В последнее время отечественная игровая индустрия постепенно, но весьма уверенно расцветает. Во многом благодаря небольшим студиям, которые при весьма скромных бюджетах могут создать классный проект с необычными игровыми механиками и волнующим повествованием.
И «Сатурн» от российской студии Ninsar Games является тому ярким примером — тайтл дарит море положительных эмоций, выглядит приятно и позволяет ощутить себя в роли главного героя научно-фантастического романа. Но я ещё не раскрыл главную фишку игры — она абсолютно бесплатная. Без доната, рекламы и прочих ухищрений — любой желающий может скачать её в Steam или VK Play, а затем играть часами напролёт, наслаждаясь виртуальным миром будущего.
Искусственный интеллект, роботы и колонизация космоса
Сюжетная линия у игры просто шикарная — да, она подана без каких-то красивых кат-сцен, но это не очень важно. «Сатурн» поведает игроку о мире недалёкого будущего (2062 год), где Россия (компания «АРКА»), Китай (компания «Хуан-ди») и Великобритания (компания BUF) построили свои исследовательские станции в рамках Солнечной системы, применяя передовой вид связи под названием нити эфира для удалённого управления роботами. За пилотирование этих устройств отвечают люди-операторы специальной технологии «Отражение» — они на Земле подключаются к роботам из специальных капсул и выполняют поставленные задачи.
Если робот где-то на спутнике Сатурна сломается или выйдет из строя, человек просто переподключится при помощи специального кода к другому роботу, продолжив работу без вреда для здоровья. Правда, в определённый момент корпорации приходят к выводу, что куда проще (и выгоднее) использовать искусственный интеллект для управления роботами, а операторов из «Отражения» отправить на пенсию, отказавшись от этой программы. Акиму Ковалёву, главному герою, это не очень по душе, но особо горевать ему банально некогда — из-за какого-то сбоя его выкидывает из «Отражения», а роботы на Земле (и не только) выходят из-под контроля, атакуя людей и устраивая погромы. Кроме того, обезумевшие железки предрекают конец света, а значит, человечество пора спасать.
И хотя вы могли решить, что сюжет довольно очевиден (взбунтовался ИИ и всё пошло не по плану), на самом деле идея сценаристов куда более глубокая и интересная. Например, в ходе общения с персонажами вы выясните, что нити эфира очень плохо изучены — человечество начало использовать средство связи, не совсем понимая все тонкости и особенности технологии. Более того, у электроники и тех же роботов нет никаких средств защиты от возможного инородного вмешательства посредством этих нитей эфира. Так что готовьтесь много общаться с персонажами, узнавать много нового и моментами удивляться фантазии разработчиков.
Отдельно хотелось бы сказать о подаче сюжетных элементов — на каждой из локаций можно найти различные предметы и почитать их описание. Например, в доме главного героя есть книги, которые он никак не прочитает, а возле его дома стоит мотоцикл, на котором Аким почти не ездит, но постоянно чинит.
На других локациях можно будет пообщаться с персонажами, узнать о них больше по предметам окружения, даже получить побочные квесты. Всё это формирует более глубокое погружение в виртуальный мир — многогранный, живой и увлекательный.
Но, конечно, приготовьтесь много читать, так как информация подана именно текстом (диалоги озвучены далеко не всегда).
На спасение мира — всего 3 дня
Перед главным героем стоит довольно сложная задача — ему нужно разгадать причину того, почему роботы вдруг взбунтовались против людей, а потом придумать, как проблему устранить. Вот только на это у него есть всего три дня — если вы не успеваете спасти человечество за 72 часа, то цикл перезапускается. Кроме того, цикл перезапускается, если Аким погибнет в бою.
И хотя сроки выглядят весьма сжатыми, на деле игроку дают предостаточно времени на размышления, сражения и поиск лута. Дело в том, что пока вы находитесь на локации, время не идёт — можно хоть часами изучать каждый уголок, искать ящики с припасами, читать записки, описания предметов, общаться с персонажами или покупать что-то у торговца.
Время отнимается тогда, когда вы перемещаетесь между локациями (на карте будет указано время в часах на каждое путешествие), а ещё во время сна (так можно восстановить запас здоровья, но это пустая трата времени — лучше задействовать аптечки). Соответственно, игра требует от вас приличного тайм-менеджмента — бездумно бегать между точками на карте нельзя, так как вы попросту потратите драгоценное время. Нужно думать наперёд, куда вы хотите добраться и как это можно сделать быстрее всего. Например, я сглупил, отправившись домой к профессору Гаврилину, а затем потратил море времени, чтобы добраться до Елены в гостинице, хотя мог сократить путь и сэкономить пару часов.
С одной стороны, такой подход к игровому процессу лишает вас ощущения прогрессии (условно — на самом деле она есть), потому что копить ресурсы или складировать оружия нет никакого смысла. Да, вы можете пойти к торговцу, продать лишние стволы, а затем купить аптечек и прочих расходников (ещё их можно купить в вендинговых автоматах), но на это уходит время, да и в итоге всё это в любом случае «сгорит». С другой стороны, за счёт ограничения в 72 часа игрового времени игра постоянно держит вас в напряжении — нужно запомнить расположение контейнеров и врагов на каждой локации, спланировать маршрут, правильно тратить расходники и всё в таком духе.
Ещё стоит сказать, что на самом деле прогрессия между циклами есть — после смерти персонажа перед перезапуском игрок может выбрать два перка, которые он хочет сохранить.
Сами перки выдаются с повышением уровня при каждом из заходов — на выбор можно взять один.
Настоятельно рекомендую брать перки «Медицина» и «Экипировка» — персонаж будет лучше лечить себя и иметь больше защиты в бою. Либо же можно взять сразу два перка на повышение урона из тяжёлого оружия — вы сможете наносить +10 урона по врагам из различных автоматов и винтовок, что позволяет гораздо быстрее стирать роботов с ИИ на борту в порошок.
Как в «Матрице», только круче
Разработчики «Сатурна» придумали очень необычную боевую систему, которая комбинирует пошаговую тактику и сражения в реальном времени, но не так, как вы ожидаете. Суть в том, что когда главный герой переходит в режим сражения (если вы выстрелите по роботу или попадёте в его поле зрения), течение времени автоматически встаёт на паузу. Это позволяет вам оценить ситуацию, проанализировать окружающую среду, рассмотреть противников (сверху на экране появятся иконки врагов с описанием их бафов) и принять решение о дальнейших действиях. Здесь можно не спешить и думать столько, сколько необходимо.
Игра снимается с паузы исключительно в момент, когда вы предпринимаете какие-то действия — используете предмет из инвентаря, ходите, стреляете, делаете кувырок. Но когда ваше действие завершено, спустя секунду или около того бой вновь встаёт на паузу, буквально замирая. Это предоставляет просто безграничное пространство для манёвров, хитрых тактик и довольно забавных ситуаций. Например, если поймать тайминг выстрела робота, можно вовремя уходить вправо или влево, наносить выстрел по врагу, а затем вновь уклоняться от снаряда. Сначала это кажется сложным, но на второй-третий цикл понимание боёвки позволяет проходить даже сложные уровни без урона (или почти без него).
При этом в игре есть несколько типов врагов, которые отличаются не только количеством очков здоровья, но и стилем ведения боя. Некоторые роботы подходят в упор и бьют копьём — достаточно уйти в сторону, чтобы не получить урона. Есть враги, которые стреляют из дробовика лазерной картечью по 3-4 снаряда, либо же дают залп из чего-то вроде пулемёта (тоже лазерного). А есть те, кто стреляет одиночными, но на довольно большом расстоянии. Ко всем этим врагам придётся подобрать ключ, потому что хотя в игре присутствует система стелса, зачищать локации иногда просто необходимо.
Кроме того, в «Сатурне» у роботов присутствует система дружеского огня — это значит, что если противник выпустил в вас снаряд, но попал он в другого робота, то урон всё равно засчитает. И это тоже стоит использовать — смело собирайте «паровоз» из противников, а затем наблюдайте, как роботы ближнего боя бьют своих же, а снайперы точно стреляют по спинам товарищей, пытаясь выловить вас на прицел.
Мне это очень помогло на пляже в сегменте со спасением Андрея — толпа роботов перебила друг дружку почти без моей помощи. А с тяжёлыми врагами вроде «голема» в подвале у Гаврилова стоит расправляться тактикой «выстрелил — отбежал — выстрелил». В целом, ничего сложного, но моментами попотеть всё же пришлось.
И, конечно, не забывайте использовать предметы из инвентаря для получения временных бафов — это очень полезная штука, особенно если предстоит большая бойня.
К примеру, когда у меня закончились боеприпасы для стрельбы из всех дальнобойных орудий (а такое периодически будет происходить), я задействовал защитный спрей «Кольчуга» (+25% к защите), закинулся красным перцем (+15% к урону и -10% к защите), а затем взял в руки штурмовой таран «Крушитель» и подрубил навык «Берсерк» на повышение урона. В итоге враги в ближнем бою улетали с двух ударов в худшем случае, а я получил минимум урона.
Ролевая игра, но не на 100%
Ещё на самом старте, до того, как вы узнаете завязку сюжета или увидите игровой процесс, игра предлагает вам выбрать три стартовых атрибута (игрок сам выбирает предысторию главного героя), которые влияют на параметры персонажа при прохождении. Например, атрибут «Книжный червь» даёт -1 к силе и +2 к интеллекту, а «Тяжёлоатлет» дарит +2 к силе и -1 к интеллекту и так далее. На этом моменте я решил, что выбранные атрибуты повлияют на игровые механики, позволив мне отыгрывать определённую роль — условного хакера, взламывающего замки, скрытного ниндзя, действующего незаметно, спеца по зельям или что-то в таком духе.
Но на деле стартовые атрибуты не так сильно влияют на процесс прохождения и ролевую модель персонажа, как мне хотелось бы. Да, имея прокачанную харизму, есть шанс выторговать у торговца скидку на его товары, сэкономив немного рублей (их всегда очень мало). Ещё от прокачки статов зависит то, как именно вы будете проходить тот или иной сюжетный сегмент. К примеру, без ловкости на 7 вы не сможете быстро пробраться к роботу, выжившему при падении корабля на Япете, но получить координаты всё равно получится. Или без прокачки интеллекта профессор Гаврилин не отдаст вам код, но вы можете просто прикончить персонажа, а затем подобрать с него нужную информацию. А на одном из уровней за счёт силы на 7 можно не играть в мини-игру с заправкой грузовика, просто толкнув его руками.
Ещё статы Акима влияют на варианты ответов в определённых диалогах, плюс решения игрока и пройденные побочные задания влияют на концовку сюжетной линии. Но геймплейно отыгрывать какую-то конкретную роль игра всё же не позволит — вы в любом случае будете уничтожать роботов, так как с прокачкой интеллекта или других статов их всё равно нельзя обмануть, перепрограммировать или натравить друг на друга.
Кроме того, выбранные статы никак не влияют на доступ к определённому оружию или экипировке — сносить головы врагам тяжеленным «Крушителем» можно независимо от того, силач вы или интеллектуал. Единственное существенное влияние на игровой процесс вы заметите, выбрав стартовый атрибут «Мажор» — у вас отберут два очка удачи (их потом можно наверстать перками), но дадут 5000 рублей. Это настоящий геймченджер — можно купить крутой ствол или затариться аптечками, меньше переживая из-за урона в бою.
Отзыв
Хотя я не большой фанат темы временных петель с бесконечным повторением одних и тех же событий, могу уверенно сказать, что «Сатурн» принесла море удовольствия в процессе прохождения. Игра выглядит приятно, рассказывает очень интересную историю о мире будущего, к которому современное человечество так упорно стремится, и позволяет в спокойном темпе наслаждаться происходящим. Да, у тайтла имеются небольшие огрехи, но есть высокая вероятность, что большинство игроков их даже не заметит. Так что если вы любите читать, слушать и думать, то можете смело выделить пару-тройку вечеров на прохождение этого проекта — уверяю, не пожалеете.
Преимущества
- Очень интересная сюжетная линия про будущее, роботов и ИИ.
- Разнообразные и детально проработанные локации.
- Крайне необычная боевая система.
- Море различных отсылок и забавных заметок.
- Удобное и понятное управление.
- Отличная оптимизация и низкие системные требования.
- Игра абсолютно бесплатная.
Недостатки
- Неудобный и неинформативный инвентарь.
- Не самая глубокая ролевая система.
- Механика временной петли зайдёт не всем.