Относительно недавно Canon уже выпустил совершенно новую для себя линейку доступных фотокамер со сменными объективами EOS M. Обзоры на них вы уже могли читать на Трешбоксе. И вот, осенью 2018 года, на рынок выходит старшая, полнокадровая линейка — R. Пока в ней только одна модель, поэтому к ней будет как повышенное внимание, так и повышенные требования. В первую очередь, конечно от поклонников Canon.
Интересный факт, что примерно в то же время компания Nikon выпустила свою линейку беззеркальных камер. Справедливости ради отметим, что оба именитых бренда немного отстали от конкурентов в осваивании этой ниши рынка, но и могли учесть ошибки других фирм и выпустить интересный продукт. Давайте разбираться.
Canon EOS R − это полнокадровая беззеркальная цифровая камера со сменными объективами. Сами японцы делают акцент на более детальном изображении, новом байонете, полнокадровой матрице и инновациях в управлении. И нам есть, что сказать о каждом пункте и даже больше.
Новый байонет и объективы
Начнём с объективов и нового байонета. Да, все мы привыкли, что основной байонет Canon − это EF, знаменитые объективы с красным кольцом и их гигантский, не побоимся этого слова, ассортимент. EOS R встречает нас новым байонетом RF. У него диаметр 54мм и сильно сократившееся расстояние от задней линзы объектива до матрицы. Производитель говорит об увеличившейся резкости за счёт того, что ближайшая к матрице линза может быть большего диаметра, тем самым убирая из оптической схемы её края, а значит искажения. Есть возможность более компактных оптических схем объективов опять же за счёт большей площади стёкол внутри, а значит и сократившийся размер и вес.
Вам уже интересно, что делать тем, у кого большой парк EF оптики? У Canon для вас на выбор три переходника: простой, переходник с поддержкой с дополнительным кольцом управления, а также переходник с кольцом управления и возможностью вставлять световые фильтры. Все переходники поддерживают автофокус и имеют пылевлагозащиту. У японцев большие планы на байонет и камеру, так что ждём расширения парка объективов, и да, они в основном будут дублировать уже имеющиеся под байонет EF.
Сейчас на выбор доступны четыре объектива:
- RF 28–70mm f/2L USM (светлее чем классика 24-70 F2.8, но не столь широкий)
- RF 50mm f/1.2L USM (очень светлый и красивый по картинке объектив, снимки смотрите в галерее)
- RF 24–105mm f/4L IS USM (классика для путешествий, со стабилизатором)
- RF 35mm f/1.8 IS Macro STM (макро-объектив со стабилизатором)
Линейка пока небольшая, но охватывает все основные направления съёмки: портреты, путешествия, репортаж и макро. Сейчас в первую очередь все ждут телеобъектив и более длиннофокусные портретные. Но и они будут идти параллельно с объективами линейки EF. А нам остаётся ждать анонсов и релизов.
У новой линейки объективов есть ещё одна приятная особенность — это вынесенное на корпус дополнительное кольцо управления. Его можно настроить под различный функционал в настройках самой камеры и это действительно удобное и необычное решение, молодцы Canon.
И ещё очень приятная особенность, если перед сменой объектива камеру выключить, то она закроет матрицу, что мы считаем очень большим плюсом!
«Тушка» и эргономика
Canon EOS R оснащён 30-мегапиксельной матрицей, скорей всего такой же как у EOS 5D Mark IV. Новым процессором DIGIC 8 с поддержкой обновлённого формата RAW – CR3 (обновляйте софт, т.к старые версии того-же Photoshop не откроют новый формат).
Характеристики:
- Полнокадровая матрица 36 x 24 мм
- 30 эффективных мегапикселей
- Фото разрешением 6720 x 4480 пикселей
- Диапазон ISO: Auto, 100-40000 (расширяемое до 50-102400)
- Экран полностью поворотный 3,2 дюйма
- Цифрофой видоискатель с 100% покрытием кадра
- Максимальная скорость затвора 1/8000
- Тип карты SD card (в том числе UHS-II)
- Зарядка по USB (с зарядником Canon)
- Порт для наушников и микрофона
- Аккумулятор LP-E6N (аналогичный EOS 5D Mark IV)
- Встроенный Wi-Fi и Bluetooth (управление и передача данных)
- Вес 660 г. (с аккумулятором)
Первое, что мы подумали, когда взяли камеру в руку: “Вау, как приятно она лежит в руке и как целостно воспринимается”. Она действительно очень хорошо сделана, очень приятна на ощупь и в целом оставляет приятные ощущения от использования. Да, вы можете сказать, что это не столь важно, но согласитесь, инструмент которым приятно пользоваться, это точно плюс хоть и не столь очевидный и влияющий на выбор. А ещё она классно выглядит. Итак, в руку взяли, понравилось.
Начинаем осваивать. Управление по сравнение с зеркальными камерами Canon отличается. Исчез привычный диск, нет джойстика, почти все органы управления переехали на правую часть корпуса. Да, если вы привыкли к эргономике зеркалок Canon привыкать придётся заново, общего тут по сути ничего нет. Впервые у полнокадровых камер Canon откидной поворотный экран появился в модели EOS 6D Mark II, EOS R продолжил тенденцию. И конечно же экран сенсорный. Есть и ещё одно нововведение, и оно не самое однозначное. Справа от видоискателя располагается сенсорная панель. Ею можно листать кадры в режиме просмотра, так же на ней висит смена чувствительности ISO и в целом функционал можно настроить под себя. Но чтобы ею воспользоваться нужно удерживать на ней палец некоторое время, после чего она разблокируется. Сделано это из для предотвращения случайных нажатий и блокировку можно отключить. Мы, например, перенастроили управление ISO на тот самый дополнительный диск объектива и про сенсорную панель вообще забыли, ну не удобна она оказалась для нас, хотя может кому-то придётся по вкусу.
Ещё одна особенность управления, это выбор точки фокусировки, когда смотришь через видоискатель. По-умолчанию камера настроена так, что управлять при этом нужно пальцем, двигая им по экрану, как бы по площади кадра. Есть в этом одна проблема, приходится нарушать традиционный хват камеры, особенно если выбирать область фокусировки левой рукой.
Вообще по опыту использования ловили себя на мысли, что камере очень не хватает органов управления. И зачем их так сильно сократили, не понятно.
В любом случае, к управлению можно привыкнуть и вообще это вещь весьма субъективная. В дополнение отметим, что все кнопки и диски нажимаются очень приятно.
Как уже писали выше, у камеры поворотный дисплей и это очень удобно. Можно снимать и с очень низких точек, и поднимать камеру высоко над собой. Если перевести её в ручной режим фокусировки, появляется очень удобная система помощи наведения фокуса. Она подсказывает, дальше или ближе объект при этом точку замера можно выбрать самому, на экране.
Отметим, что меню и сама его логика схожа со всеми камерами Canon. Если вы уже имели дело с ними, проблем не возникнет. Если нет, то привыкнуть не сложно. Всё разложено по логичным подпунктам.
На практике
Нам довелось выбраться в Латвию и Литву и взять с собой Canon EOS R. В арсенале было два объектива, RF 24-105mm f/4L IS USM и RF 50mm f/1.2L.
Забегая вперёд скажем, что камера использовалась не супер активно, но всегда была включена для быстрого начала съёмки, с включённой функцией сна через 30 секунд бездействия. Батареи хватало на день без проблем, это с учётом использования экрана, стабилизатора в объективе 24-105 и серийной съёмке.
Да, первое время мы привыкали к управлению и настраивали его под себя, как уже упомянутый перенос управления ISO на дополнительный диск объектива. К счастью, все камеры оперируют схожими базовыми параметрами, так что если с принципами фотографии вы уже знакомы, можно быстро переходить к практике.
Начнём делиться впечатлениями с RF 50mm f/1.2L. Скажем сразу, диафрагма 1,2 конечно делает магию. Но нам было интересно, на сколько он быстрый в вопросе фокусировки, и тут он не был столь на высоте. Во время серийной съёмки он не был быстр и промахов было весьма много, даже когда включали следящий фокус по определённому объекту. Аналогично при не очень плохом освещении.
Но к детализации претензий нет никаких и красивое мягкое бокэ.
Это одно из 9 снимков, что мы сделали в серии, и только на нём правый глаз кота в фокусе.
Вот так выглядит 100% кроп со снимка выше.
Вы наверняка не раз видели фотографии автомобилей, но когда фотографируешь автомобиль даже на диафрагме 1,8, фон не столь сильно размывает. А вот при диафрагме f1,2 уже создаёт ту самую магию. Посмотрите, как хорошо в камере работает коррекция искажений, кадр очень геометрически правильный. Объём и хорошая передача цвета, автоматический баланс белого работает отлично.
В такой обстановке автофокус конечно начинает сходить с ума. Слишком много контрастных объектов, очень пестрящая сцена со сложным светом. Опробовали ручной фокус с новой, очень удобной системой помощи в фокусировке.
В Риге много аутентичных фольклорных заведений. Там уютно и в тоже время очень темно. Отличная возможность повысить ISO и посмотреть, как камера сфокусируется и передаст цвета в подобной обстановке. Что ж, у нас никаких нареканий. Да, сцена статичная, но источников света мало, и они все очень тусклые, а ещё и с разной температурой.
Ниже 100% кроп со снимка. Шумодав не использовался.
Вообще, у полтинника очень приятная и мягкая картинка. Детальная в области резкости и с приятным бокэ.
К сожалению, в самом EOS R нет стабилизации на матрице, так что снимать в слабоосвещённых местах на объективы без собственной стабилизации сложнее. В случае с RF 50mm спасает диафрагма добавляя большое количество света в кадр.
Сменим объектив!
Многие считают 24-105 одним из самых универсальных объективов. Он достаточно широкоугольный и в целом позволяет далеко «дотянуться». С этим трудно поспорить и думаем, что его действительно многим будет достаточно. Да, если фотографировать с рук, RF 24-105mm f/4L IS USM не даёт особой свободы ночью, но не стоит забывать про наличие оптической стабилизации. Картинка на это «стекло» попроще, она больше информационная, чем художественная.
Когда переставляешь объектив с диафрагмой 1,2 на 4, понимаешь, на сколько нужно сместить остальные параметры для сохранения схожего уровня экспозиции. Отметим, что на всей фокусной дистанции камера отлично исправляет оптические искажения. При желании это можно выключить в настройках.
Рыбацкие деревушки Латвии. Возможно не самый живописный пейзаж, но хорошо видна разница в передаче тонов на воде и хмуром небе.
А вот здесь уже на улице порядком стемнело, и мы решили попробовать, не особо задирая ISO сделать снимок с рук и с выдержкой подольше. Да, на конкретном примере изображение вышло недоэкспонированным, но в тот момент мы хотели посмотреть именно на работу стабилизатора. И можем сказать, что если правильно держать камеру, то с рук можно спокойно снимать вплоть до выдержки 1/5.
Просто гуляя с этим объективом действительно убеждаешься в его универсальности. А ещё он быстрый, в отличии от 50мм. Приятно, что чёткость картинки почти не меняется в зависимости от фокусного расстояния. Лишь при значениях близких к 24мм, при очень тщательном рассмотрении можно заметить небольшую потерю в чёткости.
Отметим, что представленные фотографии без обработки и являются внутрикамерными jpeg-ами. Баланс белого в авторежиме. Параллельно мы снимали в RAW, но он не столь честный формат для того чтобы показать, как камера снимает сама.
Да, диафрагма f4 ночью это темно и RF 24-105mm f/4L IS USM не хватает светосилы. Здесь ISO 3200 и картинка выглядит хорошо. Ниже 100% кроп с фото.
Как мы уже упомянули, 24-105 весьма быстрый в вопросе фокусировки объектив. В данном случае ещё и обстановка очень тёмная, но поезд в фокусе. Ниже прилагаем 100% кроп для оценки уровня шума.
Что можем сказать в заключении? Камера оставила двоякое впечатление. Если у вас уже есть старшие модели фотоапппаратов Canon, то EOS R вас на вряд ли заинтересует. Качество фотографий на схожем уровне, но нужно привыкать к управлению, оно здесь не столь продумано. Новый парк оптики вас не особо заинтересует, т.к. скорей всего, при наличии старших камер, у вас есть основные объективы и не мало. Да, Canon выпустил переходник на байонет EF, но тогда камера не будет лёгкой. А вот если вы используете младшие зеркальные камеры Canon, то новая система может стать хорошей альтернативой и отличным поводом для перехода в полнокадровый формат.
Повторимся, камера делает хорошие снимки, и это мы лишь продемонстрировали примеры jpeg без обработки. Raw формат позволит сделать куда больше со снимками.
Не забудьте, в любом случае нужно обновлять ПО для работы с новой версией RAW (CR3).
Понравилось:
- Качество сборки и приятность от нажатий и использования в целом
- Фишка с закрытием матрицы при смене объектива (если вы выключили камеру)
- Качество фотографий в целом
- Знакомое по камерам Canon меню
- Отличное решение с дополнительным многофункциональным кольцом на объективах новой серии
- Использование привычного формата флеш-карт SD
Не понравилось:
- Не хватало органов управления при использовании
- Спорное управление сенсорной панелью
- До кнопки блокировки экспозиции/фокусировки сложно дотянуться
Котя милаха!