Если вы думаете, что сообщество Trashbox днями и ночами, стирая в кровь пальцы, готовит для вас новости, статьи и обзоры, то вы совершенно правы. И все же, изредка мы отрываемся от мониторов, на время бросаем тестирование смартфонов и отправляемся «в поле». Правда, для этого необходима веская причина. На этот раз поводом послужила конференция Интернет Вещей.
Москва. World Trade Center. Утро 29 сентября. Мелкий дождь.
Перед подъездами снуют дорогие автомобили, а на входе дежурит охрана с металодетекторами. Обычная картина для делового комплекса на Краснопресненской набережной. Здесь проходят самые разные мероприятия, и даже нашествие айтишников с их странными разработками и сложными докладами, никого не удивляет. Глядя со стороны и не скажешь, что внутри происходит нечто необычное.
Пройдя контроль, мы поднимаемся в битком набитом лифте на четвертый этаж. Отсюда открывается неплохой вид на Москва-Сити, но первое, что бросается в глаза — увлеченно беседующие друг с другом докладчики, разработчики, стартаперы, инвесторы. В заставленном столами-стендами компаний фойе от них не протолкнуться. Кое-где снуют с камерами коллеги — журналисты, а вот обычных посетителей в этом муравейнике практически не видно, хотя билеты и продавались всем желающим.
То ли обошлось без широкой рекламы, то ли внимание публики оттянул на себя яркий Игромир, то ли тематика еще необычна для массового потребителя. Скорее всего, все это в совокупности сделало «Интернет Вещей» серьезным, с профессиональным уклоном и, в тоже время камерным.
Но, пожалуй, пора переходить от общих слов, ближе к делу.
Несколько десятков компаний привезли сюда свои разработки, а 30 специалистов согласились поделиться своим видением будущего индустрии, в рамках серии докладов шедших параллельно в двух конференц-залах.
Рассказывали тут и о перспективах рынка, и об особенностях практической реализации умных вещей, например, новых открытых протоколах связи. С презентациями вышли на публику представители Intel, Skolkovo, Microsoft, Siemens, ФРИИ, Huawei, Cisco.
Представители Google привезли с собой прототип умного зеркала, показывающего в уголке погоду и уведомления о последних новостях (выглядит точь в точь, как в фантастическом кино), и куртку Levi’s с вшитыми в ткань сенсорными нитями, превращающими поверхность одежды в тачскрин.
А вот стенд компании Huawei получился неожиданно скромным для одного из спонсоров мероприятия. Здесь можно было подержать в руках различные компоненты умного дома и посмотреть на управляющее ими ПО. Выглядит этот комплект уже практически готовым.
Рядом расположился конкурирующий Rubetek со своей системой умного дома. Она легко масштабируется и состоит из полутора десятка фирменных реле и беспроводных датчиков (движения, открытия дверей, дыма, температуры, утечки газа). Они подключаются к центральному хабу. Компания утверждает, что в экосистему легко интегрируются и устройства сторонних производителей, но, как это работает на практике, нам выяснить не удалось.
Управляется умный дом Rubetek через Web-интерфейс или со смартфона. Все необходимые компоненты уже есть в продаже, но цены достаточно высоки, что дает Huawei шанс переиграть российскую компанию на ее родном рынке.
ООО «Спутник-техника», известное под маркой «ГдеМои», предлагало компаниям готовые решения для отслеживания местоположения сотрудников при помощи GPS. Были тут и гаджеты снимающие информацию с диагностических портов автомобилей и карманные решения для пеших курьеров. Придумала компания и маленький аттракцион. Одну из коробочек с навигацией установили на десятикилограммовый блин от штанги. Надежность крепления демонстрировали, без проблем поднимая груз, держась лишь за корпус трекера.
Соль, правда, здесь не столько в оборудовании, сколько в сервисе, предоставляемом компанией. В личном кабинете пользователя собирается статистика по расходу топлива, по передвижению, рисуются карты и показывается иная информация, для сбора и анализа которой в противном случае пришлось бы подрядить программиста.
Амперка с ее великолепными обучающими наборами выделялась из ряда прочих стартапов представленных на конференции. Прямого отношения к интернету вещей робототехнические конструкторы на базе Arduino, казалось бы, не имеют, но с их помощью даже школьники решают серьезные задачи. Доказательство этому прототип умной теплицы, созданный юными победителями чемпионата JuniorSkills. Выглядит он неказисто, но не будем забывать, что Apple тоже вышла из гаражной мастерской.
Встретились здесь и решения для разработчиков. Rightech демонстрировала похожую на сложную блок-схему, облачную платформу Rightech IoT Cloud, которая, по заверениям компании, сильно ускоряет организацию автоматизированных систем на базе интернета вещей.
Connectivity на примере маленького дистанционного манипулятора демонстрировала готовые управляющие модули для автоматов, работающие через интернет.
Конечно, наше внимание привлек Патрик Крамер, известный в среде трансгуманистов профессор, биохакер и по совместительству основатель Digiwell, компании, разрабатывающей начиненные электроникой капсулы-имплантаты. Концепция, в буквальном смысле этих слов, испытанная на кошках — подобные метки давно используются для идентификации домашних животных. И, скажем, честно, с тех пор начинка капсул не сильно изменилась. В корпусе 2х12 мм при помощи смартфона можно сохранить до 880 байт информации. Собственного источника питания внутри нет. Капсула сочетает в себе свойства программируемой RFID-метки и NFC-чипа. Делать с ней можно все тоже, что и с этими привычными технологиями: разблокировать устройства, хранить пароли или другие личные данные. Также, Крамер обещал, что вскоре на метку можно будет поместить Bitcoin кошелек.
Вживлять имплантат предполагается в область между большим и указательным пальцами при помощи специального инъектора, идущего в комплекте. Как ни странно, нашлись желающие провести эту операцию прямо на выставке. Позже выяснилось, что такое удовольствие обойдется начинающему киборгу в сумму от 50 до 90 евро.
Экстремальное предложение, как ни крути. А вот остальные технологии, что нам продемонстрировали, судя по озвученной докладчиками статистике, вскоре появятся на предприятиях, а затем и перекочуют в наши дома. Рынок умных вещей растет как на дрожжах, а ведь такие крупные игроки, как Google, еще только вступают в игру. Это значит, что в следующем году «Интернет Вещей» станет масштабнее и интереснее, а главное еще ближе к пользователю.