adblock check

Как работают телефонные мошенники: лучше вообще не отвечать незнакомым номерам

Телефонные мошенники придумывают всё новые схемы отъёма денег. Страдают даже те, кто никому не верит

Телефонное мошенничество с каждым годом становится всё более массовым. Согласно официальному ответу МВД на запрос ТАСС, в 2018 году было выявлено более 42 тысяч фактов обмана граждан с использованием средств мобильной связи. Но эта цифра не отражает реальную картину — всё намного хуже.

От мошенников страдают все, а не только пенсионеры

В июне 2019 года компания OMI провела социологический опрос по заказу «Лаборатории Касперского». В исследовании приняли участие 1000 человек в возрасте от 18 до 55 лет, которые проживают в крупных городах в 8 федеральных округах России. Результаты опроса показывают, что телефонное мошенничество процветает:

  • Каждый третий респондент сообщил, что он или его близкие сталкивались с такой проблемой. 
  • Почти каждый десятый опрошенный в результате телефонного мошенничества потерял крупную для себя сумму денег.
  • Только 4% обманутых граждан обратились в правоохранительные органы. 

Новостные заголовки при этом формируют неправильную картину — мол, жертвами становятся только люди старшего возраста. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть ленту того же ТАСС: «Телефонные лжеэкстрасенсы выманили у калининградской пенсионерки почти 900 тысяч рублей», «Телефонные мошенники обманули мурманскую пенсионерку на 2,7 млн рублей», «Пенсионерка из Иркутской области перевела более 1,3 млн руб. мошенникам». Однако от действий телефонных мошенников страдают все возрастные группы — просто пенсионеры как раз входят в те 4% процента, которые обращаются в полицию.

Как вас могут обмануть

Министерство внутренних дел старается информировать граждан о том, какие мошеннические схемы действуют в данный момент, но угнаться за фантазией злоумышленников нереально. Сейчас на региональных сайтах МВД рассказывают о таких способах отъёма денег по телефону (это не инструкция, а предупреждение): 

  • Мошенник представляется родственником и сообщает, что его задержали за совершение преступления. Затем в разговор включается якобы сотрудник полиции, который предлагает «решить вопрос». Он называет сумму и способ передачи денег — например, перевод на счёт.
  • На телефон жертвы приходит SMS-сообщение о пополнении счёта. Затем звонит мошенник и говорит, что ошибся при переводе денег. Просит вернуть сумму и называет номер для обратного перевода. Жертва отдаёт свои деньги, так как фактически на её счёт ничего не поступало — сообщение о зачислении было поддельным. 
  • На телефон приходит сообщение о блокировке карты, попытке мошенничества, несанкционированном доступе. В тексте есть телефон, по которому просят позвонить для уточнения деталей. Номер платный, при звонке со счёта абонента списываются деньги. Другой вариант — отвечает якобы сотрудник банка, который продолжает обрабатывать жертву. 
  • Звонящий представляется ведущим радиостанции или сотрудником компании, которая проводит лотерею. Жертве сообщают о выигрыше. Чтобы его забрать, нужно заплатить налог, внести гарантийный взнос — в общем, отправить некоторую сумму на указанный счёт. 

Схемы постоянно меняются. Например, жители разных регионов России в 2019 году начали получать звонки о том, что они признаны потерпевшими по крупным уголовным делам, связанным с оборотом фальсифицированных биологических добавок или лекарственных средств. Лжесотрудники Следственного комитета или Министерства юстиции предлагали им написать заявление на предоставление бесплатного адвоката и отправить его в госорганы. Затем с людьми связывался «бесплатный адвокат» и под разными предлогами выманивал деньги — например, обещал ускоренное получение компенсации или увеличение её размера.

Как работают телефонные мошенники: лучше вообще не отвечать незнакомым номерам
Даже такой древний способ обмана до сих пор работает

Если схема с компенсацией кажется вам слишком глупой для реальной жизни, вот предупреждение от Министерства юстиции. В ведомство поступило несколько тысяч заявлений от потерпевших по несуществующим делам. Сколько из них отдали деньги бесплатным адвокатам — неизвестно. 

«Злоумышленники постоянно совершенствуют свои тактики, в том числе и в случае с телефонным мошенничеством. Например, сейчас появилось много вариаций довольно известного банковского мошенничества. Помимо «традиционной» просьбы сообщить злоумышленникам данные от входа в онлайн-банк или данные карты, мошенники действуют по следующим схемам:
  • уверяют, что вкладчику надо срочно перевести средства на «гарантированный счет» для «защиты вклада»;
  • сообщают, что человеку надо срочно снять наличные в одном банкомате со «скомпрометированного счета» и тут же положить в другой «на банковскую ячейку»;
  • предупреждают, что абоненту надо срочно поставить определенное «приложение для защиты от мошенников».
При этом мошенники обычно просят сделать всё срочно, чтобы пользователь не потерял время и деньги. Однако настоящая служба поддержки банков срочно может порекомендовать только заблокировать карту», — объясняет Дмитрий Волгин, старший системный аналитик «Лаборатории Касперского».

Новости о новых способах телефонного мошенничества быстро набирают просмотры и залетают в топы агрегаторов. Поэтому очень часто журналисты не проверяют информацию, а спешат поскорее уберечь деньги сограждан. Отсюда рождаются истории, после которых хочется выбросить телефон подальше и отвечать только на звонки мамы. Последний миф, который был растиражирован федеральными СМИ, звучит так: не говорите в телефонном разговоре с незнакомцем слово «да». Он может записать ваш голос и использовать его для идентификации личности с помощью биометрии, которую сейчас активно собирают банки.

Это неправда. Банки действительно двигаются в сторону упрощения идентификации личности клиента с помощью биометрических данных. Но любые удалённые операции со счетами требуют полной аутентификации. Записанное слово «да» не является подтверждением — если, конечно, это не кодовое слово, которое вы придумали при открытии счёта. 

«Голосовой слепок формируется специальным образом непосредственно в контактном центре банка и не может быть заменен обычной записью человеческого голоса по телефону. Программа при идентификации отлавливает определенные колебания голоса, которые присущи только «живой» речи. Соответственно, когда злоумышленники попытаются включить запись голоса клиента, машина это моментально обнаружит и откажет в доступе», — рассказал «КП» Александр Махнев, руководитель проекта по биометрической идентификации Уральского банка реконструкции и развития. 

Через некоторое время СМИ начали опровергать первоначальные сообщения о том, что такая схема мошенничества действует. Но в топы новостей опровержение уже не попало, в отличие от самого мифа.

Приёмы мошенников

Во всех случаях мошенничества можно выделить несколько моментов, которые позволяют злоумышленникам добиться успеха.

Важная штука, которой пользуются телефонные мошенники — обращение по имени. Это сразу повышает уровень доверия: мол, откуда они могли узнать мои личные данные, если не работают в банке, полиции или других серьёзных организациях? Жестокая правда — в октябре 2019 года СМИ сообщили об утечке персональных данных 60 миллионов клиентов Сбербанка. На чёрном рынке появилась база данных, в которой были указаны ФИО, номер паспорта, номер карты, номер отделения банка и филиала, а также информация по лимитам и ссудам.

Как работают телефонные мошенники: лучше вообще не отвечать незнакомым номерам
Если по телефону сообщают такую информацию, трудно поверить, что звонят не из банка. Фото: https://t.me/banksta

Сбербанк подтвердил факт утечки персональных данных, но изначально говорил только о 200 клиентах. В дальнейшем цифра в 60 миллионов так и не подтвердилась. Но это не имеет значения — подобные базы данных теряют другие банки, а также провайдеры, операторы сотовой связи и другие компании.

  • 5 ноября 2019 года появилась новость о продаже данных 3500 клиентов Альфа-банка и 3000 клиентов «АльфаСтрахования». Представители компаний подтвердили утечку, но назвали меньшие цифры — 10-15 клиентов.
  • 12 ноября 2019 года ВТБ подтвердил утечку персональных данных клиентов. В интернете появилась база вкладчиков на 5000 строк с указанием ФИО, домашнего адреса, номера телефона, суммы вкладов. Представители банка сказали, что это данные за 2016 год, которые сейчас не представляют ценности. Однако журналисты связались с некоторыми клиентами, информация о которых была в документе, и получили подтверждение актуальности указанных сведений.

Из-за слитых данных мошенники могут знать о вас всё, вплоть до домашнего адреса. Единственный недостаток — в базах нет сведений, которые давали бы злоумышленникам прямой доступ к вашим счетам. Поэтому они звонят, чтобы получить последнюю часть пазла — например, трёхзначный код с обратной стороны карты.

Ещё одна психологическая уловка — постоянное давление на жертву. Человеку нельзя дать передохнуть, подумать, критически оценить то, что он слышит по телефону. Снимите или переведите деньги прямо сейчас, срочно назовите код, иначе карта будет заблокирована, немедленно оплатите счёт, акция закончится через 3 минуты — стандартные аргументы мошенников. Часто схема ломается в тот момент, когда человеку удаётся отключиться от разговора. Именно такую историю рассказал нам Евгений Вилимас, который чуть не передал мошенникам доступ к кредитной карте на 500 000 рублей:

«В очередной забитый делами день был за рулём, ответил на звонок. Человек представился сотрудником Альфа-банка. Он предложил оформить кредитную карту. Как пользователь кредитной карты другого банка, я решил выслушать предложение. Условия понравились, я согласился. У самого в голове мысли о другом, но паспортные данные мы постепенно заполнили, после чего подошли к финальному этапу — мошенник просил назвать код из SMS, чтобы завершить оформление. Меня спасло отсутствие сообщения во время звонка — смска не пришла, а разговаривать дальше я уже не мог. В конце дня понял, что чуть не попался. Очень беспокоился за паспортные данные. Но знакомый из полиции сказал, что знание паспортных данных не принесёт мошенникам особой пользы, в отличие от сканов документов».

Третья уловка — игра на жадности. Часто это является основой мошенничества, когда человеку предлагают что-то выгодно приобрести или получить мифический выигрыш. Но иногда игра на жадности становится лишь частью большой схемы обмана — например, жертве говорят, что она получит компенсацию за беспокойство, если положит деньги на безопасный счёт с целью защиты их от мошенников.

Есть и чисто техническая фишка — подмена номера. На экране при звонке высвечивается настоящий телефон банка, клиентом которого вы являетесь. Это сильный ход, который увеличивает уровень доверия с первой секунды разговора. В итоге опасным становится каждый звонок с неизвестного номера, даже если он максимально похож на разговор с настоящим сотрудником банка или представителем государственных органов.

Во второй части нашего большого исследования мы разберём реальный случай телефонного мошенничества, а также узнаем, как можно ему противостоять. А пока — не отвечайте на звонки с незнакомых номеров.

Pochemuta
Пользователь
4 комментария по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
>это не инструкция, а предупреждение

А я уже достал телефон, хотел начать звонить
Люди все еще ведутся на это серьезно? Меня не когда не обманут. Даже мошенники якобы от сбербанка не смогли обмануть! Я так и сказал какая именно банковская карта заблокирована у меня их 10 штук от разных банков. Не смог ответить. Только фтирал что он из службы безопасности. Реально люди при общении даже не знают что настоящие банки не когда не спросит какой у тебя банк. Глупо звонят из сбербанка, и спрашивают какой банк! Реально смешно.
Автор
Люди ведутся на самую разную глупость, особенно если она накладывается на какие-нибудь обстоятельства в жизни.

Проблема в том, что по телефонным и другим не самым крупным обманам тяжело собрать статистику. Когда пытался найти истории из жизни, столкнулся с тем, что все говорят только о неудачных попытках. Типа «мне позвонили, я почти сразу выкупил и послал их» или в худшем случае «мне повезло, что смска не пришла». Если сумма небольшая, большинство предпочитает не афишировать свой прокол. При этом статистика МВД показывает по телефонному мошенничеству показывает ежегодный рост. 43 тысячи зарегистрированных преступлений в 2018 году — это 117 обманов в день.

Хорошо, что вы уверены в себе. Но в такие ситуации попадают не только пенсионеры или глупые люди — это, пожалуй, главная мысль, которую хотелось бы донести.
Автор
Кстати, интересное наблюдение про банки и пенсионеров — вернее, людей старшего поколения. Недавно менял карту. За соседним столом сидела женщина в возрасте, которую сильно убеждали оформить страховую защиту от мошенников. Рассказывали о том, как по телефону звонят и обманывают, крадут все деньги. Так что в какой-то степени банкам выгодно существование такой проблемы — больше аргументов в пользу платных страховок.