adblock check

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия

Часто автомобилисты путают «робот» с «автоматом», а про вариатор вообще не слышали. Сейчас мы это исправим

Обычно при выборе автомобиля для покупки будущий владелец обращает своё внимание на тип и мощность двигателя, привод, дизайн кузова и интерьера, конечно же, а также на тип коробки переключения передач. И здесь многие допускают распространённую ошибку, думая, что все КПП делятся всего на два вида — «механику» и «автомат», хотя на самом деле это не совсем так. Сегодня мы детально рассмотрим все современные виды коробок передач, изучим их механику работы, а также обозначим плюсы и минусы каждого решения. Это полезно как для общего развития, так и при потенциальном выборе оптимального варианта.

⚠️ Важно: про принцип работы механической коробки передач мы сегодня говорить не будем, так как сама по себе МКПП давно изжила себя и постепенно проигрывает рынок более современным решениям.

Как работает роботизированная коробка передач

Начать стоит, пожалуй, с роботизированной коробки переключения передач — РКПП или в народе «робот». Данный вид КПП можно условно разделить на модели с одним и двумя сцеплениями. Собственно, робот с одним сцеплением это самая обычная «механика», только вместо водителя за выжим сцепления и переключение передачи отвечает гидравлический или электрический привод, а нужную передачу выбирает система управления. Такая конструкция получается недорогой и неприхотливой, но не очень комфортной в эксплуатации — электроника не всегда обеспечивает плавность и корректно выбирает момент переключения.

Решением этих двух проблем стало появление РКПП с двумя сцеплениями — так называемых преселективных роботов. Конструктивно в такой трансмиссии объединены две механические коробки, одна с чётными ступенями, а вторая с нечётными. На практике, пока автомобиль едёт на чётной передаче, на второй трансмиссии уже включена следующая нечётная передача, а для плавного и быстрого переключения системе остаётся лишь выжать сцепление. Самым распространенной РКПП с двумя сцеплениями является DSG от компании Volkswagen.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия — Как работает роботизированная коробка передач. 1

✅ Преимущества:

  • РКПП дешевле «автомата»;
  • относительно простая в ремонте и обслуживании коробка;
  • обеспечивает более динамичный разгон и набор скорости;
  • экономичнее расходует топливо;
  • плавность переключения передач (в моделях с двойным сцеплением).

❌ Недостатки:

  • боится плохих дорог — эксплуатировать РКПП лучше на ровных асфальтовых покрытиях;
  • пробуксовка приводит к быстрому износу компонентов.

Как работает автоматическая коробка передач

Данная коробка работает совсем не так, как «механика» или «робот» — здесь вместо привычного сцепления установлен гидротрансформатор, который обеспечивает плавную передачу крутящего момента… Кроме того, базовым элементом АКПП выступает редуктор — именно в нём спрятаны 4, 5, 6, а иногда 8 и более ступеней. Соответственно, по мере разгона автомобиля система управления передаёт сигналы гидравлике, и «автомат» повышает или понижает передачу без какого-либо участия со стороны водителя.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия — Как работает автоматическая коробка передач. 1

На обычном «автомате» инженеры решили не останавливаться — уже много лет на рынке есть КПП с функцией «типтроник», которая позволяет при езде на АКПП переключать скорости в ручном режиме.

✅ Преимущества:

  • «автомат» предельно прост в использовании;
  • плавное переключение передач без рывков;
  • современные АКПП умеют подстраиваться под манеру вождения своего владельца;
  • если ездить без резких рывков и торможений, то убить «автомат» почти невозможно. 

❌ Недостатки:

  • АКПП заметно повышает стоимость самого автомобиля;
  • «автомат» дороже в обслуживании;
  • необходимо каждые 30-50 тысяч километров полностью менять трансмиссионную жидкость. 

Как работает вариатор

Конструкция вариатора на самом деле достаточно сложная и дорогая в производстве, но кратко описать механизм работы всё же можно — внутри корпуса расположено два вала (входной и выходной (или ведущий и ведомый)), на которых установлены диски конусообразной формы. Они формируют шкив с изменяемым диаметром, где ремень (или цепь) выступает в роли передачи. Собственно, смещая диски друг относительно друга можно менять передаточное число — никакого ступенчатого переключения в данном случае нет. Соответственно, никаких рывков при переключении «передач» у вариатора нет, так как и сами передачи, фактически, тоже отсутствуют. Хотя, конечно, подобная система стоит немало и требует постоянного контроля за трансмиссионной жидкостью.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия — Как работает вариатор. 1

✅ Преимущества:

  • нет переключения скоростей в привычном понимании — езда максимально плавная;
  • автомобиль с вариатором на наклонных поверхностях не скатывается.

❌ Недостатки:

  • ресурс ремня (цепи) — примерно 100 тысяч километров;
  • нужно постоянно следить за трансмиссионной жидкостью;
  • стоит довольно дорого;
  • вариатор быстро перегревается при езде по бездорожью.

На любой вкус и цвет

Нельзя сказать, что та или иная КПП хуже или лучше — просто это разные механизмы с определёнными преимуществами и недостатками, которые лучше подходят для конкретных задач. Например, если человек понимает, что он проезжает за год внушительные расстояния и не планирует менять автомобиль через год-два, то можно смело брать «робота» — его дешевле обслуживать и ремонтировать. Если проезжаете до 5 тысяч километров в год и не выезжаете за городскую черту, то можно брать «автомат» — он плавнее, местами комфортнее, но, безусловно, дорогой в обслуживании и ремонте. Вариатор, конечно, тоже отлично справляется с поставленной задачей, но нужно понимать, что за плавность переключения скоростей придётся заплатить высокой ценой, плюс брать что-то крупнее кроссовера с вариатором точно не стоит (если это не Subaru). 

Автомобили Автомобили
1,4K участников
Вступить
1 комментарий
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
alexanchek 1 год
Абсолютная неправда, ребята. Робот с двумя сцеплениями дороже в обслуживании, чем автомат. Сходите в салон и проверьте, если не верите. Да и сами машины с таким роботом будут дороже.