Интернет-ресурсы продолжают следить за своими пользователями, и с каждым годом эта слежка становится всё более глобальной. По данным издания «Ведомости», со ссылкой на отчёт специалистов компании «МТС Red», количество веб-трекеров, собирающих информацию о посетителях сайтов, за год выросло на 17,5%.
Статистика основана на анализе активности 80 миллионов абонентов российского оператора. Если в 2022 году число веб-трекеров составляло 40 миллиардов, то в текущем году оно выросло до 47 миллиардов.
Веб-трекер — это специальный скрипт, встраиваемый в исходный код страницы. Такие трекеры запускаются с загрузкой сайта и собирают самую разную информацию: от адресов электронной почты и данных учётных записей до платёжных реквизитов и поисковых запросов. Чаще всего такая информация нужна для оптимизации работы интернет-ресурса под конкретного пользователя и настройки рекламных объявлений. Но иногда данные продаются третьим лицам, что, конечно же, незаконно.
В среднем, на одной странице можно обнаружить 21 трекер, но их конкретное количество зависит от нескольких критериев, например, от тематики. На новостных ресурсах их в среднем 30, в интернет-магазинах — 26, на видеохостингах — 22, а в социальных сетях и на IT-ресурсах — 18. Трекеры имеются на 80% интернет-сайтов. При этом, как сообщают в «МТС Red», несмотря на рост их числа, трекеры стали собирать меньший объём данных: за первую половину 2023 года со всех абонентов МТС было собрано 326 ТБ информации. Специалисты объясняют данное явление, в основном, возросшей популярностью VPN-сервисов среди российских пользователей. В 2023 году наша страна по числу скачиваний VPN поднялась с 16-й позиции на 2-ю в мире.
Наиболее распространённым веб-трекером являются файлы cookie — они предназначены для сохранения настроек сайта. На втором месте по популярности расположен трекер для отслеживания IP-адресов. С его помощью аналитики анализируют аудиторию ресурса. Также есть веб-маяки для анализа поведения посетителей сайта и так называемые «отпечатки пальцев», которые позволяют понять, что делает пользователь сразу на нескольких сайтах.
Если говорить о причинах роста числа трекеров, то главной называют коммерциализацию интернета. Многие компании не хотят платить за показ рекламных объявлений аудитории, которым демонстрируемые товары или услуги не интересны.