для регулирования конкуренции между интернет-компаниями. Об этом сообщило издание «Коммерсант», заполучившее документ с текстом новых поправок.
Разрабатываемый ФАС законопроект привносит в законодательство два новых термина:
- Сетевой эффект — получение экономических преимуществ от количества пользователей торговой платформы, в том числе за счет сбора и обработки данных.
- Ценовой алгоритм — программное обеспечение для мониторинга, расчета, установления и контроля цен на товары либо для совершения действий при участии в торгах.
Согласно поступившей информации, сетевой эффект станет основанием для признания доминирующего положения на рынке даже в том случае, если конкретная компания занимает меньше 35% рынка. Ценовой алгоритм послужит отягощением административной ответственности, если нарушитель злоупотребляет монопольным положением, манипулирует ценами или выстраивает нечестную конкуренцию любыми другими методами.
Считается, что поправки к законам разработаны в основном для регулирования деятельности крупнейших международных компаний — Apple, Google, Microsoft, Alibaba (владеющей торговой площадкой AliExpress) и Uber.
Если российские компании не исполнят предписание, ФАС хочет наделить себя полномочиями требовать через суд запрет на товарооборот продукции конкретной конторы на территории России. В случае с иностранными организациями, российское ведомство также намерено регулировать продажу их интеллектуальной собственности — «на условиях, определенных антимонопольным органом».