test adv
,

10 советских малолитражек, о которых не помнят даже родители. 8-я будто из будущего

Советские инженеры-конструкторы шагали впереди планеты всей. К сожалению, многие их идеи остались только лишь на этапе опытных моделей

Советский автопром — самая неоднозначная отрасль. Большинство современных автомобилистов знакомы с неудобными «Тавриями», «Копейкой», ржавеющей в дедовском гараже, и знаменитыми красными «Запорожцами». Впрочем, в разные периоды заводы СССР предлагали принципиально новые модели, которые порой опережали своё время. Практически все они так и остались в единичном экземпляре для демонстрации на автомобильных выставках. Сейчас их можно увидеть разве что в музее. Ну, или здесь на фото.

ВАЗ-Э1101 (1971)

Источники фото: ZR, Carakoom, «Автомобильное бюро»

За 3 года до фееричного дебюта «Копейки» конструкторский отдел «ВАЗ» разработал полностью самостоятельную модель переднеприводного малолитражного автомобиля. Машина получила прозвище «Чебурашка». В движение её приводил специально разработанный для этой модели двигатель объёмом 0,9 литра и мощностью 50 лошадей. Ещё одним достижением конструкторов стала оригинальная четырёхступенчатая механическая трансмиссия. В серийное производство автомобиль не поступил, однако наработки послужили для создания более поздней «Нивы» и ВАЗ-2108.

💡 Интересный факт касается проектировки кузова «Чебурашки». На первый полноразмерный макет «примеряли» сразу пару живых вариантов дизайна: один от Ашкина, второй от Данилова. В итоге выбрали последний, но интересно не столько это, сколько сам по себе подход к проектированию автомобиля.

ВАЗ-1121 «Ока-2» (2003)

Источник фото: «Дром»

ВАЗ-1121 уже нельзя назвать советской разработкой, ведь прототип был выпущен в 21 веке, однако создан он был на базе модели середины 80-х. Визуально машина совершенно не похожа на своего предка — она, скорее, напоминает современные авто. Под капотом четырёхцилиндровый мотор от «Десятки», коробка передач — пятиступенчатая механика. Бюджетную версию планировали выпускать с оригинальным двухцилиндровым двигателем. Из инноваций: электрические стеклоподъёмники, блокировка дверных замков и электропривод зеркал заднего вида. Жаль, перспективная разработка осталась на этапе прототипа. Производить её ни на одном российском заводе не представлялось возможным. Вместе со статичной моделью, всего было выпущено 11 экземпляров.

АЗЛК-2142 «Москвич» (1991)

Впервые прототип был представлен в 1990 году, а серийное производство планировалось начать в 1992-м. Короткобазный седан АЗЛК-2142 рассматривали как новую базовую модель завода. Кроме изменений в дизайне кузова (вертикальных задних фар, нового бампера и капота), особых отличий от предыдущего «Москвича» автомобиль не имел. Жаль, из-за проблем со сбытом продукции руководство завода отложило запуск серийного производства модели на неопределённый срок. Однако неофициально и малыми партиями автомобиль всё же собирали. После реорганизации предприятия наработки по АЗЛК-2142 пошли в ход при создании усовершенствованных длиннобазных «Князя Владимира» и люксового варианта «Иван Калита».

💡 Сегодня практически все существующие АЗЛК-2142 — это опытные экспериментальные образцы, которые были выкуплены с завода его же сотрудниками. Они имеют различную комплектацию и иногда всё же встречаются на дорогах общего пользования. Жаль, ведь ими вполне можно бы было заполонить музеи автомобилей СССР.

АЗЛК-2144 «Истра» (1991)

Источники фото: «Каталог автомобилей мира», «Технологии завтра»

Проект создавался в рамках программы «Автомобиль 2000 года». Инженеры пытались заглянуть в будущее и создать транспорт, соответствующий требованиям XXI века. Конструкторы собрали всего один демонстрационный макет, который изобиловал новаторскими решениями: широкие боковые двери открывались вертикально, двигатель работал на продуктах переработки рапсового масла, лобовое стекло было совмещённым с прибором ночного виденья и индикаторами приборной панели, имелся дисплей, на который выводилась информация об общем состоянии авто, поломках и способах их устранения. Кроме того, АЗЛК-2144 «Истра» стал единственным советским автомобилем с дюралевым кузовом. Поскольку ходовые прототипы созданы не были, о серийном производстве не могло идти даже речи.

ГАЗ-18 (1957)

Источники фото: Bibimot, «Дром», ZR

Двухместный малолитражный автомобиль сборки Горьковского завода. ГАЗ-18 позиционировался как машина для людей с ограниченными возможностями. Под капотом у него был двигатель от серийной модели «Москвич-402» на 18,5 лошадиных сил. Новаторским решением было оснастить малолитражку трёхступенчатой автоматической коробкой передач. До этого во всём мире существовали лишь единицы автомобилей столь малого рабочего объёма. В процессе проектирования кузова ГАЗ-18 принимали непосредственное участие представители целевой группы, поэтому он был удобным для инвалидов с различными увечьями. Жаль, из-за проблем с финансированием, в серийное производство модель так и не поступила.

💡 Интересно, что всего выпустили два экземпляра ГАЗ-18: один поступил в личное пользование начальника экспериментального цеха, а второй сейчас находится в музее Горьковского завода. Это советская классика, которая заслуживает самого пристального внимания, поэтому обязательно загляните, если будете рядом.

НАМИ-031 (1957)

Источник фото: «Автомобильное бюро»

Опытная модель, которая проектировалась на замену мотоколяскам для людей с ограниченными возможностями. Это был аккуратный седан с двумя дверьми и каркасно-панельным кузовом из стеклопластика. Сердцем автомобиля оказался двухцилиндровый 650-кубовый двигатель от «Урала» на 14,5 лошадиных сил. Он располагался в кормовой части авто, привод колёс также был задним. Особым комфортом автомобиль не отличался — сидения были твёрдыми, сделанными из прочной пластмассы. Зато машина была оснащена отопительной системой, которая также служила предпусковым обогревателем. В серийное производство автомобиль не пошёл, однако многие инженерные решения были позаимствованы при создании мотоколяски СМЗ С-3А и знаменитого «Запорожца».

НАМИ-А50 «Белка» (1955)

Источник фото: Car Styling

Оригинальный микролитражный автомобиль. Идейным вдохновением для создания «Белки» послужила итальянская Isetta. Советские инженеры взяли мотоциклетный двигатель на 20 лошадиных сил ИМЗ-М-72, добавили вентилятор для его охлаждения, соединили с трёхступенчатой передачей от «Москвич-401» и поместили в кузов оригинального дизайна. Главная фишка «Белки» — откидная «морда». Передняя часть кузова поднималась вверх, и водитель мог занять своё место за рулём. Такая конструкция должна была обеспечивать максимальный простор в салоне, однако на деле лишь добавляла неудобств: вместе с «дверью» открывалась часть крыши, пуская внутрь дождь и снег — кроме того, сама по себе её герметичность также оставляла желать лучшего.

💡 Отдельного упоминания достойна модель «Белки» с открытым кузовом, выпущенная чуть позже. Лобовое стекло в ней откидывалось, а крыша была тентованной. Судя по всему, на такой было бы здорово махнуть летом куда-то на море — по крайней мере, в теории.

НАМИ-0284 «Дебют» (1987)

Источник фото: «Автомобиль года», RussoAut

Экспериментальная модель, которая должна была утереть нос «Таврии». Советские инженеры стремились создать автомобиль будущего, на котором разъезжали бы в далёком 2000-м — по крайней мере, в теории. «Дебют» выгодно отличался от ранее выпущенных авто за счёт принципиально нового кузова. Он состоял из стальной рамы и стеклопластиковых панелей, однако главная фишка была в его обтекаемости — коэффициент сопротивления воздуха составлял всего 0,23. Помимо этого «Дебют» был оснащён рядом других инновационных конструкторских решений: электровакуумным управлением сцеплением, круиз-контролем и пневматической подвеской с возможностью регулировки клиренса. Прототип получил восторженные отзывы, однако на поток производство поставить не удалось. Причина стандартная — слишком затратно.

НАМИ-0288 «Компакт» (1988)

Источник фото: Wroom

Спустя год после демонстрации «Дебюта», инженеры НАМИ представили новый концептуальный автомобиль. Кузов «Компакта» выполнен в том же стиле, однако с некоторыми доработками. Начинка автомобиля состояла сплошь из инновационных решений. Под капотом размещался двигатель от «Таврии», который модернизировали для работы на смеси бензина с водородом. Передний подрамник крепился к кузову шарнирами, подвеска была пневматической. Водительское кресло и переднее пассажирское сиденье поворачивались, чтобы было удобнее садиться назад. Под ними же располагался бензобак. На заднем диване могли разместиться три человека — чтобы не толкаться плечами, среднее сидение сдвигалось назад. «Компакт» был представлен на автосалоне в Токио. Там он занял почётное пятое место среди инновационных концепт-каров и был удостоен грамоты.

СМЗ-НАМИ-086 «Спутник» (1962)

Источники фото: 5koleso, «Колёса»

Воистину привлекательная советская малолитражка. Цельнометаллический стальной кузов, инновационная технология электромагнитного сцепления и первая в Советском Союзе травмобезопасная рулевая колонка — всё это об автомобиле «Спутник». В движение это чудо техники приводил двигатель от «Запорожца», а точнее его половина. Рабочий объём 0,5 литра выдавал мощность в 15 лошадиных сил. В массовое производство автомобиль не поступил. Это было связано с ограниченным финансированием и потребностью в модернизации производственных мощностей Серпуховского мотоциклетного завода, где уже вовсю штамповали примитивную мотоколяску С3А.

💡 Кстати, то самое инновационное сцепление позже применялось в инвалидной модификации «Запорожца» и показало себя как крайне недолговечное. Его приходилось менять на малых пробегах, но на этом эпопея не заканчивалась, ведь этот процесс повторялся снова и снова.

Последнее изменение:
 
v_logutov
v_logutov, 16 октября 2022, 16:47   (...)
Собрать прототипы и сказать, что о них никто не помнит… ну такое себе) Вот прям такое себе. Дальше будут советские бизнес-седаны, о которых никто не помнит?
Ответить
kirrrmorozovvv
kirrrmorozovvv, 17 октября 2022, 08:33   (...)
не видел советские автомобильные журналы со всем этим? пользвались немалой популярностью в свое время
Ответить
IvS
IvS2, 16 октября 2022, 17:43   (...)
Имхо как будто из будущего больше выглядит АЗЛК-2144 «Истра», а «Дебют» скорее просто необычно.
Ответить

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментарием