Специалисты Пермского политехнического института решили проверить, как российские дороги и климат влияют на запас хода электрокаров. Согласно данным свежей статистики, на 1 января 2023 года в России зарегистрировано 20,7 тысяч электрических автомобилей. И хотя наша страна отстает от мировых тенденций, спрос на авто с электродвигателями постоянно растет. Этому поспособствовал старт производства Москвича 3 и Москвича 3е. В этом году должны начаться и продажи другой модели — Москвич 6. Поэтому работа ученых из Пермского политеха по-настоящему актуальна для развивающегося российского рынка электроавтомобилей. Статья опубликована в издании «Вестник ПНИПУ».
Для исследования его авторы взяли один из самых популярных электрокаров в нашей стране — Tesla Model S 2014 года выпуска. Испытания прошли на участке дороги между населенными пунктами Очёр и Ижевск продолжительностью 185 км. Данный участок, двигаясь со средней скоростью 58 км/ч, удалось преодолеть за 3 часа 10 минут. Данные фиксировались с помощью штатной бортовой системы диагностирования автомобиля. При использовании экономичного режима расход энергии составил 56% от емкости аккумулятора. Это означает, что при средней температуре +6° С, полного заряда батареи хватит на 330 км, что значительно меньше заявленного производителем показателя. В документации к электрокару Tesla указано, что полностью заряженного аккумулятора хватит на 500 км.
Если же автомобиль будет двигаться вне города со скоростью 90–110 км/ч при минусовой температуре окружающей среды, запас хода станет еще меньше. Ведь именно движение в загородном режиме, сопряженное с высоким аэродинамическим сопротивлением воздуха, характеризуется повышенным расходом заряда.
«В нашей стране электромобили, действительно, могут вести себя иначе, чем за рубежом. Мы проводили эксперимент зимой еще в более-менее теплую погоду, но уже получили результаты, которые отличаются от паспортных значений автомобиля. А при температуре в -30 или даже -40, да ещё и при большем расстоянии, расход энергии может оказаться совершенно другим, нежели указывает производитель», — пояснил старший преподаватель кафедры «Автомобили и технологические машины» Дмитрий Беляев.
Также авторы исследования выяснили, что полученный расход заряда не стыкуется с данными, указанными в нормах Министерства транспорта России. Получается, что производители электрокаров обманывают потенциальных покупателей. В связи с этом пермские ученые направили в Минтранс письмо с предложением внести в имеющуюся документацию корректировки, которые помогут российским автолюбителям сделать правильный выбор при покупке электрокара.