adblock check

Лучшая играя на разделённом экране? Обзор Split Fiction

Короли жанра действительно превзошли самих себя — новый проект настолько хорош, что сложно описать словами

Когда Hazelight Studios, авторы горячо любимых мною A Way Out и It Takes Two, анонсировали кооперативный экшен Split Fiction с шикарной графикой и ещё более разнообразным геймплеем, новинка сразу же отправилась сначала в список желаемого, а потом и в корзину. А вечер четверга (релиз игры состоялся 6 марта) заранее был освобождён от любых дел, чтобы сразу сесть и окунуться в удивительные приключения на разделённом экране. И хотя по итогу тайтлом я абсолютно доволен, назвать игру идеальной или на голову лучшей той же It Takes Two всё же язык не поворачивается. Пожалуй, самое время объяснить почему.

Не тот накал страстей

Возможно, свою роль сыграл эффект завышенных ожиданий, но сюжетная линия в Split Fiction меня совершенно не впечатлила. Не скажу, что остался разочарован, но и каких-то ярких эмоций именно от повествования не испытал — причина в том, что здесь, в отличие от других игр Hazelight Studios, нет какой-то глобальной идеи, которая бы тронула за душу.

Лучшая играя на разделённом экране? Обзор Split Fiction — Не тот накал страстей. 1

Например, в A Way Out сценаристы рассказали просто шикарную историю — Винсент и Лео, две кардинально противоположные личности, сбегают из тюрьмы и проходят вместе через цепочку крайне опасных испытаний, становятся настоящими друзьями, братьями по оружию… а затем один из них оказывается агентом под прикрытием, желающим отомстить. Впечатляющий поворот сюжета, вызывающий бурю негодования и противоречивых эмоций — пять минут назад мы с товарищем были готовы стоять спина к спине против целого мира, а теперь перестреливаемся друг с другом, будто заклятые враги. А концовка… финальные кадры A Way Out, может, и не выбьют скупую мужскую слезу, но очень близки к этому.

Скриншоты из Steam

Аналогичный подход сценаристы применили и в It Takes Two — в этой игре вы трудитесь сообща, чтобы спасти брак семейной пары, погрязшей в море бытовых проблем. Вы проходите задания, выданные безумной книгой о любви, чтобы добраться до дочери главных героев и сохранить ячейку общества любыми доступными способами. Игра пропускает через вас чувства и воспоминания Коди и Мэй, их мотивы легко понять, им хочется сопереживать, ведь такие истории о потухшем пламени любви встречаются в реальном мире сплошь и рядом. И хотя в It Takes Two концовка не настолько драматичная, она всё равно надолго врежется в память и подарит ощущение удовлетворения — вы нервничали, потели, надеялись и победили.

Скриншоты из Steam

Но у Split Fiction ничего подобного нет — глобальная цель, к которой стремятся главные героини, гораздо прозаичнее. Они, будучи в недалёком будущем, пришли в компанию, которая разработала передовую машину, способную воплощать фантазии человека в продвинутую виртуальную реальность. Для писательниц Мио (творит в жанре научной фантастики) и Зои (предпочитает фэнтези) прикосновение к высоким технологиям обернулось катастрофой — по своей же глупости и неосторожности одна из авторок попала в симуляцию к другой, да ещё и глава компании решил украсть их идеи, буквально заточив внутри машины.

Теперь им, естественно, нужно работать сообща, дабы выбраться наружу, и это, если не вдаваться в детали, буквально весь сюжет. Персонажи сначала активно спорят и даже слегка недолюбливают друг друга, что выглядит вполне уместно и логично (Мио и Зои совершенно разные, им тяжело сойтись характерами, да ещё и в сложившихся обстоятельствах), но постепенно их тандем крепнет на пути к общей цели. Порадовал тот факт, что диалоги девушек довольно живые (правда, озвучки или субтитров на русском нет), они периодически рассказывают тяжёлые истории о своём прошлом, раскрываясь как личности со своими проблемами и стремлениями.

Вот только глобально за них не переживаешь от слова совсем — если в A Way Out на каждом шагу была вероятность того, что парочку беглецов в любой момент застрелят, а в It Takes Two почти до самых титров сохранялось напряжение и не было ясно, воссоединится ли супружеская пара, то в Split Fiction изначально есть ощущение безопасности и уверенности в хорошем финале. Ты понимаешь, что герои точно не погибнут и в конце концов выберутся из виртуального мира в реальный, вопрос лишь в том — как и когда. Так что если вы, как и я, ожидали от игры драмы, тяжёлого морального выбора или душераздирающих эмоций, то советую чуть снизить планку.

С фантазией всё отлично

С другой стороны, отсутствие драмы в сюжетной линии с лихвой перекрывается увлекательным игровым процессом, оторваться от которого очень трудно. Авторы проекта в свойственной для себя манере сделали массу виртуальных миров, между которыми путешествуют главные герои, и эти миры очень сильно отличаются друг от друга — не только оформлением и текстурами, но и общей атмосферой, сеттингом и геймплеем. Порой они настолько разные, что если не знать, то можно решить, что это геймплей из двух совершенно разных проектов. Впрочем, скорее всего, в этом и заключалась задумка разработчиков.

К примеру, нам с товарищем очень зашёл сегмент, в котором главные героини находят яйца драконов — из них вылупляются маленькие дракончики, которые расширяют геймплей и позволяют пройти полосу препятствий со множеством платформ.

Затем эти драконы слегка подрастают и получают новые навыки — на них можно ездить верхом (как на жабах в It Takes Two), плюс красный дракон-подросток может плеваться кислотой, а синий кувырком пробивает преграды на своём пути.

А затем на них вовсе можно летать — здесь лучше играть с геймпадом, потому что на мышке и клавиатуре иногда тяжеловато попасть в узкий проём.

Ещё в игре есть большой уровень в стиле фильма «Трон» с мотоциклами из далёкого будущего, хлыстом из лазера и возможностью передвигаться по платформам, меняя направление силы притяжения.

Или есть сегмент уровня, в котором Мио нужно взять в руку катану с лазерным резаком и отправиться драться с врагами — как в каком-то слэшере!

А спустя какое-то время вы уже управляете двумя головами существа, напоминающего сороконожку, чтобы пробраться по пещере с морем лавы и не свалиться при этом в пропасть (задача на самом деле не из простых). Этот уровень, конечно, самый мерзкий во всей игре — ненавижу сороконожек.

Буквально на каждом из уровней разработчики удивляют новыми задачами и свежими механиками — я не могу вспомнить, чтобы какая-то функция персонажей повторилась хотя бы раз. И это, конечно, демонстрирует невероятный талант и удивительную фантазию разработчиков — они придумали столько всего интересного, что в голове не укладывается, и смогли это скомбинировать так, чтобы получилась цельная логичная история. Кроме того, им удалось так спроектировать геймплей, чтобы каждому из игроков было нескучно — никто в команде не ощущает себя вторым номером, выполняющим рутинную работу, пока напарник собирает все сливки.

Отдельного внимания заслуживают сражения с боссами — они всегда достаточно сложные, чтобы вспотели ладошки, но не настолько, чтобы стать непреодолимой стеной на пути к новым локациям.

Например, в сражении с роботом-боссом вам придётся разбивать его в несколько фаз, каждая из которых отличается от предыдущей (моя партия одолела это далеко не сразу, так как напарнику с геймпадом было тяжело одновременно ездить на мотоцикле, целиться в ножи робота, стрелять и дрифтить). То же самое можно сказать про головоломки — игра никогда не будет давать вам слишком сложные задачи, но изредка остановиться и пораскинуть мозгами придётся.

И, естественно, в процессе прохождения любого из уровней вам нужно будет постоянно кооперировать с товарищем по команде — это основной элемент, на котором вся игра и построена. Один бросает камень в голову тролля, отвлекая его, а другой пробирается ему за спину. Один управляет звездолётом — второй расстреливает надвигающихся врагов. Один прыгает на платформу, второй — промахивается… и вы начинаете сначала.

И да, хочу пожелать терпения тем, кто решит проходить Split Fiction с не шибко ловким товарищем (или женой/девушкой, которые нечасто играют в игры) — порой напряжение будет знатное.

Немного странные сайдквесты

Помимо основной сюжетной канвы в игре имеются и дополнительные побочные миссии, проходить которые совершенно не обязательно, так как на общее повествование они никак не влияют. Но они позволяют растянуть игровое время и попробовать дополнительные механики — особенно позабавили свиньи с необычными навыками и нарисованный карандашом уровень.

Проблема такого подхода с сайдквестами в том, что они ощущаются слегка инородными — как будто разработчики создали неплохой уровень с уникальной механикой, но не придумали, как уместно вписать его в основную кампанию. И чтобы не выбрасывать хорошую наработку, они просто сделали такие вот побочные задания.

Очень дорогая картинка

В A Way Out визуал был довольно простой — если не вглядываться в мелкие детали и текстуры, то этого можно было даже и не заметить, но всё же небольшой бюджет (3,7 миллиона долларов, если верить информации главы студии) на разработку ограничил возможности студии. На It Takes Two студия потратила больше денег, что позволило сделать мир краше и разнообразнее, но всё же мультяшная графика явно намекала, что перед вами не ААА-релиз. Но в случае со Split Fiction идти на компромиссы дизайнерам явно не приходилось — картинка в игре выглядит на порядок богаче и интереснее, чем в двух предыдущих релизах студии.

Это бросается в глаза буквально сразу — детализация виртуального мира в большинстве своём не уступает блокбастерам от крупных студий, лицевые анимации персонажей стали гораздо точнее и реалистичнее, свет, отражения и тени за счёт Unreal Engine 5 подтянули, да и над спецэффектами тоже явно потрудились на славу. Особенно это заметно в мирах научной фантастики — глянцевые покрытия с отражениями, яркий неон, лазерные лучи и прочие элементы сеттинга выглядят очень дорого. В фэнтезийных локациях апгрейд по графике заметен чуть меньше — визуал здесь лишь немногим лучше того, что можно увидеть в It Takes Two.

Расходы на двоих

Разработчики из Hazelight Studios продолжают радовать своим подходом к монетизации — хотя новую игру студии можно проходить вдвоём в кооперативе по сети (есть и локальный кооператив для игры на одном экране), покупать тайтл можно лишь одному из геймеров. Для второго игрока есть Friend’s Pass — это бесплатная версия клиента, которая позволяет подключаться к игроку с приобретённой копией Split Fiction для совместного прохождения. Да, в этом случае друг, не купивший копию, не будет получать достижения, но для многих геймеров они всё равно не несут никакой ценности.

Лучшая играя на разделённом экране? Обзор Split Fiction — Расходы на двоих. 1

Кроме того, есть возможность немного сэкономить — можете скинуться с товарищем, купить одну игру на двоих, пройти и получить шикарный опыт за 50% от цены на релизе.

Работает просто идеально (почти)

У подавляющего большинства видеоигр на движке Unreal Engine 5 есть проблемы с оптимизацией — разработчикам в стремлении сделать графику более реалистичной приходится идти на компромиссы, которые затем выливаются в просадки частоты кадров в нагруженных экшеном сценах. Но в Split Fiction этого нет — клиент игры работает абсолютно стабильно, ни в кат-сценах, ни во время геймплея я ни разу не замечал падения FPS. Да, при переходе из одного мира в другой счётчик показывает 15 FPS, но в этот момент у вас перед лицом будет чёрный экран, так что проблемой это всё равно не назовёшь. И после It Takes Two, в которой даже после патчей просадки частоты кадров изредка всё же встречались, это настоящая победа.

С другой стороны, есть парочка моментов, на которые хотелось бы обратить внимание. Первое — подобрать сглаживание, чтобы картинка была приятной, оказалось сложнее, чем обычно. Без сглаживания в глаза бросаются «лесенки», с TAA мелкие детали становятся слишком мыльными, при активации FXAA ситуация чуть лучше (в итоге я играл в 1080р с FSR 3.1, как и товарищ в 4К). Вторая проблема — в игре нет русского языка. В It Takes Two были хотя бы субтитры на русском, чтобы геймеры, не знающие английского, могли разобраться в сюжете, но здесь и этого нет (правда, в день релиза появился мод с локализацией).

Отзыв

Мне кажется, что Split Fiction даже слишком хороша, чтобы продавать её всего за 50 долларов. Да, я не в восторге от сюжетной линии, а в настройках графики напрочь отсутствует DLSS, но эти весьма субъективные недостатки с лихвой перекрываются удивительно увлекательным игровым процессом. Это тот случай, когда буквально на каждом уровне игра заставляет сказать «Вау!» при виде очередного платформера с видом сбоку, стильной локации в духе Cyberpunk 2077 или сложного босса, над которым придётся корпеть пару-тройку попыток. Не знаю, сможет ли Split Fiction забрать «Игру года» на The Game Awards, как It Takes Two в своё время, но в топ лучших релизов 2025 года она попала совершенно заслуженно.

Плюсы

  • Многогранный игровой процесс.
  • Живые диалоги между персонажами.
  • Богатая и разнообразная графика.
  • Смесь слэшера, платформера, головоломки и не только.
  • Можно купить одну копию игры на двоих.

Минусы

  • Сюжет слегка простоват.
  • Необязательные сайдквесты выглядят инородными.
  • Нет поддержки русского языка.

Гейминг Гейминг
15,2K участников
Вступить
1 комментарий
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
Спасибо за обзор