RTX 4090 от NVIDIA была просто чудовищной видеокартой. Это был огромный GPU, который обеспечивал настоящие игры в 4K для тех, кто действительно этого хотел, и огромный скачок в производительности по сравнению с предыдущим поколением RTX 3090. Естественно, на новейшую топовую модель компании, GeForce RTX 5090, возлагаются большие надежды.
Но цена RTX 5090 составляет 1999 долларов, что на 400 долларов больше, чем стоимость RTX 4090 Founders Edition на старте продаж. А ведь итоговая стоимость может быть для покупателей еще выше с учетом нового блока питания или более высоких счетов за электричество, особенно если вы хотите запускать такие игры, как Cyberpunk 2077, в 4K.
За эти дополнительные доллары вы получите аппаратные улучшения в виде 32 ГБ VRAM и переработанной Founders Edition, которая уменьшилась настолько, что может поместиться в ПК даже малого форм-фактора. Но самое большое преимущество, возможно, кроется в программном обеспечении. RTX 5090 — это первый графический процессор NVIDIA с доступом к новой технологии DLSS 4 Multi Frame Generation, которая обещает огромный прирост частоты кадров. Речь идет не просто о четырехкратном, а о более чем 8-кратном увеличении частоты кадров в некоторых случаях.
Дополнительная вычислительная мощность естественным образом приводит к повышению производительности, делая RTX 5090 новым королем 4K-игр. Это графический процессор за 1999 долларов для тех, кто хочет получить максимальный игровой опыт в 4K; для разработчиков, заинтересованных в производительности искусственного интеллекта; и для криейторов, которые хотят ускорить редактирование видео.
Но RTX 5090 не настолько лучше RTX 4090, как карта предыдущего поколения по сравнению с RTX 3090, особенно в играх, которые еще не поддерживают DLSS 4 Multi Frame Gen. И хотя еще слишком рано говорить о том, насколько широко разработчики примут новейшую технологию DLSS от NVIDIA, я думаю, что она может оказаться гораздо более важной, чем само обновленное аппаратное обеспечение.
Начинка
Когда я впервые достал RTX 5090, я был удивлен тем, насколько маленькой оказалась видеокарта Founders Edition. Хотя новый графический процессор по длине и ширине не уступает RTX 4090, он уже не такой толстый.
Если 4090 Founders Edition занимала три слота и еще чуть-чуть, то двухслотовая 5090 настолько тонкая, что помещается в ПК малого форм-фактора, предоставляя людям гораздо больше возможностей.
Ключевым моментом в двухслотовом дизайне является новая система охлаждения. В случае с Founders Edition разработчики перешли на двойные вентиляторы, которые всасывают холодный воздух снизу и выводят его над RTX 5090 в остальную часть корпуса, а не через верх и заднюю часть карты. Плату переместили в центр карты, а тепловые трубки, выходящие в обоих направлениях, получают холодный воздух от новой схемы расположения вентиляторов.
Разъем питания RTX 5090 расположен под небольшим углом, чтобы его было удобнее устанавливать в корпуса, где боковая панель почти не касается кабеля питания. В комплект поставки входит адаптер питания в виде донгла с четырьмя обычными восьмиконтактными разъемами питания PCIe, как и адаптер для RTX 4090, хотя кабели на этот раз немного более гибкие. Новый GPU поддерживает обновленный разъем 12V-2x6 с более короткими чувствительными контактами и чуть более длинными клеммами проводников, но существующие разъемы 12VHPWR тоже будут прекрасно работать с RTX 5090, так что вам не нужно ничего менять.
NVIDIA рекомендует использовать блок питания мощностью 1000 Вт, поскольку RTX 5090 потребляет 575 Вт мощности — на 125 Вт больше, чем RTX 4090. Кабели 12VHPWR рассчитаны на 600 Вт, поэтому возможности для разгона невелики. Я надеялся, что в серии RTX 50 производитель будет больше внимания уделять эффективности, а не увеличению энергопотребления, тем более что RTX 4090 уже была большим скачком по сравнению с 350-ваттной RTX 3090. Огорчает, что энергопотребление флагманских графических процессоров достигло предельного уровня, который может обеспечить один кабель, и я очень надеюсь, что все, что появится в будущем, не потребует двух кабелей 12VHPWR.
4K и DLSS 4
Для тестирования в 4K и 1440p я использовал RTX 5090 FE в паре с новейшим процессором Ryzen 9 9800X3D от AMD и 32-дюймовым монитором 4K OLED в лице ASUS PG32UCDP. Этот монитор — идеальный компаньон для RTX 5090: частоты обновления 240 Гц более чем достаточно для FPS, которую карта может достичь в 1440p, а игры выглядят фантастически на OLED-панели с включенным HDR.
Я сравнил RTX 5090 с RTX 4090 и ближайшим конкурентом от AMD, RX 7900 XTX, чтобы посмотреть, как новейшая архитектура Blackwell от NVIDIA (сочетание улучшений аппаратной и программной частей) проявит себя в различных играх. Я протестировал такие последние тайтлы, как Black Myth: Wukong, Call of Duty: Black Ops 6, Assassin's Creed Mirage, а также некоторые из обычных игр для тестов, таких как Cyberpunk 2077, Metro Exodus Enhanced и даже Shadow of the Tomb Raider.
Все эти игры тестировались на RTX 5090 на очень высоких или ультрах, с различными вариантами трассировки лучей и масштабирования в играх, которые их поддерживают, а также в играх без DLSS или поддержки трассировки лучей.
Тестовая машина
- Процессор: AMD Ryzen 9 9800X3D.
- Процессорный кулер: Corsair H150i Elite LCD.
- Материнская плата: Gigabyte Aorus Master.
- Оперативная память: 32 ГБ G.Skill DDR5-6000.
- Хранилище: Samsung 970 Evo Plus 2TB.
- Блок питания: Corsair HX1000W.
- Корпус: открытый настольный Streacom BC1 V2
Звездой 4K-режима здесь является DLSS 4 и новая технология NVIDIA Multi Frame Generation, которая может генерировать до трех дополнительных кадров на каждый традиционно отрисованный кадр. Она использует новейшие графические модели искусственного интеллекта на базе обновленной архитектуры трансформеров, аналогичной той, что используется в ChatGPT, чтобы увеличить частоту кадров сверх того, на что обычно способен GPU. По сути, ядра Tensor в GPU воспринимают отрисованный кадр, определяют, как должны выглядеть следующие от одного до трех кадров, генерируют их и вставляют перед следующим отрисованным кадром. Именно благодаря этому NVIDIA может обещать значительный прирост частоты кадров в таких играх, как Cyberpunk 2077, в 4K с включенной полной трассировкой лучей.
В результате NVIDIA действительно продвигает свои RTX 50 преимущественно за счет технологии Multi Frame Gen, и некоторые из ее маркетинговых трюков уже возродили давний спор о «фальшивых кадрах», связанных с DLSS Frame Generation. Некоторые комментаторы утверждают, что эта технология, которую NVIDIA изначально представила в DLSS 3, не отражает истинную производительность GPU.
Я думаю, что данный спор будет продолжаться до конца жизни этого поколения GPU, но поскольку более 80% владельцев RTX уже включили DLSS в играх, они, скорее всего, перейдут на Frame Generation, если обновятся до новейших карт NVIDIA.
Большинство реальных проблем с DLSS Frame Generation сводятся к влиянию задержки и качества изображения. Вместо модели сверточных нейронных сетей (CNN), использовавшейся в предыдущих версиях DLSS, NVIDIA перешла на новую модель трансформеров в DLSS 4. Это означает, что модели генерации кадров работают быстрее и используют меньше VRAM. Переход также устраняет некоторые призраки изображений и странные артефакты, которые мы видели в Cyberpunk 2077, и все это при значительном улучшении частоты кадров с помощью Multi Frame Gen и увеличении задержки всего на мизерные 6 мс.
На мой взгляд, это неплохой компромисс, но Multi Frame Generation лучше всего работает, когда частота кадров после Super Resolution уже приличная. Super Resolution — это еще одна функция DLSS, которая помогает увеличить частоту кадров и снизить входные задержки за счет рендеринга в более низком разрешении и использования искусственного интеллекта для повышения разрешения на выходе. Например, игра, которая в 4K с выключенной DLSS рендерится со скоростью 27 кадров в секунду, в Super Resolution будет работать со скоростью 60 кадров в секунду. Multi Frame Generation может поднять этот показатель до 200 кадров в секунду и значительно улучшить четкость движений, но это все равно будет ощущаться как 60 кадров в секунду, потому что это не то же самое, что снижение входной задержки, которое обеспечивается традиционным рендерингом 200 кадров в секунду.
NVIDIA предоставила для тестирования предварительные сборки Cyberpunk 2077 и Alan Wake 2, совместимые с DLSS 4, и я сосредоточил большую часть своего тестирования Multi Frame Generation на Cyberpunk 2077. Хотя игре уже более четырех лет, разработчику CD Projekt Red до сих пор удается регулярно добавлять в Cyberpunk 2077 новейшие технологии апскейлинга и трассировки лучей, заставляя современные GPU работать на максимуме, чтобы обеспечить трассировку путей. Это делает ее популярным выбором для бенчмарков и анализа картинки.
В разрешении 4K при полной трассировке путей, ультра-настройках, без DLSS-апскейлинга или генерации кадров Cyberpunk 2077 работал со скоростью всего 34 кадр/с. Это почти на 42% быстрее, чем RTX 4090, но вам действительно нужны Super Resolution и Multi Frame Generation, чтобы помочь игре подняться выше 60 кадров в секунду при всех этих настройках. Это показывает, насколько важными стали программные улучшения в современных GPU, и хотя DLSS 4 не решит спор о «фальшивых кадрах», улучшения, которые он приносит, неоспоримы.
Вы также можете выбрать от 2× Multi Frame Generation (DLSS 3 Frame Generation) до 4× Multi Frame Geneneration. Я запустил Cyberpunk 2077 с полной трассировкой путей на 34 к/с до немыслимых 371 к/с с помощью DLSS Ultra Performance, 4× Multi Frame Generation и модели CNN. Если вы выберете модель трансформеров, то сможете избежать проблем с призрачностью изображения, как у CNN, и получить 211 кадров в секунду в режиме качества DLSS и 4× Multi Frame Generation, без необходимости опускаться до режимов производительности DLSS, которые обеспечивают меньшее качество изображения. Это более чем в шесть раз выше базовых 34 кадров в секунду. Я думаю, что это стоит того, чтобы выбрать модель трансформеров для Cyberpunk 2077 взамен небольшого снижения производительности.
Большинство моих 4K-тестов проводилось без DLSS 4 Multi Frame Gen, просто потому что большинство разработчиков еще не обновили свои игры. Хотя NVIDIA обещает, что более 75 игр и приложений обновятся до DLSS 4 Multi Frame Gen после выхода RTX 5090 в продажу, 30 января, некоторые игры, например Black Myth: Wukong, не будут обновлены до конца этого года. Если вы не можете ждать, пока разработчики обновят свои тайтлы, в приложении NVIDIA будет возможность принудительно установить DLSS Multi Frame Gen в играх.
Тем не менее, здесь дело не только в улучшении программного обеспечения. Без задействования DLSS или генерации кадров RTX 5090 была в среднем на 28 процентов быстрее, чем RTX 4090, при разрешении 4K. Это всё ещё далеко от того значительного скачка, который я наблюдал между двумя предыдущими поколениями RTX, но всё же лучше, чем то, на что способна RTX 5090 при разрешении 1440p.
RTX 5090 показал более 60 кадров в секунду в 4K в каждой игре, которую я тестировал, при этом Black Myth: Wukong оказалась самой требовательной — 62 кадра в секунду на RTX 5090 по сравнению с 47 кадрами на RTX 4090. DLSS удалось поднять этот показатель до 95 кадров в секунду без участия Frame Gen.
Наибольший прирост производительности я увидел в Cyberpunk 2077 в 4K: RTX 5090 обеспечила на 43% более высокую частоту кадров по сравнению с RTX 4090 на ультрах без использования DLSS или трассировки лучей. Если сравнить RTX 5090 с Radeon RX 7900 XTX от AMD за 999 долларов, то разрыв в производительности составит 70 процентов, но при этом цена будет вдвое выше.
Forza Motorsport также работает на 35% лучше на RTX 5090, чем на RTX 4090, используя временное сглаживание (TAA), и мне даже удалось достичь 238 кадров в секунду в среднем в Shadow of the Tomb Raider в 4K на RTX 5090.
Я также прогнал RTX 5090 в нескольких рабочих нагрузках, связанных с искусственным интеллектом и видео, чтобы понять, на что она способна по сравнению с RTX 4090. RTX 5090 оказалась примерно на 12% быстрее RTX 4090 в тесте DaVinci Resolve от PugetBench, а в тесте AI XL (FP16) от Procyon она стала на 40% быстрее.
Бенчмарки в 1440p
При разрешении 1440p героиня обзора не дает такого преимущества в производительности, как при 4K. Black Myth: Wukong — одна из самых требовательных игр на ПК, и это единственная игра, в которой RTX 5090 не смогла показать более 100 кадров в секунду при разрешении 1440p без помощи FSR или DLSS. Включение DLSS на 75% в Black Myth: Wukong подняло производительность RTX 5090 почти до 120 кадров в секунду (ближе к использованию монитора на 144 Гц), но это лишь на 17% больше, чем у RTX 4090.
Horizon Zero Dawn показала 200 кадров в секунду на RTX 5090 при очень высоких настройках и включенном TAA. Это всего на 13% больше, чем у RTX 4090 при тех же настройках. Returnal также работала на 19% быстрее без DLSS на RTX 5090, чем на RTX 4090. Похожая история и в Call of Duty: Black Ops 6, где RTX 5090 достигла почти 200 кадров в секунду без DLSS, что примерно на 15% больше, чем у RTX 4090.
Самым разочаровывающим результатом стала игра Assassin's Creed Mirage, где RTX 5090 показал лишь 8-процентный прирост производительности по сравнению с RTX 4090.
Cyberpunk 2077 и Forza Motorsport — редкие примеры того, как RTX 5090 демонстрирует более чем 30-процентный прирост производительности по сравнению с RTX 4090 в разрешении 1440p. Без включения DLSS преимущество RTX 5090 над 4090 в 1440p составляет в среднем 18% — это куда меньше, чем в прошлом поколении, когда RTX 4090 опережал RTX 3090 более чем на 40% во многих играх.
Функция Multi Frame Gen в DLSS 4, безусловно, поможет и при 1440p, но из моего тестового набора игр только Cyberpunk 2077 имела ее поддержку, поэтому я сосредоточил свое тестирование Multi Frame Gen на 4K.
Не думаю, что многие будут покупать RTX 5090 по цене 1999 долларов только ради 1440p, но если вы рассматриваете такую возможность, то стоит посмотреть, как в этом разрешении будет работать грядущая RTX 5080.
ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МОЩНОСТЬ, ВЕНТИЛЯТОРЫ И ТЕПЛОВЫДЕЛЕНИЕ
В то время как DLSS Multi Frame Gen показывает многообещающие первые результаты, энергопотребление RTX 5090 меня впечатлило гораздо меньше. В бенчмарке 3D Mark Time Spy Extreme 4K мне удалось добиться пиковой мощности в 578 Вт. Даже в Cyberpunk 2077 с полной трассировкой лучей и без DLSS пиковая мощность составила 569 Вт и постоянно держалась выше 500 Вт. В том же тесте RTX 4090 пиковая мощность составила 427 Вт. Дополнительное энергопотребление очень разочаровывает в этом поколении — я надеялся на гораздо большую эффективность последних чипов NVIDIA.
Даже без трассировки лучей в Cyberpunk 2077 наша RTX 5090 потребляет в среднем 477 Вт. Энергопотребление зависит от игры, но в тех тайтлах, где вы действительно нагружаете ее, она будет потреблять 500 Вт и более. Я надеялся на большую эффективность и на то, что RTX 5090 будет потреблять меньше энергии, чем предыдущее поколение, в таких играх, как Cyberpunk 2077. В Valorant и подобных она, конечно, будет потреблять меньше 200 Вт, но никто большинство людей, не являющимися профессиональными киберспортсменами, не тратят 1999 долларов на GPU только для того, чтобы играть в спортивные игры.
Для RTX 5090 лучше приобрести блок питания мощностью не менее 1000 Вт, а то и больше, чтобы иметь возможность для будущих апгрейдов. Дополнительное энергопотребление также скажется на ваших счетах за электричество.
Хотя потребляемая мощность разочаровывает, по крайней мере, я не заметил никаких проблем с нагревом во время тестирования RTX 5090. На открытом тестовом стенде максимальный нагрев составил 70 градусов Цельсия, а во время тестирования Cyberpunk 2077 скорость вращения вентиляторов достигала 1500 об/мин. RTX 4090 в том же тесте достигла температуры в 64 градуса Цельсия. RTX 5090 — относительно тихая карта, и у нее по-прежнему есть режим нулевых оборотов, как у предыдущей модели RTX 4090, когда вентиляторы перестают вращаться во время бездействия видеокарты. Однако в таком случае температура может достигать 50 градусов Цельсия, и тогда вентиляторы снова включаются, чтобы охладить карту до более разумной температуры бездействия — 30 градусов Цельсия. У меня нет корпуса малого форм-фактора, чтобы протестировать RTX 5090 в нем, но я полагаю, что вам придется тщательно продумать охлаждение в более закрытой коробке.
Отзыв
Я не столкнулся с большим количеством проблем с RTX 5090, но я заметил, что несколько игр произвольно падают на доступных сейчас драйверах. Valorant часто не запускается или просто падает перед началом игры. The Finals отказывается загружаться, выдавая ошибку, которая, по-видимому, связана с античитом. Я не припоминаю подобных проблем с предыдущими поколениями графических процессоров NVIDIA, но могут быть и другие игры, которые также падают или отказываются запускаться с RTX 5090, пока разработчики и NVIDIA не исправят ранние проблемы.
RTX 5090, несомненно, является королем в 4K, но Nvidia не обеспечила здесь такого чистого прироста производительности, как в RTX 4090. В то время как DLSS 4 повышает качество изображения и производительность генерации кадров, что нельзя игнорировать, я не видел достаточно Multi Frame Gen в различных играх, чтобы понять, насколько хорошо он работает в каждой из них. Первый взгляд на примере Cyberpunk 2077 является многообещающим для серии RTX 50, если только другие разработчики смогут обеспечить аналогичный прирост производительности без дополнительных задержек и прочих проблем.
Конечно, не стоит покупать что-то в надежде, что программное обеспечение со временем улучшит его, но NVIDIA уже доказала с помощью DLSS, что ее графические процессоры действительно становятся лучше со временем. Я готов поспорить, что DLSS 4 Multi Frame Gen улучшит еще много игр, работающих на видеокартах RTX 50. DLSS 4 и его новая модель-трансформер также будут использоваться в существующих картах RTX для улучшения качества изображения, и NVIDIA намекнула, что мы можем даже увидеть, как Multi Frame Gen в конечном итоге появится в более старых поколениях.
1999 долларов — это все еще много для графического процессора, даже если это не больше, чем реальный ценник RTX 4090 в магазинах. К сожалению, похоже, что AMD даже не собирается конкурировать с RTX 5090, и пока неясно, как ее новый FSR 4 с поддержкой искусственного интеллекта будет сопоставляться с DLSS 4. NVIDIA стоит особняком на рынке графических процессоров, и 1999 долларов — это цена, за которую можно получить все самое лучшее, что могут предложить компьютерные игры.
Если эта цена или потребляемая мощность отпугнут вас от RTX 5090, у NVIDIA еще есть RTX 5080 за 999 долларов, а также RTX 5070 Ti за 749 долларов и RTX 5070 за 549 долларов. С точки зрения производительности RTX 5090 не является таким же революционным решением, как RTX 4090. Но если достаточное количество разработчиков примет DLSS 4, то этот GPU вполне может стать началом эры, когда улучшения в программном обеспечении будут иметь большее значение, чем в аппаратном.
Плюсы
- Отличный двухслотовый дизайн.
- 32 ГБ VRAM.
- DLSS 4 делает полную трассировку лучей реальностью.
Минусы
- Мощность 575 Вт.
- 1999 долларов — это много денег.
- Не слишком большой прирост производительности по сравнению с RTX 4090.
Это перевод обзора The Verge.