Виртуальная реальность является платформой не только для игр и развлечений. Популярная технология нашла свое применение в медицине, в частности лечении страхов. Сегодня я хочу рассказать вам, как VR помогает выводить здравоохранение на совершенно новый уровень.
Миллионы людей страдают от фобий. Они ограничивают нашу жизнь и негативно сказываются на ней в различных ситуациях. Многие верят в психологическое лечение, которое помогает управлять своими страхами или победить их. В течение многих лет популярной формой лечения была экспозиционная терапия. В ней терапевт подвергает пациента стимулам, связанным с его страхом в неконтролируемой окружающей среде. Во многих случаях пациент учится управлять тревогами через многократное воздействие с участием поддержки от терапевта.
Экспозиционная терапия отнимает много времени. Зачастую это еще дорого и неудобно. Более того, такая терапия может поставить под угрозу конфиденциальность пациента. Например, для лечения аэрофобии нужно посетить аэропорт. В конце концов терапевт и обладатель фобии садятся на самолет и летят в пункт назначения. Поскольку это происходит в общественном месте, конфиденциальность пациента находится под угрозой.
Существуют ли альтернативные методы? Сегодня, когда в мире популярны искусственный интеллект, роботы и виртуальная реальность, да — это VR. Этот вид лечения использует гарнитуру виртуальной реальности для моделирования различных ситуаций, которые вызывают беспокойство у пациентов с фобиями. VR-терапия имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной терапией. Так, например, при VR-терапии врачам не нужно покидать свои офисы, а планирование лечения становится легче. Еще это дешевле в долгосрочной перспективе и пациенты в большинстве случаев готовы участвовать в программе. Они знают, что виртуальная реальность позволит им справиться со своими страхами в нефизической обстановке. Также, так как пациенты могут проходить такую терапию прямо внутри кабинета, вопрос конфиденциальности более не является проблемой.
Что такое страх
Чтобы более глубоко понимать суть этой статьи, в первую очередь нужно узнать, что на самом деле представляет из себя страх.
«Ваше дыхание учащается. Ваше сердце ускоряется. Ваши мышцы сжимаются», — основное содержание понятия страха.
Страх является цепной реакцией в мозге. Она начинается со стрессового стимула и заканчивается выпуском химических веществ. Последние вызывают ускоренное сердцебиение, учащенное дыхание и сжатие мышц. Стимулом может быть любая боязнь: паук, закрытое помещение или, напротив, зрительный зал.
История
Доктор Ларри Ходжес (Larry Hodges), программист виртуальной реальности в Университете Северной Каролины в Шарлотте, заинтересовалась возможным терапевтическим применением технологии в начале 1990-х годов. Она обратилась к доктору Барбаре Ротбаум (Barbara Rothbaum), профессору психиатрии в Университете Эмори, и они вместе начали сотрудничать над проектом, который заключался в тестировании эффективности VR-технологий в воссоздании страхов пациентов. Было решено разработать модель для пациентов, страдающих акрофобией — боязнью высоты. Доктор Ходжес посчитала, что программу иллюзии высоты относительно легче создать по сравнению с другими, более сложными страхами.
Доктор Ходжес и ее команда работали с доктором Ротбаум и пациентами-добровольцами, чтобы определить, какие стимулы являются особенно сильными. Добровольцы использовали гарнитуру виртуальной реальности, которая создавала иллюзию того, что они стоят на высоком уступе. Создавая проект, Ходжес и Ротбаум не были уверены, что они получат аналогичные реальным реакции добровольцев в виртуальной среде, и что в итоге прогресс приведет этот способ лечения в реальный мир.
Очень рано после старта проекта доктор Ротбаум заметила, что признаки беспокойства у пациентов классические — ускоренный сердечный ритм и одышка. Таким образом Ходжес и Ротбаум успешно продемонстрировали, что виртуальная среда может вызвать реальные физические реакции. После успешного начала доктор Ротбаум начала использовать виртуальное моделирование для создания иллюзии экспозиционной терапии.
После некоторых исследований доктор Ходжес основала Virtually Better Inc. — здравоохранительную компанию, использующую VR-технологии в качестве основного метода лечения. Компания Ходжес работает по сей день и вдобавок занимается разработкой и продажей систем виртуальной реальности, которые точно воссоздают несколько классических фобических ситуаций, в том числе социальную фобию — боязнь других людей. Также Virtually Better Inc. предлагает сценарии для лечения ветеранов с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
VR-лечение сегодня
В современной жизни, когда на дворе уже 2017 год, технологии виртуальной реальности используются в лечении фобий не только Virtually Better Inc., но и компанией Samsung — крупнейшим в мире производителем электроники. Можно уверенно сказать, что Samsung одной из первых среди A-брендов на рынке стала использовать перспективные возможности VR в лечении страхов людей. Компанией в начале 2016 года была открыта специальная студия и запущена программа #BeFearless (#Янебоюсь), которые помогают людям побороть два самых популярных страха в мире: публичные выступления и высота.
«Страх заканчивается там, где начинается смелость», — слоган проекта Samsung.
Проект Samsung BeFearless позволяет участвовать в лечении фобий с помощью виртуальной реальности двумя способами: тренинговой программой с наставниками и собственными тренировками с использованием мобильного приложения.
В первом случае обучения предлагается оставить заявку на посещение VR-студии, где обладатель фобии сможет лично заниматься с наставниками от Samsung. Второй вариант предполагает использование смартфона Samsung и устройства Gear VR для самостоятельного лечения своего страха. Оба варианта имеют свои минусы: для первого это возможный отказ принятия в программу, а для второго — отсутствие одного или всех необходимых устройств. Тем не менее, Samsung активно продвигает проект в социальных сетях, а также компания выбрала двух лучших наставников, сумевших преодолеть свои страхи. Наставниками Samsung являются Иван Абрамов (прошел через страх публичных выступлений, ныне комик-стендапер) и Валерий Розов (оставил страх высоты позади, стал мировым рекордсменом почти во всех видах высотных испытаний).
Проект компании Samsung наглядно показывает, как технологии виртуальной реальности помогают людям раскрыть свой потенциал и преодолевать самые распространенные страхи.
Но технологии виртуальной реальности на самом деле позволяют лечить не только фобии, хотя последние являются основной темой этой статьи. Есть еще множество сценариев использования VR, и о них всех вы узнаете прямо сейчас. Сами пациенты реагируют на эти методики по-разному. Молодое поколение в основном воспринимает такое нововведение с любопытством, тогда как люди старшего возраста относятся к нему с недоверием. Некоторые вообще отказываются пробовать VR на себе, когда другие, оценив возможности и просторы виртуальных миров, с радостью покупают себе очки виртуальной реальности домой.
Экспозиционная терапия
Как было сказано выше, одним из популярных способов лечения пациентов с фобиями является экспозиционная терапия. С технологией виртуальной реальности экспозиционная терапия вышла на новый уровень, решив большое количество проблем традиционной версии данного метода лечения. Например, психиатры из Университета Луисвилл уже используют VR, чтобы помогать людям бороться со страхами, будь то боязнь полетов или клаустрофобия.
Возможности виртуальной реальности обеспечивают контролируемую среду, в которой пациенты могут напрямую столкнуться со своими страхами и практиковать стратегию их преодоления. Также VR позволяет нарушить паттерны избегания — пациент все время находится в одной точке, в одной обстановке, и при этом в нефизическом месте — это безопасно и легко.
Лечение ПТСР
Подобно экспозиционной терапии для фобий и различных тревог, виртуальная реальность может использоваться в лечении посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у солдат и ветеранов. Институт креативных технологий в Южной Калифорнии начал использовать VR-технологии для лечения ПТСР еще в 1997 году, когда компания Georgia Tech представила нечто под названием “Virtual Vietnam VR” — программу, моделирующую обстановку войны во Вьетнаме со всеми вытекающими страхами и последствиями, приводящими к ПТСР.
Также совсем недавно множество клиник в Ираке и Афганистане начали использовать моделирование через виртуальную реальность, чтобы помогать ветеранам в переживании событий, приведших к душевному травматизму. В безопасной и контролируемой среде они могут выяснить, что становится спусковыми механизмами, которые заставляют организм вести себя совершенно по-другому.
Контроль над болью
Боль — самый мучительный этап лечения для пострадавших от огня. Врачи надеются, что терапия с использованием виртуальной реальности в конечном счете может помочь контролировать боль и уменьшить страдания. На практике это выглядит так: VR-игра SnowWorld для метания снежков в пингвинов, разработанная в Университете штата Вашингтон, может облегчить боль во время лечения. Игра подавляет чувства, потому что мозг адаптируется к новой среде — ему нет дела до боли. В 2011 году исследование военных показало, что игра SnowWorld для пострадавших от взрывов солдат с ожогами работает лучше, чем морфин (средство для снятия боли).
Хирургическая подготовка
Тренинг для хирургов, как правило, включает в себя работу на настоящих телах и постепенный процесс оказания помощи настоящим пациентам в целях повышения опыта. Виртуальная реальность может оказать значительную практическую помощь — без какого-либо риска для реальных пациентов.
Например, Стэнфордский университет представил симулятор хирурга, который позволяет проводить виртуальные операции и получать необходимые знания непосредственно из VR. С помощью эндоскопического моделирования Стэнфордский университет создает 3D-модели для практических действий. Примечательно, что все это используется с 2002 года и действительно очень эффективно.
Фантомные боли конечностей
Фантомная боль — один из наиболее серьезных болевых синдромов для людей, потерявших конечности. Он проявляется в чувствах, которых на самом деле нет — для человека без руки это будет крепкое сжатие кулака. В прошлом для лечения фантомной боли использовали зеркальную терапию, когда пациент смотрит на зеркальное отражение себя и, возможно, находит в этом облегчение, так как мозг синхронизируется с движениями реальных и фантомных конечностей.
В таком же духе решили использовать и виртуальную реальность. Медицинский журнал Neuroscience в прошлом году опубликовал исследование, рассказывающее о возможности облегчить фантомные боли конечностей посредством VR. Игра позволяет пострадавшим использовать, очевидно, виртуальную конечность. Такая иллюзия помогает пациенту контролировать свои чувства. Работает это довольно просто: датчики отслеживают нервные сигналы, поступающие из головного мозга.
Оценка ущерба мозга и реабилитации
Издание CyberPsychology & Behavior опубликовало сводку заметок, в которых описывается сценарий использования виртуальной реальности не только для оценки возможных ухудшений, но и для их лечения. Одним из примеров стала исполнительная функция мозга — нарушение последовательности и организации поведения. Ученым удалось создать иллюзию: человек должен добраться до выхода из здания, используя двери разных цветов. Модель похожа на висконсинский тест сортировки карточек — нейропсихологический тест на переключение между задачами. После нескольких испытаний авторы пришли к выводу, что их тест измеряет те же когнитивные функции, что и ВТСК, и может оказаться даже более эффективным.
Социальное обучение для аутистов
Исследователь из центра здоровья мозга Нияз Дидебани (Nyaz Didehbani) и профессор Университета штата Техас Дэниел Крочик (Daniel Krawczyk) создали программу обучения для оказания помощи детям, страдающим от аутизма. Она использует сканирование и мониторинг волн головного мозга и восстанавливает социальные навыки больных. Также сейчас ведется работа над чтением социальных сигналов и выражением социально приемлемого поведения. Исследование показало, что после завершения процесса сканирования у участников программы повысилась активность в областях мозга, связанных с социальным пониманием.
В настоящее время вышеописанные методики использования виртуальной реальности в сфере медицины нельзя назвать сильно распространенными. Но врачи, уверенные в будущем технологий, стараются направлять непонимающих людей и увеличивать количество эффективных медицинских услуг для пациентов. Кроме того, отраслевые аналитики по всему миру уверены, что спрос на VR-технологии в сфере здравоохранения будет расти как минимум до 2020 года.
Недостатки
Пришло время поговорить о недостатках использования виртуальной реальности в медицине. Конечно, в долгосрочной перспективе данный метод куда более оптимистичный, но есть единственный весомый недостаток. Главный минус VR-лечения — медицинские противопоказания.
Как известно, не все люди способны испытывать технологии на физическом уровне. Особенно когда речь идет о хронических заболеваниях. В конечном счете посещение виртуальной реальности может привести к настоящим проблемам со здоровьем.
Основные недостатки:
- Физические риски. Не каждый человек сможет без недомоганий посетить виртуальную реальность. Чаще всего люди встречаются с большим количеством различных недомоганий, каждое из которых несет в себе разную степень опасности для здоровья. Тошнота — не единственный риск, поэтому отдельные люди могут также испытывать сильное головокружение, эпилепсию или потерю сознания под воздействием определенных световых импульсов.
Как можете заметить, основной недостаток VR-лечения достаточно значительный, чтобы отказаться от идеи воспользоваться этим методом. Такое решение поможет впоследствии сохранить свое здоровье.
Преимущества
Лечение с помощью виртуальной реальности имеет весомые плюсы по отношению к традиционными методам, о которых было рассказано ранее. Главным и самым значимым преимуществом VR-лечения является виртуальное моделирование фобических ситуаций — пациенту не нужно никуда ездить и покидать кабинет терапевта. Это позволяет обладателю фобий уже на подсознательном уровне понять, что все не так страшно, как представляет мозг. Другим преимуществом использования технологий виртуальной реальности станет время — VR поможет победить страх за значительно более короткое время, нежели сколько его понадобится при экспозиционной терапии. Последним плюсом можно назвать стоимость услуги — VR-лечение дешевле и в случае с проектом Samsung позволяет сделать это даже самому.
Основные преимущества:
- Виртуальная реальность. Пациенту больше не придется испытывать реальный страх, ведь VR-лечение происходит даже в нефизическом месте.
- Количество времени. В случае с VR-лечением понадобится куда меньше времени, чем придется потратить на традиционные методы психологического или экспозиционного лечения.
- Стоимость. Лечение с помощью виртуальной реальности может сэкономить большое количество денег за счет высокого уровня доступности технологии. Это, пожалуй, основной плюс.
играхгениальных проектах в статье графон на уровне первой колды.