test adv
,

Этапы развития автомобильных экранов: от ламповых телевизоров до голограмм

В современных автомобилях из бизнес-сегмента вся передняя консоль обычно усеяна экранами разных размеров, но так было не всегда

Сейчас экранами в автомобилях никого не удивишь, но мало кто знает, что подобные девайсы начали появляться в салонах ещё с середины прошлого столетия. Тому, как изменялись автомобильные экраны, во что они в итоге превратились и чего можно ждать от них в будущем, и посвящён этот материал.

Rolls-Royce Silver Wraith (1954 год)

Именно в данном невероятно дорогом автомобиле впервые появился самый настоящий телевизор, но он был установлен не с завода | Artebellum

Как нетрудно догадаться, первые экраны, появившиеся в транспортных средствах, были телевизионными. Особую популярность такие приборы приобрели после Второй мировой войны, и уже в 1954 году один из них появился в автомобиле. Это был компактный по тогдашним меркам черно-белый телеприёмник, установленный на заказ в Rolls-Royce Silver Wraith. Идея принадлежала экстравагантному бизнесмену из Нью-Йорка, который решил обзавестись уникальной машиной. После покупки серийной модели он отдал её в автосалон, где были произведены кардинальные изменения.

Салон оснастили невероятно технологично. В нем были электроприводы водительского сиденья, телефон и даже унитаз под правой подушкой заднего ряда кресел (правда, его не использовали по назначению, а хранили в нем лёд для охлаждения шампанского). А наиболее современным устройством стал телевизор, размещённый в деревянном корпусе по центру за сплошным передним сиденьем. Он значительно выдавался вперёд, но, учитывая размеры салона, пассажирам не мешал. Автомобильные историки считают, что именно это — первый официальный экран в салоне машины.

Simca Vedette (1958 год)

Сравнительно массовый автомобиль, который могли себе позволить многие, первым получил экран в салоне прямо с завода | Medium

Почивший ныне французский автомобильный бренд Simca ранее был довольно популярен в Европе, а потом и в Южной Америке. Изначально компания производила бюджетные малолитражки, в основном пользуясь лицензиями на разработки Fiat. Но, с приобретением у компании Ford завода недалеко от Парижа она получила права и на выпуск американской модели Vedette, которая стала выходить под новой маркой. Simca Vedette производилась во Франции с 1954-го по 1961 год.

На пике популярности стали выходить различные модификации, в том числе и удлинённый люксовый вариант 1958 года. Он отличался не только более дорогой отделкой салона, но и техническим оснащением. Автомобиль получил автоматическую коробку передач с возможностью ручного переключения, радиотелефон и телевизор. Таким образом, именно он стал первой серийной машиной с экраном в салоне. В принципе, когда энтузиасты обсуждают историю экранов в авто, некоторые говорят, что она началась именно с Simca.

Philco Autovision (1965 год) в Ford, Lincoln и Mercury

Philco Autovision — первая массовая опция установки ламповых телевизоров в автомобили, которую использовали многие | Mid-Century, Chevytalk, Worthpoint

Электроника развивалась стремительными темпами, и уже в 1956 году появились портативные телевизоры фирмы Philco с диагональю экрана 9 дюймов. Прибор был относительно компактным, что позволяло уместить его в салоне машины. Благодаря этому возникла услуга Autovision, позволявшая почти за 170 долларов разместить девайс в автомобилях марок Ford, Lincoln и Mercury. Тогда в большинстве моделей было сплошное переднее сиденье, так что гаджет попросту крепили на спинку с помощью специальной скобы, из-за особенностей корпуса экран располагался под углом с ориентацией вверх.

Устройство можно было легко снять и перенести куда угодно, оно могло подключаться и к обычной домашней розетке, а в походном варианте питалось либо от батареек, либо от прикуривателя. Сигнал воспринимала полукруглая антенна, у пользователей была возможность переключения каналов и подстройки изображения. Некоторые заказывали дополнительную услугу, и телевизор монтировался в сиденье намертво. Тем не менее, в этом случае изменить его расположение уже было достаточно проблематично.

12-вольтовые автотелевизоры Toshiba и Sony (80-е годы)

Этапы развития автомобильных экранов: от ламповых телевизоров до голограмм
В 80-е годы именно Toshiba и Sony стали наиболее массовыми производителями портативных телевизоров | Motor

Массовое распространение автомобильные телевизоры получили в 1980-е. Тогда они стали цветными и выпускались компаниями Toshiba и Sony. Производители, в первую очередь, ориентировались на внутренний рынок и размещали все переключатели справа, чтобы водитель мог управлять телеприёмником свободной левой рукой, ведь руль в японских машинах с противоположной стороны.

ABC Exclusive, Gemballa, Carat Duchatelet (80-е годы)

Этапы развития автомобильных экранов: от ламповых телевизоров до голограмм
В Европейских странах установкой телевизоров в авто занимались тюнинг-ателье — они делали это достаточно элегантно | Pinterest

В Европе телевизоры в салонах машин были не столь распространённым явлением, как в стране восходящего солнца, но и подход к их установке был иным. Гаджеты не просто куда-нибудь цепляли, а органично вписывали в интерьеры дорогих автомобилей. Этим занимались немецкие тюнинг-ателье ABC Exclusive и Gemballa, а также бельгийское Carat Duchatelet. Последнее, кстати, наиболее знаменито и сейчас разрослось до целого концерна.

В Старом свете автомобильный телевизор был редкостью и показателем престижа. Небольшие телеэкраны могли устанавливаться спереди, сзади, или одновременно в нескольких местах. Они были вмонтированы в элементы салона, а органы управления располагались так, чтобы было удобно пассажирам, а не водителю. По большому счёту, приблизительно так с моделями из премиального сегмента сегодня поступают и автомобильные компании.

Buick Riviera (1986 год)

Вот он — первый автомобиль с сенсорным экраном системы Graphic Control Center в центральной части консоли | Auto Vercity, Pinterest

В 1986 году появилась машина, положившая начало революции автомобильных экранов. Это был люксовый Buick Riviera с сенсорным монохромным дисплеем Graphic Control Center. С помощью касаний пальцами зелёных надписей на чёрном фоне водитель мог вывести на экран множество информации. Так можно было управлять бортовым компьютером, проводить диагностику электроники, трансмиссии, тормозов, получать отчёт о расходе топлива и точном его остатке. А ещё через Graphic Control Center было реализовано управление климат-контролем и радиоприёмником. Жаль, новую технологию потребители тогда не восприняли, посчитав, что она отвлекает от вождения, и через четыре года программу свернули.

Toyota Crown Royal Saloon (1987 год)

Первый автомобиль со встроенным навигатором | Auto Vercity, Wheelsage

В 1987 году в Японии появился автомобиль, который с конвейера оснащался навигатором, отдельно не продававшимся. Устройство использовало электронные карты, загруженные на CD-диск, а местоположение транспортного средства определялось с помощью специального компаса. Собственно, автомобильные навигаторы, в том или ином виде, появлялись и ранее — с начала 1980-х. Но полноценными экранами в современном понимании они не обладали. Toyota же предлагала пользователям компьютерную систему и вмонтированный в переднюю панель цветной дисплей с электронно-лучевой трубкой. Более того, в этом автомобиле показания основных приборов также отображались графически — на щитке за рулевым колесом.

Oldsmobile Cutlass Supreme (1988 год)

Первый автомобиль с проекционным дисплеем на лобовое стекло — подумать только, он появился более 30 лет тому назад | Bring a Trailer, W-Info-Autos

Начиная со Второй мировой войны, велись разработки прообразов проекционных дисплеев, а потом и самих этих приборов. Изначально они применялись на боевых самолётах, затем появились на гражданских авиалайнерах, а в 1988 году таким устройством впервые оснастили автомобиль. Это был Oldsmobile Cutlass Supreme, созданный как спортивный пейс-кар (в случае опасности выезжает на трассу перед гонщиками и заставляет их снизить скорость). После выпускался ограниченной серией для свободной продажи. На стекле машины проецировались показания приборов и другая полезная информация. Соответствующий гаджет работал за счёт вакуумной люминесцентной трубки и отражающей оптики. Вскоре инновационную технологию стали применять и другие автопроизводители.

BMW Е38 (1994 год)

Это, фактически, — первый автомобиль со встроенным компьютером для управления всеми системами | Drive2, Imgur

В 90-х годах минувшего столетия экраны в автомобилях стали более функциональными. Они уже служили не просто для развлечения или навигации, а выполняли сразу несколько задач. Прорывом в этом плане стал LCD-дисплей, установленный на BMW Е38. В то время он не имел равных по качеству изображения среди подобных устройств. Помимо передовой графики девайс мог порадовать водителя обилием полезной информации. На нем отображались карта местности, координаты маршрута, километраж поездки, время в пути, метка пункта назначения и другие навигационные данные. Можно было вывести информацию о расходе топлива, средней скорости, состоянии различных систем, получить предупреждение о неполадках и тому подобное.

Изначально машину оснастили монитором с соотношением сторон 4:3, позже оно стало более современным — 16:9. Появилась и новая система навигации. К тому времени эстафету по оснащению транспорта многозадачными экранами подхватили и другие представители мирового автопрома, но такими девайсами оснащали только модели класса люкс. Однако в 2000-х они стали появляться и у представителей среднего ценового сегмента, а функционал стал ещё шире. Теперь появилась возможность получать данные от парковочных радаров, видеть предупреждения о приближении к зонам действий дорожных знаков, предостережения о наличии препятствий на пути и о многом другом.

Массовая замена экранами приборных панелей (2010-е)

Этапы развития автомобильных экранов: от ламповых телевизоров до голограмм
Да, сегодня экраном вместо приборной панели уже никого не удивишь, но не десять лет тому назад | ExtremeTech

С середины 2010-х все больше автомобилей оснащаются электронными приборными панелями. Изначально они, в основном, имитировали традиционные стрелочные приборы — просто выглядели более стильно. Но, со временем у подобных дисплеев стало появляться все больше функций. Некоторые изменяют цвет, в зависимости от режима, или позволяют переключать скины приборов со стрелочных на показатели крупными цифрами. У других есть возможность сдвигать показания и выводить дополнительную информацию — например, о состоянии систем.

Tesla Model S (2012 год)

Да, электрокары Илона Маска с огромными экранами стали прорывом — они оснащены невероятным числом возможностей, которые превращают автомобиль в гаджет | Drom, InfoCar

На данный момент наиболее технически оснащёнными в плане экранов являются автомобили Tesla Model S и Tesla Model X. Кроме отдельного дисплея для отображения показаний приборов у них есть большой сенсорный экран в центре передней панели. Это — уже не просто бортовой компьютер с навигацией, а многофункциональный гаджет для управления всем автомобилем вместе взятым.

Водитель может вывести на него информацию, касающуюся поездки, узнать о состоянии систем автомобиля, количестве оставшегося заряда, разобраться с навигацией и так далее. Помимо этого, доступна функция телефона и веб-браузера. Есть возможность устанавливать практически любые приложения. Конечно, во время движения всё это пока пригодится только пассажиру справа, но после внедрения автопилота этим сможет пользоваться и водитель.

Голографические экраны, лобовое стекло вместо экрана

Да, голографические экраны — самое футуристичное, что может произойти с автомобилестроением | AutoIWC, Motor Authority

Вполне вероятно, что в дальнейшем сенсорные дисплеи будут вытеснены голографическими. Такая технология уже применяется в ливанском суперкаре Lykan Hypersport. Его экран способен показывать трёхмерное изображение, которое получится рассмотреть без очков или каких-либо дополнительных приспособлений. Аналогичный принцип была заложен во многие концепты ещё 1990-х годов. Тогда в BMW разработали технологию, которая позволяет с помощью голограмм управлять бортовым компьютером — кнопки проецируются под рукой водителя, а выбранные команды отслеживаются камерами.

Не исключено, что в будущем, в качестве дополнительных экранов также будут использоваться лобовые стекла. Чтобы не отвлекать водителя, изначально на них будут выводиться только основные показатели, но с повсеместным внедрением полностью автономных автопилотов, лобовые стекла можно будет использовать как полноценные экраны для развлечений в дороге.

Последнее изменение:
 

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментарием