Вчера, 17 апреля, информационное издание Phys со ссылкой на работу Бена Тутоло (Ben Tutolo), доцента факультета наук Университета Калгари, сообщило, что в рамках исследований, проводимых марсоходом Curiosity под руководством NASA, были обнаружены доказательства существования углеродного цикла на древнем Марсе.
Это существенно приблизило учёных к ответу на вопрос о том, была ли когда-либо Красная планета пригодной для жизни. Дело в том, что в ходе бурения в кратере Гейла (на горе Шарп) сразу на трёх буровых площадках в слоях, богатых сульфатами, был выявлен сидерит — карбонат железа.
«Обнаружение крупных отложений углерода в кратере Гейла — удивительный и очень важный прорыв в понимании геологической и атмосферной эволюции Марса», — заявил господин Тутоло.
Учёный отмечает, что наличие карбонатов в марсианской породе указывает на то, что когда-то в атмосфере планеты содержалось достаточно углекислого газа для поддержания существования жидкой воды на поверхности Марса. И сейчас, по его словам, перед учёными стоит довольно важная цель — определить, был ли Марс когда-либо пригодным для жизни.
Впрочем, у господина Тутоло уже есть ответ на этот вопрос.
«Это открытие говорит нам о том, что планета была обитаемой. Марс оставался пригодным для жизни до определённого момента, но затем, когда углекислый газ (CO2), который «согревал» планету, начал выпадать в осадок в виде сидерита, этот процесс, вероятно, повлиял на способность Марса сохранять тепло», — добавил учёный.
При этом специалист отмечает, что изучение механизмов образования этих минералов на поверхности Марса предоставляет учёным возможность лучше разобраться в том, как эти процессы протекают на Земле. И, безусловно, анализ того, как Марс лишился своих тёплых и влажных условий, наглядно демонстрирует то, насколько хрупкой может быть пригодность планеты для жизни. Ведь даже незначительные изменения уровня углекислого газа в атмосфере могут привести к огромным последствиям для способностей планеты поддерживать жизнь.
«Самое удивительное в Земле то, что она обитаема и оставалась такой на протяжении как минимум четырёх миллиардов лет. С Марсом случилось что-то, чего не произошло с Землёй», — заключил Тутоло.