Циолковский подчёркивал:
Мы живём более жизнью Космоса, чем жизнью Земли, так как Космос бесконечно значительнее Земли.
В его словах нет ничего удивительного, ведь именно космическое пространство до сих пор остаётся самым неизведанным и интересным с точки зрения освоения. Наиболее значимыми в этом направлении кажутся именно отечественные разработки второй половины прошлого века. Советский Союз совершил массу прорывных открытий в рамках космической гонки, которая развязалась после Второй мировой. Программа освоения космоса СССР фактически началась в 1955-м, просуществовала больше 35 лет, отметилась массой интересных челноков для покорения неизведанного и завершилась в 1991-м, лишь с его распадом. Больше всего весь мир удивляли именно советские космические корабли, ведь над ними трудились первые умы и вся промышленность огромной страны. На самых успешных проектах есть смысл остановиться детальнее.
«Спутник» (1957–1961)
Советская космическая программа официально стартовала с запуска первого в мире искусственного спутника Земли — это произошло 4 октября 1957-го. Ранние беспилотные челноки из этой серии представляли собой сферы со вспомогательными конструктивными элементами. Впрочем, в рамках данной серии также встречались и совсем другие модели — чего только стоит «Спутник-8» (он же «Венера-1»), который предназначался для исследования «Венеры» с помощью всевозможных научных приборов. Челноки из линейки «Спутник», в том числе, активно использовались для изучения различных космических явлений, что, к примеру, нужно было для запуска в космос первого человека. Как известно, это советским исследователям удалось произвести вполне успешно.
▶︎ Факт: именно запуск первого спутника считается официальным стартом космической гонки СССР и США. До этого момента считалось, что Штаты в этом — безусловный лидер. Но всё изменилось после серии неудачных стартов аналогичных исследовательских челноков.
«Восток» (1961–1964)
Космическая программа, в которую в итоге вошло несколько пилотируемых челноков для полётов по орбите Земли. Одним из самых значимых оказался аппарат «Восток-1», старт которого случился 12 апреля 1961-го. Именно на нём Юрий Гагарин стал первым человеком, который побывал в космосе — он находился там почти два часа и совершил один виток вокруг планеты. «Восток-2» был в космосе практически сутки, корабли «Восток-3» и «Восток-4» запустили одновременно, «Восток-5» пробыл в космосе около 5 суток, а на челноке «Восток-6» в космос отправили первую женщину-космонавта Валентину Терешкову. Космическая программа просуществовала до 1964-го — её заменила следующая по имени «Восход».
▶︎ Факт: в рамках космической программы прорабатывались полёты вплоть до «Восток-13», но они в итоге отменились по самым разным причинам (от нехватки бюджета до инженерных трудностей).
«Восход» (1963–1966)
Главным отличием челноков советской космической программы «Восход» была возможность использования не одним человеком, а сразу несколькими. Впрочем, их базовые конструктивные особенности повторяли линейку «Восток»: они состояли из сферического модуля, в котором находился экипаж, а также конического — с двигателями и запасами топлива. Чтобы уместить больше людей в аналогичном по размеру пространстве, инженеры убрали из него систему катапульты, которая «выстреливала» пилота в воздух ещё до посадки — ранее он должен был приземляться на парашюте. Более того, в связи с экономией места члены экипажа первоначально должны были находиться на корабле без скафандров, что делало всё мероприятие заведомо более опасным. В дальнейшем от этой практики отказались.
▶︎ Факт: в рамках программы случилось лишь два полёта. «Восток-2» более известен широкой публике, ведь именно в его рамках Алексей Леонов первым в мире вышел из челнока в открытое космическое пространство, а спустя 12 минут вернулся обратно.
«Союз» (1967–…)
Серия пилотируемых космических челноков, которая продолжает пополняться новыми моделями до сих пор. Несмотря на целый ряд неуспешных запусков, положительным исходом закончились старты более 130 челноков из линейки «Союз». Более того, после окончательного провала американской программы «Спейс шаттл» в 2011-м и до начала эксплуатации Dragon 2 от компании SpaceX в 2020-м именно российский «Союз» был единственным способом транспортировки космонавтов на Международную космическую станцию (МКС). Подавляющее число кораблей серии состоят из трёх отсеков: приборного с оборудованием, спускаемого для дальнейшей посадки, а также бытового.
▶︎ Факт: именно в бытовом отсеке, если нужно, также могут находиться полезные грузы для МКС.
«Прогресс» (1978–…)
В рамках серии «Прогресс» выпускались, а также продолжают производиться и использоваться беспилотные транспортные космические корабли. Они созданы на базе серии челноков «Союз», но предназначены для доставки на орбиту грузов. Эта программа была первоначально запущена с расчётом на продолжительное использование космических станций и успешно используется для этого по сей день. До сегодняшнего дня всего было произведено до двух сотен запусков судов с различными конструктивными особенностями. Так как людей они не везут, возвращать их на Землю нет никакого экономического смысла. Именно поэтому они отправляются на планету в зону над поверхностью Тихого океана и фактически полностью сгорают во время вхождения в атмосферу.
▶︎ Факт: абсолютно все запуски транспортных грузовых кораблей осуществлялись и продолжают происходить с космодрома «Байконур». Подавляющее большинство из них успешны.
«Буран» (1988)
Программа «Буран» была одной из самых перспективных в советской истории освоения космоса, но, к сожалению, преждевременно закончилась из-за развала Советского Союза. Она стала ответом СССР на серию американских многоразовых транспортных челноков «Спейс шаттл» и предназначалась для самых разных задач — от исследовательских и транспортных до военных. К сожалению, в конечном итоге был произведён только один автоматический тестовый запуск «Бурана» без экипажа на борту — событие состоялось 15 ноября 1988 года. Он оказался вполне успешным, поэтому проект считался достаточно перспективным. Челнок был рассчитан на 100 полётов, которые так и не были реализованы.
▶︎ Факт: в 2002-м именно тот экземпляр «Бурана», который летал в космос, был разрушен при обрушении крыши ангара испытательного корпуса на космодроме «Байконур».
- Самый дорогой дефис в истории — как ошибка NASA изменила подготовку к космическим миссиям
- Почему в спутниках и марсоходах процессор слабее, чем в умных часах. Парадокс XX века
- Кому принадлежит Луна: одному государству или всему человечеству?
- 10 космических фото, которые было невозможно сделать до 2022 года. Все важные и… красивые
- На них катались наши родители: самые популярные мотоциклы в СССР. Чем выделялись