Конец девятнадцатого века. Частный магазинчик по продаже японских игральных карт. За прилавком стоит Фусадзиро Ямаути. Он даже не подозревал, что через 127 лет его магазинчик превратится в одну из лидирующих компаний в сфере видеоигр, которая подсадит на неких карманных монстров огромное количество людей. Да, речь идёт о Nintendo (任天堂 — сокращение от нескольких слов, расшифровывается как «небеса благословляют трудолюбие»). Предлагаем на пару минут окунуться в прошлое, пропитаться историей этой известнейшей компании.
От игральных карт до службы такси
23 сентября 1889 года Фусадзиро Ямаути в Киото (столице Японии) открыл свой магазин. В нём он изготовлял и продавал японские игральные карты ханафуда. Ханафуда — традиционная карточная японская игра. Она состоит из 48 карт, разделённых по 12 частей (по числу месяцев в году). На каждой карте свой символ — ветер, олень или хризантема. Комбинаций для игры было много, одна из них заключалась в простом подборе совпадающих карт.
Первое время карты обрели спрос лишь у частных лиц, но вскоре ими заинтересовалась и японская мафия, что сделало ханафуду самой популярной азартной игрой страны. Бизнес быстро пошёл вверх. Вскоре Фусадзиро понял, что пора расширяться. Тогда было решено открыть второй магазин. Местом был выбран город Осаке. Одновременно с этим Ямаути принялся разрабатывать новые версии игры ханафуда. Деньги шли, товар находил покупателя.
Первый логотип компании Nintendo
И вот пришло время назначить нового руководителя магазина. В те времена бизнес передавался по наследству, но у основателя Нинтендо была только одна дочь, поэтому было решено назначить руководителем зятя Фусадзиро, Секирё Канеде. Ради бизнеса, Канеде меняет фамилию на Ямаути. Шёл 1929 год. При Секирё бизнес всё также наращивал темпы, поэтому он решил открыть ещё одну компанию - Marufuku, которая занималась дистрибуцией продукции. Но ничего прорывного Секирё не осуществил. А время идёт.
Наступил 1949 год. Приемником Секирё становится его внук - Хироси Ямаути. Но при вступлении Ямаути младшего на должность руководителя, многие рабочие высказывали свои опасения насчёт нового владельца компании. Поэтому Хироси поступил просто и в тоже время жестоко — он уволил всех недовольных.
Первое, что сделал Ямаути младший на своём посту — вновь объединил две компании — Murofuku и Nintendo. Основным направлением деятельности по-прежнему оставались карты. Но Хироси пошёл на небольшую уловку. Он начал производить их на пластике (до этого все карты были из картона и бумаги). Клиенты бурно приняли такую диковинку, продукция расходилась тоннами, деньги шли.
В 1959 году Nintendo совершает сделку с Walt Disney Studios, чтобы получить право на использование в своей продукции персонажей известных мультфильмов. И это было правильным шагом — карты разлетались как горячие пирожки. Хироси на месте не сидел, он пробовал свою компанию и в других отраслях. В середине 1960-х годов по городу можно было встретить такси Nintendo, магазины с едой быстрого приготовления Nintendo и даже почасовые гостиницы Nintendo. Но эти подразделения не сыскали славы, наоборот, они тащили компанию вниз. Поэтому Хироси вновь принялся за карты.
Game&Watch, Mario, Dendy — пик популярности
Два подразделения компания действительно занимались только играми. А вот третье было создано с целью разработки новых видов игр и развлечений. Инженер Гумпей Ёкои, работающий в этом подразделении, помог компании выйти из финансовых трудностей. Его первая игрушка — Ultra Hand (по сути, обычный пантограф) — была быстро схвачена общественностью и самим Ямаути младшим.
Позднее Гумпей выпустил и другие свои шедевры. Среди них электронная игрушка Love Tester, оптоэлектронный пистолет Kosenju SP (который стал прообразом светового пистолета для стрельбы по уткам), аппарат для подачи мячей Ultra Machine. Ямаути младший понял, что на картах много уже не заработаешь, он видел явный успех продуктов отдела Гумпей, поэтому сделал ставку на новых технологиях. Для начала, в 1975 году Хироси заключил соглашение с Magnavox, пионером видеоигр. Таким образом, Ямаути младший получил разрешение на производство приставки Odyssey.
Позднее Гумпей создал собственную приставку - Color TV-Game, которая продавалась с относительным успехом. Вскоре была выпущена портативная игровая консоль Game&Watch, более известная нам под названием «Электроника ИМ-02» («Волк и яйца»).
В 1981 году компания Nintendo вышла на рынок США, выпустив игровой автомат Donkey Kong, где мы впервые увидели того самого Марио, которого в первой версии игры звали Jumpman. В 1983 году была выпущена популярнейшая игровая приставка Famicom (NES, Dendy), которая продавалась практически по себестоимости (прибыль шла за счёт продаж игр). Кстати, компания Nintendo в скором времени выпустит в продажу новую версию своей легендарной приставки, только игры там будут встроены, а подключать её к телевизору нужно будет через HDMI.
Pokemon: 20 лет вместе
В 1989 году инженер Гумпей создал портативную игровую консоль Game Boy, на которой впервые в 1996 году появились покемоны (карманные монстры), правда, в чёрно-белом варианте. И тут не обошлось без революций — консоли Game Boy можно было соединять между собой проводами, благодаря чему появилась возможность устраивать настоящие баталии с покемонами. Позднее появились Game Boy Color и Game Boy Advanced, которые продавались с таким же успехом, как их чёрно-белый предок. Кстати, благодаря обрушившейся в то время покемономании, Nintendo вернулась к своей исторической специальности — производству игровых карт (с покемонами, разумеется), что только увеличило прибыль компании.
Но не всегда компания имела такой успех со своих электронных игрушек. В 1994 году была выпущена приставка Virtual Boy, которая поддерживала трёхмерные 32-битные игры. Данный гаджет претерпел полный провал — у покупателей болела шея, так как для эффекта трёхмерной картинки нужно было наклонять голову. Разработчики неохотно выпускали игры под эту систему, так как считали это дело слишком рискованным. Из-за провала с Virtual Boy компанию покинул талантливый инженер Гемпей Ёкои. А через год после этого он погиб в автокатастрофе.
Позднее в свет выходит 64-битная игровая приставка Nintendo 64. Во многом она была интересна, например, в ней появился дополнительный способ управления — аналоговый джойстик. Но были и спорные моменты. Например, игровые модули. Многие разработчики отказались производить игры для приставки именно из-за этого. В то время конкурирующие устройства (Play Station от Sony и Saturn от Sega) работали с носителями типа CD, которые были намного дешевле картриджей. Но благодаря усилиям Nintendo, её 64-битная приставка не упала лицом в грязь — по продажам она уступала лишь Play Station.
Именно на приставке Nintendo 64 знаменитый персонаж Марио получил вторую волну бешеной популярности (игра Super Mario 64 отмечена многими наградами, а также стала самой популярной игрой на платформе Nintendo 64).
В 2002 году Хироси Ямаути передаёт руководство компанией Сатору Ивате, при котором создавались такие проекты, как Nintendo DS/3DS, Nintendo Wii. Но растущий рынок мобильных игр (Android, iOS) Иват как будто не видел. И лишь в 2015 году Nintendo наконец решилась выпустить несколько игр на мобильных платформах. Первая из них - Miitomo — интерактивная социальная сеть, где каждый участник создаёт своего персонажа.
А вторую игру от Nintendo для мобильных операционных систем уже, наверно, знает каждый — Pokemon GO — поиск виртуальных покемонов в реальном мире. Но и это ещё не всё. Компания активно развивается, правда, уже при новом руководителе — Тацуме Кимишиме.
Вот мы и подошли к современности, к той Nintendo, которую мы знаем. Как вы думаете, гордился бы Ямаути старший успехами своего внука?