test adv
,

Обзор портативного компьютера Steam Deck: полноценные игры всегда с собой

Компания Valve решила совершить настоящую революцию на рынке портативных игровых приставок. Удалось ли?

Меньше месяца назад Valve официально анонсировала своё новое устройство под названием Steam Deck — это собственный взгляд компании Гейба Ньюэлла на рынок портативных компьютеров, созданных специально для видеоигр. Сразу после анонса компания открыла предварительные заказы и оказалось, что спрос на новинку невероятно высок — серверы Valve со скрипом выдерживали поток желающих оценить новый портативный ПК. Более того, первая партия гаджета, которая отправится покупателям в декабре текущего года, была раскуплена почти моментально — остальным придётся ждать второго квартала 2022 года, чтобы получить свой геймерский ПК.

Обзор портативного компьютера Steam Deck: полноценные игры всегда с собой

Причина столь внушительного разрыва между партиями, конечно же, заключается в дефиците полупроводников, с которым столкнулся мир. Однако мне удалось посетить штаб-квартиру Valve, чтобы опробовать новый портативный компьютер и оценить то, что потенциальные покупатели, которым удалось оформить бронирование в числе первых, получат в декабре 2021 года. Правда, стоит отметить, что мне в руки попал не завершённый ПК, а прототип Valve EV2, который ещё могут доработать до момента отгрузки — если аппаратная составляющая, скорее всего, меняться уже не будет (максимум могут выбрать другой тип пластмассы), то ПО, конечно же, могут обновить даже после отгрузки.

Для теста нам предоставили флагманскую комплектацию консоли с 512 ГБ встроенной памяти, которая стоит 699 долларов — с матовым стеклом и антибликовым покрытием. Стоит уточнить, что на Steam Deck уже были предустановлены игры — установить то, что хочется, нельзя, как и войти в свою учётную запись. С другой стороны, это лишь небольшие ограничения от разработчиков, которые на самом деле почти не влияют на опыт использования устройства и эмоции от возможности поиграть в настольные ПК-игры в любой точке мира.

Больше, чем я ожидал

Первое впечатление, которое возникло при первом взгляде на Steam Deck, — устройство гораздо больше, чем я ожидал. Портативный компьютер оказался более широким и длинным, но в руках, что удивительно, гаджет ощущается весьма комфортно и естественно. Конечно, вы почувствуете вес новинки в своих руках, но этот вес равномерно распределён по площади устройства, а значит, Steam Deck не будет вызывать дискомфорта при длительных игровых сессиях. Но, конечно, если вы в последнее время большую часть времени провели с Nintendo Switch в руках, то разница в весе и габаритах будет ощутимой — разработчикам пришлось пойти на этот компромисс, чтобы расширить возможности своего ПК.

Обзор портативного компьютера Steam Deck: полноценные игры всегда с собой

Важно отметить, что у меня руки среднего размера для моего роста (нельзя сказать, что я очень уж высокий), но компьютер от Valve помещается в них абсолютно комфортно. Более того, у меня не возникало каких-либо проблем с нажатием на какую-то из кнопок на корпусе, что крайне важно. А ещё я использовал разработчика из Valve в качестве модели для фотографий — у него большие руки, и на кадрах я продемонстрировал, как Steam Deck выглядит в данном сценарии.

И раз уж зашёл разговор о размещении кнопок, навигационной панели и стиков — я рад сообщить о том, что за два часа активной работы с данным ПК я не обнаружил ни единой проблемы в раскладке аппаратных органов управления Steam Deck. И хотя это совсем не та компоновка кнопок и стиков, к которым я привык за многие годы игр на геймпадах от Microsoft и Sony, а также за время, проведённое со Switch в руках, я вдруг обнаружил, что за два часа геймплея и работы с портативным ПК я не совершал ошибок, связанных с размещением элементов управления. Впрочем, без определённых «но» всё же не обошлось.

Например, сенсорные панели, размещённые под обоими стиками снизу, всё же требуют определённого времени, чтобы привыкнуть к их работе и тому, что они там расположены. Или, например, когда я решил использовать тачпады в шутерах от первого лица (Doom Eternal и Halo 4), мне пришлось немного тянуться до кнопок ABXY, которые расположены выше и правее стика. И, я подозреваю, что если бы я пробыл с консолью Valve чуть больше времени, то это перестало бы быть проблемой.

К сожалению, пока что информации о дрейфе стиков, который так беспокоит геймеров со всего мира (передаю привет Nintendo Switch), нет — дрейф, если он и есть, так быстро не проявится. Но я могу сказать, что сами стики ощущаются довольно увесистыми, и это чувство веса положительно влияет на ощущения от работы с ПК. Есть даже небольшое сопротивление при нажатии на стик, когда нужно нажать на L3 или R3 — в Control это ощущается очень ярко.

Обзор портативного компьютера Steam Deck: полноценные игры всегда с собой

Также можно смело похвалить триггеры и бамперы — они очень удобные, приятные, щёлкающие. Кроме того, на тыльной стороне устройства расположено ещё четыре кнопки (в народе геймеры зовут их «лепестками»), но они не работали в тех играх, в которые мне удалось поиграть. Но, безусловно, это отличное решение во многих играх, особенно в шутерах.

Собственно, единственное, к чему со Steam Deck пришлось привыкать, так это к весу самого устройства — но и с этим я достаточно быстро справился.

Игры на Steam Deck

За основу производительности портативного ПК Steam Deck взята платформа AMD APU, состоящая из центрального процессора на архитектуре Zen 2 с 4 ядрами и 8 потоками, а также из графического процессора с 8 вычислительными блоками RDNA 2. Ещё компьютер может похвастаться 16 ГБ ОЗУ LPDDR5, а встроенная память представлена тремя вариантами накопителя — в базовой версии за 399 долларов всего 64 ГБ памяти eMMB (PCIe Gen 2 x1), ещё есть вариант за 529 долларов на твердотельном накопителе объёмом 256 ГБ (PCIe Gen 3 x4) и топовая версия за 649 долларов с таким же SSD PCIe Gen 3 x4, но на 512 ГБ.

При этом, естественно, производительность, которую геймер получает от Steam Deck, напрямую зависит от тех игр, в которые вы будете играть, и от того, на каких настройках вам хочется их запускать. Например, инди-игра Stardew Valley на данном портативном ПК работала так же хорошо, как и на любой другой платформе, где я её когда-либо запускал. Но это довольно простая игра, а когда дело доходит до более требовательных проектов, то геймеру придётся принимать определённые решения.

Дело в том, что на Steam Deck было предустановлено множество современных ААА-игр с довольно высокими требованиями, и почти во всех из них мне удалось поиграть. Но больше всего мне хотелось посмотреть на то, как Control, одна из самых обсуждаемых игр прошедших лет, покажет себя в портативе. И чуда не произошло — в начальных сценах и первых битвах всё шло хорошо, но я заметил, что у некоторых врагов было меньше деталей, чем хотелось бы, да и проработка мира страдала. Оказалось, что игра проанализировала мощность железа, выставив автоматические настройки — 1280×800 точек разрешение на самом низком уровне графики. Хотя бенчмарка не было, мне показалось, что игра шла на 30 кадрах в секунду.

Обзор портативного компьютера Steam Deck: полноценные игры всегда с собой

Я зашёл в меню настроек и переключал графику на средний уровень — картинка стала выглядеть куда лучше, но в особенно нагруженных сценах появились просадки кадров. Также я попробовал играть в проект, который запускался с SD-карты — загрузка отнимала больше времени, чем с встроенного SSD, и уходило несколько секунд на то, чтобы запустить игру из фонового режима. Но, тем не менее, играть можно.

Обзор портативного компьютера Steam Deck: полноценные игры всегда с собой

Другие игры, в которые мне удалось поиграть, оказались более гибкими в плане настроек графики — в Halo 4, например, графика выглядела очень достойно, работало сглаживание, а установка более высоких настроек качества почти не повлияла на частоту кадров (во всяком случае, я этого не заметил). Сам же игра с SSD загружалась почти мгновенно. С «Ведьмак 3» история примерно аналогичная — это более старая игра, но с очень хорошей графикой. Изначально система определила настройки на самые низкие, но, к счастью, на средних настройках игра запускалась вполне комфортно — лишь на «Высоких» начинались проблемы.

У меня также остались отличные ощущения от запуска Doom Eternal, а ещё от Dead Cells (хотя, конечно, это очень простая игра — она запустится на любой платформе). При этом в процессе запуска более тяжёлых игр кулеры активной системы охлаждения работали на полную и их было отлично слышно. Но здесь стоит похвалить инженеров за их разработку — вентиляционные отверстия, куда вентиляторы выгоняют воздух из корпуса, направлены вверх, так что горячий воздух не дует в сторону геймера. А ещё, что куда более важно, Steam Deck даже при запуске самых тяжёлых игр не перегревался и не ощущался горячим в руках.

Естественно, мне хотелось бы поиграть гораздо дольше, чтобы узнать больше деталей, но и первого впечатления вполне достаточно — если вам комфортно играть на низких или средних настройках графики при 30 FPS в относительно современные игры, то портативный ПК справится без проблем. Для тех, кто хочет более высокое качество графики, Full HD и 60 FPS — плохие новости.

Кроме того, разработчики позаботились о звуке из встроенных динамиков — если вы предпочитаете играет без наушников, то не разочаруетесь. В Halo 4 голос Кортаны был довольно ясным и громким, звуки в игре тоже порадовали. Но, безусловно, у поклонников наушников проблем тоже не будет — Steam Deck поддерживает подключение по Bluetooth, либо же вы можете использовать разъём 3,5 мм.

Но не всё было так идеально — во время запуска игр возникали некоторые проблемы и даже сбои. Я сообщил об этом разработчикам и оказалось, что они уже знают о проблемах и даже понимают, как их решить. Это связано с программным обеспечением, и решение сбоев — главная часть большой работы, которую команда Valve должна выполнить до релиза Steam Deck в декабре. Создатели портативного ПК заявили, что до конца года все проблемы устранят.

Почти экран мечты

У всех версий портативного компьютера Steam Deck один и тот же экран — диагональ 7 дюймов при разрешении 1280 на 800 точек с соотношением сторон 16:10. Но есть тонкость — первые две версии (на 64 и 256 ГБ памяти) поставляются с дисплеем с глянцевым покрытием, тогда как только в топовой версии идёт экран с химически травленым антибликовым покрытием стекла. Мне на тест дали именно топовую версию, но я видел две версии ПК рядом и я хочу заявить, что экран с антибликовым покрытием лучше.

Обзор портативного компьютера Steam Deck: полноценные игры всегда с собой

Дабы проверить Steam Deck в самых сложных сценариях использования, я сначала сел рядом с окнами, где жалюзи были полностью закрыты, а потом сел в комнате, где солнечные лучи пробивались без преград. Удивительно, но оба варианта экрана демонстрировали вполне приятную картинку. Впрочем, если бы я понимал, что буду чаще играть на улице или в помещении с ярким освещением, то я бы хотел версию именно с антибликовым покрытием. И, естественно, глянцевый вариант дисплея позволял мне видеть своё отражение — так же, как и на Nintendo Switch или на любом современном смартфоне.

С яркостью тоже проблем нет — я играл в Halo 4 на 50% от максимальной яркости и видел всё на дисплее без необходимости повысить этот параметр. Конечно, в зависимости от ситуации и игры, вы можете немного снизить яркость, чтобы повысить время автономной работы. В любом случае, разработчики из Valve говорят о 400 нит яркости, чего предостаточно, но, конечно, всегда хочется больше. Да и на ярком палящем солнце на улице поиграть будет тяжело даже на максимальной яркости дисплея.

Единственная реальная проблема, с которой я столкнулся, заключается в том, что текст в некоторых играх отображается со слишком мелким шрифтом.

SteamOS 3.0

Если вы когда-либо пользовались программой Steam на ПК, особенно в режиме Steam Big Picture, новая операционная система SteamOS 3.0 от Valve будет интуитивно понятной. Например, в библиотеке игр расположены большие постеры-иконки приобретённых релизов, нажав по которым можно сразу запустить проект.

Обзор портативного компьютера Steam Deck: полноценные игры всегда с собой

И хотя та версия ПО, которая мне досталась, была наименее проработанной частью нового проекта Valve, я всё же мог открыть настройки, посмотреть, на каком из накопителей (SSD или SD-карта) расположена игра, сменить настройки подключения Wi-Fi и Bluetooth или запустить настройки по умолчанию. Конечно, над операционной системой ещё нужно много работать, но когда всё доведут до ума, я уверен, что система будет интуитивно понятной, особенно для тех, кто пользовался Steam.

А ещё я обнаружил интересную особенность работы третьей номерной версии SteamOS. Дело в том, что некоторые игры при запуске требовали определённое время на загрузку и оптимизацию шейдеров, но когда игра запускается на Steam Deck, то этот процесс происходит в фоновом режиме. Система уже знает, как ей нужно запускать игру на текущем оборудовании, и настраивает шейдеры.

Рабочий стол Linux на Steam Deck

Как и обещали в процессе презентации разработчики, Steam Deck вполне можно использовать в формате настольной рабочей платформы на Linux — я запускал множество приложений, среди которых Blender, встроенный видеоплеер, браузер Chromium и даже интегрированную среду разработки IDE. Я даже смог запустить приложение Steam и поиграл в Dead Cells на мониторе с 4К-разрешением. Никаких проблем не возникло, так как проект простой и запустить его можно на любой системе. Но главное здесь то, что клавиатура и мышка работали отлично, система правильно определила устройства ввода и демонстрировала подсказки в играх для клавиатуры и мышки, а не для геймпада.

Кроме того, теоретически, вы можете использовать Steam Deck в качестве второго монитора — та версия, которая была у меня на тесте, в данном режиме не работала, но эту проблему решат, видимо. И хотя диагональ дисплея в 7 дюймов кажется не очень полезной, на самом деле это не так — можно выводить Spotify, к примеру, или чат с трансляции для быстрой реакции на вопросы. Здесь всё зависит только от фантазии пользователя.

Вопросы вместо итогов

Представители компании Valve в ходе собственного мероприятия продемонстрировали, что Steam Deck работает с контроллерами DualSense и подключается к другим ПК в онлайн-играх — ведь, фактически, это самый обычный компьютер, просто в довольно компактном формате. Именно по этой причине в сети и возникли вопросы об апгрейде — это стандартная процедура для обычных ПК, но деталей о возможностях апгрейда Steam Deck практически нет. К счастью, в ближайшем будущем сотрудники Valve выпустят дополнительную информацию о данном аспекте, рассказав о том, что из себя представляет гаджет внутри, а также о плюсах и минусах ручного апгрейда гаджета.

Тогда же появится информация о док-станции (её должны выпустить в одно время с первой партией) и автономной работе. Сейчас, правда, данные тоже есть — разработчики говорят об автономности от 2 до 8 часов в зависимости от сценария использования. При этом в Valve наотрез отказываются говорить, сколько Steam Deck уже было заказано, будут ли в компании создавать свои игры под эту консоль, смогут ли другие производители ПК создавать свои устройства на SteamOS, будет ли версия на Windows. Ответов на эти вопросы пока что нет, но они, естественно, появятся ближе к декабрю.

С другой стороны, то, что Valve мне показала прямо сейчас, уже впечатляет — это хороший аппарат с надёжными элементами управления и проработанным пользовательским интерфейсом, которым удобно пользоваться. Правда, когда дело доходит до производительности, геймерам придётся слегка поубавить свои ожидания — это не мощный настольный ПК, который занимает четверть вашего стола, а портативный гаджет, который можно брать в дорогу и играть с комфортом. И, безусловно, это настоящий подарок для тех, кто мечтает о портативности Nintendo Switch с более «взрослыми» компьютерными играми.

Перевод статьи от Tom's Hardware.

Последнее изменение:
 

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментарием