Сегодня мы с вами немного отдохнём от компьютеров, консолей и мобильных устройств. «Какой же тогда жанр можно разобрать?» — спросите вы. Мы рассмотрим целый вид, а именно — настольные игры, ведь рубрика называется «История игр», а не «История жанров компьютерных игр». В статье про историю RPG мы уже касались темы «настолок», но сегодня мы исследуем её более детально от самых первых игр с костями животных до современных коллекционных карточных игр с минифигурками, политикой, экономикой и прочими терминами.
Самыми первыми предметами для игр считаются различные кубики и палочки, вырезанные из костей, дерева, камней и других материалов. Кости и камни обтачивали и наносили отметки для обозначения очков. Плоские деревянные палочки окрашивали либо наносили резной узор с одной стороны. Как и игральные кости, при игре палочки брали рукой и бросали. Победитель определялся по количеству палочек, упавших окрашенной стороной вверх. Кстати, слово «азарт» происходит от арабского الزهر (аль-захр) — игральная кость. Интересно, но настольные игры могли появиться ещё до изобретения столов. Так, первые упоминания о столе как предмете мебели встречаются в Древнем Египте и датируются 2650 годом до н. э. (4669 лет назад), а древнейший набор игральных костей возрастом около 5200 лет был найден в Иране при раскопках города Шахри-Сухте. Похожий набор из 49 вырезанных и покрашенных камешков был найден археологами в 5000-летнем кургане Башур Хаюк на юго-востоке Турции.
Титул самой древней настольной игры в мире принадлежит древнеегипетской игре сенет. Она была найдена в захоронениях додинастической эры, а это значит, что ей более 5 тысячи лет. Правила сенета, к сожалению, до наших дней не дошли. Изначально историки предполагали, что данная игра является прародительницей шахмат, чуть позже — шашек. Однако оказалось, что сенет имеет мало общего с этими играми. Также предполагается, что изначально это была игра для фараонов и лишь с течением времени она дошла до широких масс. Более того, набор для игры в сенет мог использоваться людьми в качестве гадального инструмента. Некоторые исследователи даже считают, что карты Таро произошли от сенета. По крайней мере, 22 козыря колоды египетского Таро действительно могут восходить к этой игре.
В период между 2600 и 2400 годами до н.э. в Месопотамии появилась Царская игра Ур, которая ныне держит титул самой долгоживущей игры в мире. Правила игры по состоянию на II век до н. э. известны благодаря обнаруженной вавилонской глиняной табличке, текст которой написан писцом Итти Мардук-балату. Оказалось, что в некоторых поселениях кочинских евреев в Индии в Царскую игру Ур продолжали играть практически в неизменном виде как минимум до начала массовой эмиграции в Израиль в 1950-х годах. Суть игры заключается в том, чтобы переместить семь своих фишек на другой конец доски. Количество ходов определялось при помощи четырёхгранных игральных костей, что вносило в игру Ур элемент удачи. По сути, по этому принципу построены многие современные настольные игры, относящиеся к семейству «гоночных», куда, кстати, входят и нарды.
Прообразом современных нард является греко-римская игра табула, впервые описанная в эпиграмме византийского императора Зенона (482 год н. э.). На доске было нарисовано поле, состоящее из 24 ячеек. Игроки по очереди бросали три кубика, чтобы определить количество ходов. Целью табулы было совершить полный круг всеми фишками, которых было по 15 на каждого человека. И хотя в истории есть упоминания о древнеримской игре Ludus duodecim scriptorum (с латинского — «игра двенадцати знаков»), описанной в «Науке любви» Овидия (1 год до н. э. — 8 год н. э.), а также более древних подобных безымянных игр, найденных археологами на территории Ирана, табула действительно мало чем отличается от нард. Сами же нарды, по легенде, были придуманы персидским мудрецом Бозоргмехром.
Множество настольных игр зародилось в Индии. Например, шахматы. Древнеиндийская игра чатуранга была создана примерно в VI веке нашей эры. На доске 8х8 клеток 2 игрока располагали по 16 фигур. Цель — уничтожить все вражеские фигуры. Из Индии игра попала в Персию, где превратилась в шатрандж, которая считается прямым предком шахмат. Основное отличие шатранджа от шахмат заключается в более слабых ферзях и слонах. Примерно к X веку игра дошла до Европы, где в течение ещё примерно пятисот лет формировались правила, практически полностью совпадающие с современными. Кстати, из чатуранги выросли не только шахматы, но и китайская настольная игра сянци, японская сёги, тайская макрук и корейская чанги. Также в Индии придумали домино, хотя и считается, что родина данной игры — Китай. Самые древние плоские таблички из слоновой кости с вырезами, определяющими очки, имеют возраст более 2 тысяч лет. Нашли их на территории современной Индии. В Китае же первое упоминание о домино, которое смогли обнаружить историки, относится к XIII веку. Хотя некоторые сохранившиеся пластинки датируются XII веком.
Зато Китай точно является родиной игральных карт. До появления бумажных карточек использовались таблички из дерева или бамбука. Известно, что в Японии даже играли ракушками. Первые упоминания о продолговатых листах, с помощью которых можно играть, датируются IX веком. Настольные игры, как вы уже могли заметить, часто кочевали из Индии в разные страны. Так случилось и с картами. Сначала они попали из Китая в саму Индию, где превратились в круглые карточки ганджифа, а затем отправились в Персию и Египет. Оттуда карты перекочевали в Европу предположительно в XIV веке. К этому же периоду относятся и первые сохранившиеся указы европейских правителей и духовных лидеров, которые запрещали играть в кости, карты, шахматы и другие настольные игры. Интересно, что история не сохранила ни единого запрета на шашки, которые, возможно, являются единственной игрой, придуманной в Европе. По крайней мере, скандинавская игра шашечного типа хнефатафл является самой древней игрой подобного рода. Первые упоминания о ней датируют III веком. По данным историков, викинги завезли хнефатафл в Гренландию, Исландию, Уэльс, Британию и Киевскую Русь.
Карты же быстро стали одним из самых популярных феноменов в Европе. Общее количество карточных игр за пару веков уже насчитывало несколько сотен. Наибольшее распространение получила так называемая «французская колода», состоящая из 54 карт. Она разделена на четыре масти по 13 карт в каждой и два джокера. Также с течением времени появляются специальные колоды для фокусов, гадания и так далее, что выводит карты за пределы настольных игр. Один человек может разложить пасьянс, десять — сыграть в покер. Практически каждый мог найти подходящий сценарий применения карт. Позже появилось и такое понятие как коллекционные карточные игры, где игроки сами составляют колоды из перечня доступных карточек.
В XVI веке в Генуе (Италия) появляется лото — азартная игра с использованием бочонков и карточек с цифрами. В Россию она попала только в XVIII веке, а во времена СССР была признана семейной и развивающей игрой. В XVIII—XIX веках с появлением картона в Европе начали развиваться гоночные игры ходилки, где игроки должны были переместить свою фишку от стартовой клетки до финишной раньше других. Появляются всяческие тематические поля с разными уникальными клеточками, на которых были написаны дополнительные условия, например, переместиться на несколько шагов вперёд или пропустить ход. Эти игры полностью зависели от удачи и выпавших очков на игральных костях. Также среди простого народа очень популярными становятся игры, в которые можно сыграть быстро, используя лишь бумагу и ручку, например, «Морской бой» или крестики-нолики.
В конце XIX века в Китае появляется ещё одна игра, потихоньку захватившая весь мир. Это маджонг — игра для четырёх человек с использованием игральных костей (фишек, напоминающих домино, но только вместо очков на них нанесены иероглифы), по правилам напоминающая покер. Первое время в маджонг играли только в ограниченной части центрального Китая, но уже к 1920 году игра распространилась по всей Азии и считалась национальной. Позже также был придуман вариант маджонга для одного игрока, напоминающий карточный пасьянс (все же играли в него на Windows?). Кстати, в 1889 году Фусадзиро Ямаути основал компанию Nintendo Koppai, которая изначально занималась производством и продажей игральных карт Ханафуда. Думаю, чем сейчас занимается Nintendo, читателям нашего сайта и так известно.
Начиная с XX века на арену изобретателей настольных игр выходит Америка. В 1903 Элизабет Мэги (Elizabeth Magie) придумывает «Игру землевладельцев». По задумке автора, игра должна была стать практической демонстрацией существующей на тот момент системы захвата земли со всеми её обычными результатами и последствиями (это как раз тот момент истории США, когда прокладывались железные дороги, а все земли скупались магнатами). Поле было поделено на клетки, каждой из которых соответствовала какая-то недвижимость. Если один игрок становился владельцем какой-нибудь ячейки, то все остальные игроки должны были платить ему определенную сумму при попадании на эту клетку.
Именно «Игра землевладельцев», как вы уже могли догадаться, является прообразом «Монополии», которую Чарльз Дэрроу (Charles Darrow) совместно с издательством Parker Brothers выпустили в 1935 году. А уже в 1936 году «Монополия» стала самой продаваемой игрой в США. Её начали копировать многие другие издательства, немного меняя правила, тему, оформление, но суть всегда сохранялась. Играл ли кто-то из вас, дорогие читатели Trashbox.ru, в «Менеджер», «Империю», «Бизнесмена» или «Мультимиллионера»? Всё это клоны «Монополии».
В 1931 году американский архитектор Альфред Баттс (Alfred Butts) создаёт игру Lexiko (от греческого lexicos, что означает «слова»). Каждый игрок получал набор из 9 букв и пытался составить из них слово. От издания Lexiko отказались и Parker Brothers, и Milton Bradley. Позже Баттс добавляет в комплект поле размером 15х15 клеточек и переименовывает игру в Criss-Cross Words. В 1948 Джеймс Бруно (James Brunot) покупает права на издание игры, немного упрощает правила и даёт ей окончательное название — Scrabble (Скрэббл, более известный в России как «Эрудит»).
В 1954 году Чарльз Робертс (Charles Roberts) выпускает игру Tactics, которая считается первой настольной игрой жанра варгейм (военная игра). Это разновидность стратегических игр, где с помощью фишек или миниатюрных фигурок, обозначающих отряды войск, военную технику или мифические существа (драконы, огры), имитируются различные конфликты. Считается, что именно варгеймы легли в основу первого свода правил Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы»). Но об этом позже, потому что 50-е годы стали поистине выдающимися для стратегических игр. Помимо варгейма Tactics на свет появилась ещё и пошаговая стратегическая настольная игра Risk. Она была создана французским кинорежиссёром Альбертом Ламоросси и выпущена в 1957 году во Франции под названием La Conquête du Monde, что в переводе с французского языка означает «Завоевание мира».
Следующий рывок настольные игры совершили в 1971 году, когда на свет появились сразу две будущие легенды — Uno и Chainmail. Первая — очередная вариация на тему карточных игр. Однако нестандартная колода, простые правила, которые доступны даже детям, и динамичная механика сделали своё дело. Uno становится очень популярной сначала в Америке, а затем и за её пределами, и продолжает процветать даже спустя почти 50 лет. Вторая появилась благодаря Гэри Гайгэксу (Gary Gygax), Джеффу Перрену (Jeff Perren) и издательству Guidon Games. Chainmail (кольчуга) стала хитом практически сразу после выхода. Мало того, что эта игра была одной из первых варгеймов с элементами фэнтези, так ещё и является прямым предшественником Dungeons & Dragons.
Когда Гайгэкс играл с товарищем Дэйвом Арнесоном (Dave Arneson) в свою же игру, он заметил, что их игровые сессии начали плавно переходить от битв целых армий на огромных полях в приключения отдельных персонажей в небольших подземельях, и что для них это представляет даже больший интерес. Они решили оформить свой игровой опыт в качестве свода правил для новой игры. Так, в 1974 году компания Tactical Studies Rules (которую, кстати говоря, основал сам Гайгэкс) издаёт первую редакцию правил настольной ролевой игры Dungeons & Dragons, по которым для комфортной игры рекомендовалось также иметь в наличии правила игры Chainmail на случай, если в сражениях начнут принимать участие большие армии.
Стоит ли говорить о том, как эта игра повлияла на дальнейшее развитие игровой индустрии? В 1977 году правила разбиваются на две версии: более простая в освоении Dungeons & Dragons (D&D) и более структурированная, сложная и глубокая Advanced Dungeons & Dragons (AD&D). Правила выпускались также отдельными книгами Player’s Handbook (руководство для игрока), Dungeon Master’s Guide (руководство для ведущего) и Monster Manual (описание монстров). С течением времени правила переиздавались не один раз. Например, в 2000 году компания Wizards of the Coast представила третье издание D&D, в основу которого легло использование двадцатигранного кубика. Именно система d20 использована для создания боевой механики компьютерной игры Star Wars: Knights of the Old Republic. В ноябре 2018 года Wizards of the Coast выложила в открытом доступе последнюю на данный момент версию упрощённых правил D&D.
В 1979 году в Германии впервые была вручена премия «Настольная игра года» (Spiel des Jahres), её получила игра Hare and Tortoise. Это одна из первых ярких представительниц жанра еврогейм (так называемые игры немецкого типа), для которого характерны относительно простые правила, небольшая продолжительность партии и высокий уровень взаимодействия игроков. Считается, что именно появление данной премии дало толчок развитию настольных игр в Европе. Кстати, в 1979 году также была выпущена эпическая настольная стратегия Dune по мотивам одноименного романа Фрэнка Герберта. Многие механики из этой игры можно проследить в современных стратегических «настолках». Например, систему контроля территорий, реализацию влияния дипломатии и использование лидеров в бою можно увидеть в «Игре престолов».
В 1980 году в Великобритании вышла ещё одна легендарная настольная игра — Civilization. Именно в неё играл Сид Мейер (Sid Meier), когда разрабатывал всем известную компьютерную стратегию. Создатель Civilization Фрэнсис Трешем (Francis Tresham) ввёл в настольные игры такое понятие как древо технологий. Издательство Gibsons Games увидело в этом новшестве потенциал и согласилось издать игру. Как мы знаем — оно не прогадало. Игра была действительно революционной. 11 видов ресурсов для торговли между игроками. Карточки бедствий, такие как, например, «Извержение вулкана» или «Гражданская война». Карточки цивилизаций, которые предоставляли доступ к различным технологиям (медицина, сельское хозяйство, философия и так далее). Очень многие элементы данной настольной игры в итоге перекочевали в Sid Meier’s Civilization.
В 1986 году студент факультета философии Московского государственного университета Дмитрий Давыдов придумал правила для игры «Мафия». И хотя изначально это не совсем настольная игра, но не упомянуть о ней нельзя. В середине XX века в СССР была популярна дворовая игра «Сыщики и воры». Дети тянули листочки с разными ролями и затем пытались отгадать, кто есть кто. Психологическая ролевая игра «Мафия» также опирается на концепцию слепого жребия ролей и использования логики и интуиции в определении «злодеев». В Европе также существовала подобная игра, но там маньяк лишь один. Сейчас у «Мафии» множество различных изданий и вариаций с разными карточками персонажей. В неё можно играть в больших компаниях. По ней проводят турниры. А в 2016 году даже вышел российский художественный фильм «Мафия: Игра на выживание».
Небольшое отступление. Мы уже говорили о том, что карты хорошо прижились в человеческом обществе. Тысячи различных игр со стандартной колодой. Сотни уникальных колод. В Америке ещё с середины XIX века появилась мода на коллекционирование карточек с изображением известных бейсболистов. Казалось бы, что ещё можно придумать? На этот вопрос в 1991 году ответил доктор философии по комбинаторной математике Ричард Гарфилд (Richard Garfield), когда изобрёл концепцию коллекционных карточных игр и сформировал правила для Mana Clash. Компания Wizards of the Coast не сразу заметила в новинке потенциал. Однако в 1993 году всё же купила права на игру и выпустила её под названием Magic: The Gathering, которая, кстати, как раз сейчас переживает новую волну популярности. И мир заполонило бесчисленное множество различных ККИ (признавайтесь, кто никогда не пробовал сыграть в Hearthstone?). И 90-е могли бы запомниться лишь бумом коллекционных карточных игр, если бы не «Колонизаторы».
В 1995 году вышла одна из самых успешных и влиятельных игр жанра еврогейм — The Settlers of Catan, более известная в России под названием «Колонизаторы». Она стала лучшей игрой не только по версии Spiel des Jahres, но и по многим другим. Более того, The Settlers of Catan стала одной из первых игр данного жанра, популярность которой вышла за пределы Европы. В 1996 году американская Академия приключенческого игрового искусства и дизайна (AAGAG) оценила её как лучшую фантастическую/фэнтезийную настольную игру года (Best Fantasy or Science Fiction Board Game). Впоследствии The Settlers of Catan получила многочисленные дополнения, её перенесли на ПК, на мобильные устройства (сначала на Java, а потом на Android и iOS), по ней стали проводить мировые чемпионаты и она до сих пор считается эталоном семейных игр.
В современном мире очень трудно придумать уникальную настольную игру. Однако в 2008 году Жан-Луи Рубира (Jean-Louis Roubira) смог представить обычную игру на ассоциации в необычном свете. Игра Dixit («Диксит») была выпущена компанией Libellud и получила более 15 наград по всему миру. Во многом успех Dixit связывают с интересными иллюстрациями французской художницы Мари Кардуа (Marie Cardouat), которые действительно заставляют воображение работать. Эта игра никак не связана со случайностью. Dixit — это игра, где способность анализировать, мыслить абстрактно и доверять своей интуиции должны быть развиты максимально хорошо.
И хотя придумать что-то принципиально новое сейчас довольно сложно, но всё же мы с вами живём в уникальное время, когда каждый может попробовать создать себе игру мечты благодаря краудфандинговым платформам — например, Kickstarter. Одним из самых ярких примеров успеха такой затеи является игра «Взрывные котята» (Exploding Kittens), собравшая почти 9 миллионов долларов (хотя цель проекта была собрать 10 тысяч долларов для печати одной партии игры). На эти деньги было создано мобильное приложение, несколько дополнений к стандартной версии настольной игры и другие вещи, о которых авторы даже и не мечтали.
Интересно, а вы, дорогие читатели, когда-нибудь пытались придумать собственную настольную игру? Возможно, у вас есть идеи для новой стратегии, еврогейма, карточной игры или гонок? Если да, делитесь своими мыслями в комментариях. До новых встреч в рубрике «История игр» на Trashbox.ru.