По данным «Автостата», в современных реалиях мотоциклы (и другой близкий к нему транспорт) в России сложно назвать слишком уж популярным. На территории страны, по состоянию на 1 января 2022-го, официально зарегистрировано лишь около 2,27 миллиона подобных агрегатов, и их численность планомерно сокращается из года в год. Автомобилей при этом сегодня стабильно больше 40 миллионов. Плюс ко всему, большинство мотоциклов в стране — наследие СССР с ощутимым пробегом. В этом нет ничего удивительного, ведь в Советском Союзе двухколёсный транспорт производился и покупался в заметно большем количестве. Ключевые причины подобного положения дел есть смысл обсудить подробно.
Мотоциклы в СССР были заметно дешевле автомобилей
Конечно, основной причиной популярности автомобилей в СССР нужно назвать их стоимость. Пока весьма доступный, по меркам Союза, ВАЗ-2101 (он же «Копейка») можно было купить плюс-минус за 5,5 тысяч рублей, за один из самых дорогих мотоциклов, «Урал» с боковой коляской, просили лишь около 1,8 тысячи («Иж-Планета» 624 стоил до 700 рублей, «Иж-Юпитер» 911 — около 1000, а «Восход» — скромные 450 рублей). При этом нужно понимать, что у многих просто не было не столько желания, сколько возможности переплачивать, ведь средняя зарплата в тех же 70-х редко превышала 150 рублей. Получается, на хороший мотоцикл нужно было копить около года, а вот для приобретения авто приходилось отказывать себе буквально во всём целых три.
▶︎ Факт: сегодня в России тенденции по стоимости транспортных средств достаточно сильно отличаются. Тот же Ural GearUp 2022 года, настоящая (без шуток) мечта любого современного байкера, стоит около 1,2 миллиона рублей. При этом Lada Vesta можно приобрести приблизительно за эти же деньги.
Мотоцикл в Союзе можно было купить даже без очереди
Возвращаясь лет на 50 назад, важно также отметить, насколько сложной вообще была покупка любого транспортного средства. Да, нельзя забывать о тотальном дефиците, который наблюдался в Союзе на самые разные вещи. Даже если у кого-то были средства на приобретение автомобиля, для этого часто нужно было простоять за моделью хоть какого-то цвета в очереди больше 5 лет. Конечно, королевский «Урал» да ещё и с коляской купить также было далеко не всегда просто. Впрочем, более простые модели, вроде «Минска» и «Восхода», продавались в магазинах «Спорттовары» и им подобных вообще без очереди. Причём добыть двухколёсного «коня» с мотором можно было не только в городе, но и в районе.
Некоторыми мотоциклами можно было управлять с 14 лет
Важно понимать, что двухколёсный транспорт всегда был более простым в освоении и использовании. На некоторые модели и тогда, и сейчас не нужны ни регистрация, ни права. В Союзе это играло далеко не последнюю роль, ведь активно перемещаться по местности многим очень нужно было — особенно в сельских и районных реалиях. Конечно, больших и тяжёлых «Уралов» с коляской это никогда не казалось — управлять ими было даже сложнее, чем многими автомобилями. Впрочем, к моторизированным велосипедам, которые также входят в общую категорию подобного транспорта, допускались даже подростки с 14 лет.
▶︎ Факт: мотоциклы (а чаще именно моторизированные велосипеды) также были одним из немногих вариантов для тех, кому автомобили нельзя было водить по медицинским показаниям. Впрочем, в этом случае права на тяжёлый двухколёсный транспорт также получить не вышло бы.
Проходимость мотоциклов в Союзе оценивалась очень высоко
По состоянию на 1 января 2022 года, по данным «Росстата», в городах России проживает около 75% граждан страны. Получается, что сельского населения всего плюс-минус 25%. В 70-х годах в СССР всё было абсолютно иначе — уровень урбанизации не превышал 45%, остальные 55% жителей находились в районах. В сельских условиях особенно важна проходимость техники — чтобы и в поле выехать, и к речке с друзьями прокатиться. На мотоцикле сделать это было куда проще, чем на достаточно примитивном автомобиле без полного привода и других внедорожных прелестей, которые явно не были доступны простому человеку. Кстати, для подобных нужд выбирались достаточно простые, доступны и лёгкие модели двухколёсного транспорта.
Мотоциклы более компактные, и их куда проще хранить
Важно понимать, что автомобиль не только нужно правильно обслуживать — его ещё и нужно где-то хранить. Конечно, многие привыкли просто оставлять транспортное средство на улице — это и сегодня очевидно, и в Союзе было. Впрочем, места для парковки не резиновые, а с учётом немалой стоимости автомобиля его, конечно же, лучше всего хранить в гараже. С мотоциклом всё в разы проще. Если не было хотя бы какого-то сарая, в городских условиях некоторые модели не так сложно было даже просто затащить на балкон. В сельской же местности его «парковали» на летней кухне или хотя бы просто под каким-то навесом, чтобы скрыть от дождя и другой непогоды.
Мотоциклы всегда были более простыми в обслуживании
Важно понимать, что на покупке любого транспортного средства расходы не него точно не прекращаются, а только начинаются. Во-первых, чтобы перемещаться, в него нужно заливать топливо. Во-вторых, нужно периодически менять моторное масло. В-третьих, при интенсивной эксплуатации для любой «табуретки» неизбежно потребуется хотя бы небольшой ремонт. При сравнении с автомобилем в случае мотоцикла всё это заметно дешевле: он и бензина меньше потребляет, и внимания к себе требует не так уж много. Всему виной более простая конструкция и меньшее число узлов, которые требуют дополнительных периодических манипуляций.
Многие владельцы могли починить мотоцикл самостоятельно
Свидетели времени рассказывают, что некоторые парни могли буквально часами разговаривать о мотоциклах. Они обсуждали «Уралы» и «Мински», «Восходы» и «Явы», а ещё, конечно, «Ижи». Многие из энтузиастов при наличии необходимых деталей могли даже сами починить практически любую поломку. В этом нет ничего удивительного, ведь, особенно в сельской местности, сервисов или не было, или практически не было. А на верном железном «коне» нужно было и на рыбалку или охоту съездить, и в сельский клуб заскочить, и в город за покупками, а ещё к девчонкам в соседнюю деревню. Хочешь или нет, а ремонтировать приходилось учиться самому.
Мотоциклы были универсальными и полезными в хозяйстве
Молодые парни чаще всего выбирали мотоциклы без коляски — они и дешевле, и более простыми в эксплуатации были. Тяжёлые варианты с коляской пользовались повышенным спросом среди мужчин постарше. Впрочем, когда речь шла о рабочем использовании подобных транспортных средств, личные предпочтения отходили на второй план. В сельской местности, деревнях и станицах двухколёсный транспорт оказывался не просто неплохим вариантом выходного дня, а настоящим рабочим инструментом. Варианты с коляской нередко использовали даже для перевозки грузов.
Эстетика двухколёсного транспорта ценилась ещё в Союзе
В больших областных центрах, городах среднего размера, а ещё в деревнях и сёлах Советского Союза всегда было много мотоциклистов. Они собирались вместе, обсуждали популярные модели и нюансы их обслуживания. Бабушки сегодня нередко вспоминают, «ух какими» были их дедушки на мотоциклах в 70-е. У всего этого была определённая эстетика, которая, по сути, сохраняется в некоторых кругах в разных уголках мира до сих пор. Конечно, если бы автомобили в СССР были более доступными, вполне возможно, что в центре внимания были бы именно они. Впрочем, нельзя забывать, что мотоцикл возит не тело, а душу — по крайней мере, об этом нередко говорят фанаты этого вида транспорта.
В советских фильмах мотоциклам уделяли большое внимание
Конечно, ни в коем случае нельзя отрицать влияние на жизнь простых людей кинематографа своего времени. Первоначально именно по фильмам многие впервые влюбились в мотоциклы, ведь они нередко становились чуть ли не главными их героями, в том числе, в Советском Союзе. Яркий пример — фильм «Берегись автомобиля» с продолжительной сценой погони инспектора мотобата за главным героем Деточкиным. Мотоцикл гонится за Волгой и не отстаёт от неё, пока у него не начинает барахлить старенький аккумулятор. Впрочем, важно понимать, что двухколёсный транспорт (в данном случае с коляской) показан как вполне себе полноценное средство для перемещения без каких-либо нюансов. Более того, кажется, в реальной погоне он всё-таки догнал бы автомобиль нарушителя.