Вся прошедшая неделя прошла под знаком двух новинок — планшет Nokia N1, который совершенно неожиданно был представлен финский производителем, а также еще один планшет и тоже от финской компании — Jolla Tablet. Если в случае со стартапом Jolla все понятно и прозрачно, то анонс Android-устройства от компании Nokia был полной неожиданностью. Многие называют новинку полноценным «возвращением», а другие считают, что это простая профанация бренда. Так или иначе, мне захотелось написать статью об этом устройстве и расставить все по полочкам. Читайте подробнее под катом.
Начать стоит с того, что мобильное подразделение компании Nokia теперь существует как один из отделов Microsoft. Финский производитель сейчас практически разделен на две части: независимая компания Nokia, которая сейчас занимается картографией и телекоммуникационным оборудованием, а также мобильное подразделение, которое было продано Microsoft и сейчас является частью этой компании. Надо сказать, что выражение о «разделении на две части» слегка неверно, так как мобильное подразделение — это уже практически не Nokia, а всего лишь отдел Microsoft. Таким образом, можно сказать, что две эти сущности уже практически не сотрудничают, по крайней мере о совместных продуктах речи идти не может.
Кто же тогда создал и произвел новый планшет Nokia N1? Устройство было целиком и полностью разработано компанией Foxconn, которое его и производит. Безусловно, Nokia проводила какой-нибудь поверхностный контроль качества, но вряд ли он был глубоким и производился на всей стадии создания устройства. Почему? — Потому что у Nokia больше нет мобильного подразделения и соответствующих инженеров. Очевидно, что вся «железная» составляющая Nokia N1 была разработана Foxconn, которая специализируется на подобных устройствах. О дизайне даже и говорить не стоит. Наверняка, ребята из Foxconn решили не придумывать ничего нового и взять основы внешнего вида планшета iPad, который, кстати, тоже производится на фабриках Foxconn.
Какова доля участия Nokia в этом проекте? По-факту, компания Nokia продала Foxconn лицензию на использование своего бренда в определенной категории продуктов. Здесь стоит рассказать подробнее о всех перспективах такого сотрудничества. В будущем вполне можно ожидать выхода смартфонов, планшетов и прочих устройств под брендом Nokia, которые будут произведены малоизвестными китайскими производителями. Это действительно неплохой выход для Nokia, которой сейчас нужно улучшать свое финансовое положение. Бренд Nokia все еще остается достаточно сильным в некоторых странах, например, России и других стран СНГ, что доказала реакция пользователей Трешбокса на Nokia N1. Таким образом, с помощью лицензирования Nokia сможет заработать легкие деньги даже не разрабатывая собственных продуктов.
Также не стоит забывать о тот самом пресловутом лаунчере Nokia Z Launcher, который делает планшет Nokia N1 «более уникальным» по внешнему виду и функционалу. Разработка достаточно простая и дешевая. Скорее всего, грядущие смартфоны и прочие аппараты под брендом Nokia тоже будут поставляться с предустановленным Nokia Z Launcher. Надо сказать, что Nokia Z Launcher — это то немногое, что есть в новом планшете от финского производителя, кроме бренда, конечно же.
Помните интервью генерального директора Nokia Раджива Сури накануне анонса нового устройства? — В этом интервью Раджив рассказал, что финский производитель «не будет возвращаться на мобильный потребительский рынок», но Nokia сильно заинтересована в лицензировании своего бренда. Собственно, это лицензирование мы очень скоро и увидели. Раджив Сури, очевидно, человек прагматичный, который не будет растрачивать деньги на какие-то непрофильные разработки, которой бы и являлся планшет Nokia N1, если бы он полностью разрабатывался в компании. В такой ситуации лицензирование бренда выглядит как довольно перспективный и легкий заработок.
Какие же перспективы у Nokia N1? На фоне всех вышеперечисленных фактов стоит признать, что у устройства Nokia N1 есть все шансы стать самым популярным планшетом от этого производителя, ведь предыдущий Lumia 2520 на платформе Windows практически вообще не покупался. Цена планшета также сопутствует хотя бы небольшому успеху — $249. В Китае планшет Nokia N1 вряд ли будет популярен, ведь за эту цену можно найти более мощное и интересное устройство, а вот в Украине и России новинка может сыскать популярность. Кстати, продажами и рекламированием этого планшета в России и других странах СНГ будет заниматься именно компания Nokia, а не Foxconn.
Что же Nokia стоит делать? Хотя бы немного контролировать производство устройств, чтобы партнеры, которых в будущем может стать больше, создавали действительно качественные и интересные устройства. Иначе доверие к бренду будет окончательно истрачено. Плохо это или хорошо? Скорее хорошо, чем плохо, ведь у Nokia сейчас не так много вариантов улучшения своего финансового положения. Дешевый заработок на бренде — да, возвращение легендарной компании на рынок — нет.