Смартфоны от Apple никогда не были дешёвыми, и в первые годы начала их массовой популярности (по личным наблюдениям, в СНГ это случилось где-то во времена iPhone 4) такое положение дел создало им особую репутацию престижности (или «понтовитости», смотря кто и как к этому относился). Ещё тогда, как и в случае с любыми другими премиальными брендами и их продукцией, аналитики и простые покупатели стали выражать мнение, что будь у Apple смартфон подешевле, так сказать, «для народа», он бы был невероятно востребован и «яблочная» корпорация гребла бы деньги лопатой (как будто без этого она так не делает).
Это звучит логично даже сейчас, и регулярно на форумах можно встретить похожее мнение — выпусти Apple смартфон подешевле, ему обречена популярность, ведь люди, которые не могут позволить себе обычные iPhone, 100% захотят прикоснуться к «яблочной» технике подешевле.
Но история показывает, что это не работает. И я, например, до сих пор не могу понять почему. Тешит тот факт, что одни из лучших в мире прогнозистов, работающие в Apple, судя по всему, тоже не могут понять. Ну, конечно, если это не их хитроумный заговор — но давайте обо всём по порядку :)
iPhone 5c — первый «дешёвый» iPhone, и он неожиданно вышел боком для Apple
Если не считать первое поколение, вплоть до 2012 года у Apple были только обычные смартфоны и их S-версии, получавшие незначительные, но полезные нововведения спустя год после запуска новой серии (то есть iPhone менял циферку раз в два года). Однако в 2013-м это изменилось, когда вместе с предсказуемым iPhone 5s неожиданно вышел и iPhone 5c.
Приставка «c», как считается, означает «color» («цвет»). iPhone 5c получил пластиковый (поликарбонатный) корпус и множество вариантов расцветок — до этого у Apple ничего подобного в каталоге смартфонов не было, и в 2013 году, во времена тех же цветастых Lumia от Nokia, такое решение смотрелось скорее свежим и молодёжным, чем дешёвым и «китайским». Впрочем, многим критикам не понравилась потеря ощущения премиальности от прикосновения к корпусу.
По сути, в 2013 году ситуация в каталоге смартфонов Apple была следующей: iPhone 5s получил существенные улучшения на фоне iPhone 5 (чего стоил только первый среди «яблочных» устройств сканер отпечатков пальцев), но оценивался от 650 долларов (как и iPhone 5 на старте), а iPhone 5c стал, грубо говоря, пластиковым переизданием iPhone 5 — характеристики были практически идентичными, а цена на 100 долларов меньше, то есть 550 долларов. После запуска iPhone 5c и 5s производитель снял с продажи iPhone 5.
То есть, грубо говоря, в 2013 году у клиентов Apple было два выбора: купить прошлогодний, но цветастый и молодёжный iPhone 5 (в лице iPhone 5c), подешевевший на 100 долларов, или iPhone 5s с инновационным сканером отпечатков пальцев и существенно улучшенной основной камерой по цене iPhone 5. Люди сделали свой выбор: в первые дни продаж 5s был в три раза популярнее. Спустя три месяца после старта продаж обе новинки были в топ-3 по популярности в США, но 5s занимал первое место, а 5c — третье (разделял их Galaxy S4 от Samsung).
Почему люди уделили сравнительно небольшое внимание первому (и последнему) C-смартфону от Apple — до конца непонятно. Вспоминая те дни, причиной стал, скорее всего, сканер отпечатков пальцев в iPhone 5s — по сути, это было первое массовое использование дактилоскопа на рынке смартфонов, настоящая инновация без шуточного подтекста (никому не известные узконаправленные и плохо работающие аналоги от других производителей не в счёт). Ну и 2013 год — это самый разгар роста соцсетей, так что улучшенная камера тоже была неплохим бонусом. Добавьте к этому ещё и новую расцветку iPhone 5s — бело-золотистую (ранее у Apple ничего подобного не было, да и у других особо тоже).
Как бы там ни было, сама Apple не рассчитывала на такую статистику продаж. Спрос на iPhone 5c был существенно ниже, чем предполагала компания — даже Тим Кук признал, что этой модели был переизбыток, а 5s, наоборот, не хватало. Видимо, Apple тоже рассчитывала на совсем иную популярность подешевевшего iPhone, который всем своим видом (и ценником) ориентировался на молодёжь.
Видимо, переизбыток 5c был действительно большим, ведь спустя год Apple выпустила модификацию с вдвое уменьшенным объёмом хранилища — на 8 ГБ. Она быстро обрела славу неюзабельной, поскольку после обновления до iOS 8 у пользователя оставалось всего 4,9 ГБ места.
В общем, можно считать, что iPhone 5c стал жертвой очень уж привлекательного 5s, поэтому ситуацию с данной моделью вряд ли стоит рассматривать как показатель того, что дешёвый iPhone не нужен. К тому же третье место в списке самых популярных смартфонов (хотя бы в США) — очень уж неплохой результат. Куда более показательные примеры появились в 2020 и 2021 годах.
Загадка iPhone mini — идеальных смартфонов, которые почему-то оказались провальными
Примерно в 2015-м, спустя год после того, как даже Apple увеличила диагонали дисплея своих смартфонов (и стала выпускать Plus-модели параллельно с обычными) вслед за Samsung и китайцами, общественность смирилась с тем, что мобильные устройства стали больше. Само понятие «фаблет» начало исчезать из обихода (как и его простонародный аналог — «лопата»). Однако смирение не стало эквивалентом признанию.
До сих пор на форумах можно встретить комментаторов, желающих найти компактные смартфоны. Сейчас и в последние несколько лет это трудно сделать в принципе, а если человек хочет найти не просто компактную модель, но и бескомпромиссную, то сделать это практически невозможно. Если речь о флагманских сериях, то у всех или почти у всех производителей такая иерархия каталога, что Pro-версия всегда лучше и крупнее, а хоть сколько-то компактная модель всегда чего-то лишена (или третьей камеры нет, или дисплей не такой быстрый и качественный, или ещё что-то наподобие замедленной зарядки).
На фоне всего этого Apple сделала то, чего все от неё (да и от любого другого) ждали — выпустила iPhone 12 mini, а через год и iPhone 13 mini. Они ничем не отличались от обычных моделей без приставки «mini», за исключением диагонали дисплея и сопутствующих показателей наподобие габаритов и веса. Те же камеры, тот же процессор, экран такого же качества. То есть всё то же самое, только компактнее. А ещё на 100 долларов дешевле.
Когда я прочитал о выпуске iPhone 12 mini, я был уверен, что даже при одинаковой с iPhone 12 стоимости эта модель будет популярнее обычной за счёт женщин и детей, у которых руки не очень большие, а также любых других, кому просто неудобно носить в кармане большой брусок или перехватывать его, чтобы дотянуться до верхнего края дисплея. И был убеждён, что при цене на 100 долларов ниже ему просто гарантирован успех. Но нет.
После сентябрьского анонса серии iPhone 12 уже в октябре и ноябре новая линейка стала невероятно популярной в США, на долю базового iPhone 12 пришлось 27% продаж «яблочных» смартфонов, по 20% забрали iPhone 12 Pro и 12 Pro Max, а iPhone 12 mini покупали лишь в 6% случаев. Если говорить о мировых продажах в 2021-м (в год анонса линейки iPhone 12), то iPhone 12 занял первое место с отрывом, второе и четвёртое заняли Pro-модели, а mini-версия даже не попала в топ-10.
Это максимально странно ещё и потому, что iPhone 12 — чуть ли не самый незначительный апгрейд, ведь на фоне iPhone 11 новинка получила лишь OLED-дисплей вместо IPS-экрана, новый процессор с минорным повышением производительности и слегка улучшенную основную камеру.
Спустя год распределение популярности между iPhone 13 mini и его собратьями оказалось аналогичным — mini-модель пользовалась куда меньшим спросом.
Отдельно стоит отметить, что означает разница в 100 долларов между iPhone 12/13 и их mini-версиями. С анонсом iPhone 12 mini производитель, по сути, повысил цены на базовые модели — «малыша» оценили в те же 700 долларов, что стоил iPhone 11 на старте продаж, а iPhone 12 стоил уже 800 долларов. Лично у меня возникает подозрение на некую теорию заговора, что Apple нужен был iPhone mini, чтобы незаметно повысить стоимость базового iPhone, а затем просто убрать mini-версию из продажи — после неожиданного провала iPhone 5c корпорация явно уделила больше времени на создание своих прогнозов касательно iPhone совершенно нового формата.
Но вернёмся к нашей теме. Даже несмотря на то, что iPhone 12 вырос в цене, не был компактным (о чём грезили форумчане) и ничем особо существенным не отличался от iPhone 11, он всё равно стал самым популярным iPhone, а его более дешёвая mini-версия даже не приблизилась к нему. Опять же, с iPhone 13 все аналогично.
Лично для меня это стало настоящей загадкой. Да, в iPhone mini шрифт был меньше — но плохое зрение далеко не у всех, да и в предыдущие годы на меньших экранах люди как-то читали сайты и смотрели фотографии. Да, у него был меньше аккумулятор и, следовательно, автономность — но она была не то чтобы ужасна (на рабочий день хватало, особенно iPhone 13 mini), да и у того же второго поколения iPhone SE, вышедшего за полгода до серии iPhone 12, автономность была ещё хуже, но его покупали. К слову о нём и обо всей SE-серии в принципе.
Есть ещё iPhone SE, но непонятно, довольна ли им Apple и какая у него роль
iPhone 5c — это ставка на меньшую цену и обилие ярких расцветок. iPhone mini — это ставка на меньшую цену и компактный размер. В обоих случаях фигурирует меньшая цена, но не только она формирует образ смартфонов. Казалось бы, что в вопросе меньшей цены лучше всего анализировать серию SE — ведь у ней ставка прежде всего на меньшую стоимость. Возможно, так оно и есть, но если попытаться смотреть на вещи под другим углом, то лично мне виднеется и другое предназначение этой серии — возврат старого дизайна.
Первый iPhone SE вышел через полгода после iPhone 6s и был, по сути, привычным iPhone 5s трёхлетней давности, только с процессором и основной камерой из iPhone 6s. Дисплей и его размер, корпус и его габариты с весом, сканер отпечатков пальцев первого поколения — всё было идентично. Но форм-фактор сохранялся (у iPhone 6s был уже новый), обратите на это внимание.
Второй iPhone SE вышел через полгода после iPhone 11 и был, по сути, привычным iPhone 8 трёхлетней давности, только с процессором и основной камерой из iPhone 11 (но без ночного режима, ведь нужно же было как-то продавать более дорогую «одиннадцатую» модель). Дисплей и его размер, корпус и его габариты с весом — всё было идентично. Но форм-фактор сохранялся (у iPhone 11 был уже новый), обратите на это внимание. Я намеренно написал этот абзац точно таким же, как и предыдущий, чтобы подчеркнуть закономерность.
Чтобы не повторяться с третьим iPhone SE, вышедшим через полгода после iPhone 13, просто подчеркну интересный момент — он должен был бы, продолжая закономерность, быть в форм-факторе iPhone 11, но нет. Третий iPhone SE (2022), как и второй iPhone SE (2020), получил корпус из iPhone 8 — последнего iPhone в старом форм-факторе с кнопкой «Домой», если не учитывать SE.
Все iPhone SE выходили с разницей в два года, но в этот раз, в 2024-м, четвёртая модель так и не вышла (презентации SE всегда были весной). Лично меня всё это наталкивает на мысль, что приверженность старому дизайну — одна из ключевых причин существования SE, ведь есть консервативные покупатели, которые хотят владеть чем-то привычно компактным и сканирующим отпечаток пальца. Конечно, на форумах витает и теория о том, что SE нужен для того, чтобы распродать компонентные базы старых iPhone (по ошибке произведённых в избытке), но вряд ли Apple сделала настолько много тех же iPhone 8, чтобы столько лет продавать SE второго и третьего поколений.
iPhone SE стоит ощутимо дешевле других «яблочных» смартфонов, в том числе и mini-моделей, и продаётся он, судя по всему, не слишком уж плохо. Косвенный признак — Apple не стала бы два раза обновлять его, если бы популярность была разочаровывающей. В год выхода iPhone 12 модель с приставкой mini не попала в топ-10 продаж смартфонов по всему миру, а второй iPhone SE занял восьмое место (выше уже была диаграмма за этот период). А вышедший в 2022 году третий iPhone SE занял девятое место в мировом рейтинге самых продаваемых смартфонов.
То есть, в отличие от других попыток сделать iPhone подешевле, SE-серия оказалась успешной. Вопрос лишь в том, что принесло ей этот успех — низкая цена или любовь покупателей к старым форм-факторам.
Так дешёвый iPhone нужен? Если и да, то далеко не всегда
На момент выхода каждый iPhone SE оценивался приблизительно в 300 долларов ниже самого дешевого обычного iPhone из актуальной линейки. И это ощутимая разница в цене. В то же время iPhone 5c и iPhone mini были дешевле своих старших братьев только на 100 долларов — разница не такая уж и большая.
В связи с этим было бы ошибкой отрицать, что популярность iPhone вообще не зависит от его стоимости и что клиенты Apple всегда готовы платить больше. Но в то же время прослеживается интересный факт: если разница в цене не слишком велика, то люди готовы заплатить больше за характеристики, которые их лучше удовлетворяют. То есть здесь нет подтверждения мнения о том, что все iPhone — это одна сплошная переплата, а большинство владельцев отдают последние деньги (или даже берут кредиты) за то, чтобы обновить свой смартфон. Если бы это было так, выбор клиентов Apple легко бы падал что на iPhone 5c, что на iPhone mini — в случае с последним так тем более, ведь он и выглядит точно так же, как старшая версия, то есть «понтоваться» им можно точно так же.
Косвенно всё это подтверждает и тот факт, что модели Pro Max практически всегда популярнее, чем Pro — даже тогда, когда между ними разница только в размере (а не в наличии чего-то наподобие большего зума или лучшей стабилизации камеры). То есть люди осознанно платят на 100 долларов больше за идентичный смартфон, просто увеличенного размера, потому что он им удобнее.
На самом деле, искать причины большей популярности Pro Max на фоне Pro и отвечать на вопрос, а выбирают ли люди iPhone большего размера, тоже интересно, ведь iPhone 14 Plus и 15 Plus продаются почти так же плохо, как и iPhone mini — то есть не факт, что нужен увеличенный размер? Может, в случае с Pro Max работает психология «хочу самый лучший/дорогой смартфон, какой только есть»?