У франшизы Just Cause огромная армия фанатов, которые жаждут новых приключений Рико Родригеса с ещё более впечатляющими разрушениями и хаосом. Разработчики четвёртой части серии пообещали, что поработают над сюжетной составляющей, добавят динамичные погодные условия и изменят механику крюка. Этого должно быть достаточно, чтобы геймеры вновь получали радость и массу эмоций от путешествий по виртуальному миру. Сегодня мы с вами посмотрим на то, что получилось у Avalanche Studios. К сожалению, Just Cause 4 получилась совсем не той игрой, которую ждали фанаты.
Сюжетная линия
Сюжет Just Cause 4 тесно связан с историей Just Cause 3, в которой Рико Родригес (наш главный герой) узнает, что его отец работал на «Чёрную руку». Эта организация устраивает разнообразные страшные вещи по всему миру и помогает злобным диктаторам захватывать власть. Рико хочет узнать о том, почему его отец помогал этим наёмникам, и ради этого отправляется прямиком к штаб-квартире «Чёрной руки», которая расположена на территории островного государства Солис. Проблема лишь в том, что всю эту предысторию нам толком не рассказывают — если вы не играли в предыдущую часть, то сюжет вызывает массу вопросов.
После первой сюжетной миссии развитие событий плавно приостанавливается и разработчики дают вам возможность творить то, что хочется. Можно проходить второстепенные задания и помогать ополченцам, можно просто носиться по карте и всё взрывать. Если вам это не интересно, то можно отправиться по сюжетным заданиям и постепенно узнать больше интересной информации о ключевых персонажах. Ничего необычного в сюжете заметить не удалось, хотя некоторые детали повествования действительно удивили. С другой стороны, геймеры играют в Just Cause далеко не ради сюжета.
Погода
Главной особенностью Just Cause 4 являются катаклизмы, которые должны были сделать геймплей более увлекательным и необычным. Это, кстати, главное отличие четвёртой части от всех предыдущих, плюс сами разработчики делают большую ставку на данное нововведение. Однако, погода здесь работает не так, как многим хотелось бы. Яркий тому пример — здоровенный смерч, который «гуляет» по одной из локаций и сносит всё на своём пути. Создатели игры хотели добавить смертоносное погодное явление, которое вынудило бы геймера адаптироваться и проявлять фантазию. Жаль, что у них не получилось.
Дело в том, что смерч действительно огромен, он втягивает в себя автомобили, животных и даже здания. Вы можете наблюдать за тем, как это творение природы сносит целые посёлки, но бояться этого совершенно не стоит. Дело в том, что смерч может втянуть абсолютно всё, кроме нашего персонажа. Рико будет кружить вокруг смерча, но внутрь его так и не затянет. То есть, для всех местных жителей и зданий данное явление несёт смерть и разруху, а главный герой может спокойненько летать и наблюдать за красотами виртуального мира. Почему самый смертоносный элемент геймплея нам вовсе не вредит?
Тоже самое можно сказать и про все остальные особенности погоды. Песчаная буря вообще никак не мешает главному герою, максимум иногда падает дальность обзора. Молнии, которые в любой другой игре убивали бы персонажа с первого попадания, лишь немного тормозят нас во время полёта на парашюте. Из-за этого быстро свыкаешься с тем, что погодные условия здесь являются лишь частью декораций. Они не способны серьёзно повлиять на геймплей, если не учитывать сюжетные задания, а значит и обещанного веселья ждать не стоит. Если даже здоровенный смерч не может нам навредить, то чего вообще в этой игре бояться?
Крюк
В Just Cause 4 нам продемонстрировали совершенно новую механику крюка. В предыдущих частях франшизы вы могли просто цепляться за поверхности или транспорт, теперь эта система стала заметно сложнее. Например, разработчики дают вам возможность подцепить какой-то предмет специальными шарами, которые поднимают цель вверх. Крайне полезная функция — можно расчищать дорогу во время миссий, отправлять врагов на машинах в облака или сооружать свою воздушную крепость. Это лишь малая часть того, что теперь умеет наш персонаж — фантазия у авторов проекта работает отлично, тут не поспоришь.
Есть тип «заряда» с двумя крюками на концах троса, которые после запуска будут притягиваться друг к другу. Вы можете использовать этот механизм для того, чтобы открыть двери или ворота — один конец цепляете за элемент, который нужно сдвинуть с места, второй за ближайшую стену. И, конечно же, стягивать можно не только двери, но и транспорт — врагов во время перестрелки, автомобили и так далее. Вариантов уйма, но некоторые тактические уловки требуют тренировок и точности. Связать два автомобиля на ходу, когда ещё и твой транспорт постоянно подпрыгивает на грунтовке, довольно тяжело.
Разработчики игры решили пойти ещё дальше и дать вам возможность настраивать данный элемент геймплея под себя. У шаров, к примеру, есть возможность настроить высоту полёта. Можно сделать так, что предметы будут летать почти над землёй, а можно отправить их высоко-высоко в облака. Настроек несколько и они уникальны для каждого типа крюка. Вы можете поэкспериментировать и решить, как именно будут работать ваши инструменты. Отмечу, что эти настройки никак не влияют на прохождение заданий — осилить квесты можно с абсолютно любым набором параметров, хоть с минимальной высотой полёта шаров, хоть с бесконечной.
Геймплей
Игровой процесс здесь настолько запутанный и многогранный, что первые два-три часа вы потратите лишь на то, чтобы привыкнуть к происходящему на экране. Разработчики решили, что абсолютно все геймеры уже пробовали первые три части франшизы и ничего им объяснять не нужно. Кто такой Рико, почему его почти невозможно убить и откуда у него этот крюк на руке? Нет, этого нам не расскажут — в ход сразу идёт геймплей. Карабкаемся по стенам, лихо прыгаем с обрывов и стреляем по врагам из самых разных винтовок. Этим геймер будет заниматься большую часть времени, так что лучше сразу запомнить раскладку клавиатуры или геймпада.
После второго сюжетного задания нам расскажут механику захвата территорий. Вы передвигаетесь по карте, творите хаос и получаете за это очки, которые потом трансформируются в отряды повстанцев. Армия позволяет сражаться с «Чёрной рукой» и открывать новые локации с сюжетными заданиями. То есть, если следующая глава нашего повествования находится на закрытой территории, то сначала её нужно будет захватить, а только потом заниматься своими делами. Это частенько портит ощущения от прохождения, ведь ты на всех парах бежишь к следующей миссии, но вдруг понимаешь, что нужно ещё набить очков.
Сюжетные задания продуманы более-менее неплохо и проходить их интересно. В кат-сценах, которые достойны отдельного абзаца, нам рассказывают мелкие детали о персонажах и происходящих в локации событиях, после чего начинается сама миссия. И вот тут начинается скука смертная. Найдите пещеру (она уже отмечена на карте), убейте там десяток врагов, потяните за рычаг. Всё, миссия выполнена. Сядьте на грузовик и защищайте его от солдат, пока не доберётесь до нужной точки. Две минуты пальбы во все стороны и можно открывать карту в поисках следующего квеста. И так почти всю игру.
Очень странно, что при наличии таких невероятных механик разработчики не смогли реализовать что-то более интересное. Геймплей сильно напоминает Far Cry 5, где вам нужно ездить по карте и захватывать аванпосты. Здесь практически тоже самое, только сначала нужно взять задание у персонажа. Да, виртуальный мир полон хаоса и взрывов, но всё это происходит вне сюжетных и второстепенных миссий. Получается, что если вы хотите веселья, то его нужно организовать самостоятельно, но уже после того, как пройдёте пару десятков скучнейших квестов.
Слабые места
Очень трудно создать игру-песочницу с громадным открытым миром и приличным набором механик, в которой не будет багов. Вопрос лишь в том, насколько эти баги будут существенными. Во время прохождения Just Cause 4 мне не удалось провалиться под текстуры или вылететь из игры, что уже неплохо. Но, свои проблемы здесь имеются. Во-первых, очень часто наш крюк, а точнее трос, на котором он закреплён, ведёт себя предельно странно. Он может с лёгкостью проходить сквозь текстуры или растягиваться на несколько сотен метров, хотя мы ему такой команды не давали. Проблем с тросом будет очень много, так как вы его используете постоянно.
Помимо этого, разработчики явно мало времени уделили кат-сценам. Они выглядят максимально ужасно для игры конца 2018 года. Картинка в низком разрешении с текстурами и мимикой десятилетней давности просто не может вызывать у геймера интерес. Да и озвучка на русском языке, к сожалению, не синхронизирована с мимикой персонажей. Частенько герой заканчивает говорить, а у него продолжает открываться рот или наоборот. У этой игры и так не самый увлекательный сюжет и стиль повествования, а его ещё и добивают посредственными роликами.
Графика в игре тоже вызывает вопросы. Стоит отметить, что я играл на PS4 Pro и на ПК картинка может выглядеть более привлекательно. На ПК за пару тысяч долларов. У меня же на экране всё выглядело более-менее сносно лишь в статике, пока персонаж стоит и смотрит вдаль. Как только вы начинаете движение — всё превращается в месиво из пикселей. Во время езды на автомобиле трава расплывается, но не так, как в хороших гоночных симуляторах, а как в Need For Speed 2000-го года выпуска. Тоже самое с облаками, водой, бликами и солнечными лучами. В одной из локаций я влетел на крюке в пещеру и думал, что по мне стреляют со всех сторон, а это были просто плохо прорисованные огни ламп, которые почему-то дрожали и мигали.
Хотелось бы на этом закончить, но нет. Стрельба тоже реализована не так, как хотелось бы. У оружия просто нет своего стиля и характера — отдача практически не ощущается, попадания в цель тоже. Вы можете всадить во врага обойму из автомата, а он лишь будет стоять, впитывать урон, а потом упадёт мешком на землю. Даже стреляя из ракетницы нет ощущения, что у тебя в руках орудие разрушения. И это тоже большая проблема игры, так как стрелять мы будем часто, но от этого процесса сложно получить хоть какое-то удовольствие.
Итог: 6/10
Во время прохождения Just Cause 4 у меня сложилось впечатление, что авторы проекта создавали четвёртую часть исключительно для преданных фанатов франшизы. Новичкам в серии, которые ранее не передвигались на крюке и не понимают, почему Рико такой крутой, не предоставляют никакой предыстории. Вы попадаете в сюжетную линию, где буквально за пару минут объясняются все игровые механики, после чего начинается полноценная партизанская война против «Чёрной руки». Что это за организация, откуда она взялась, почему она хочет завладеть властью именно на этих островах? К сожалению, если вы хотите получить ответы на эти вопросы, то нужно загружать три предыдущие части.
Да и главная особенность данной серии совершенно не цепляет. Just Cause всегда была весёлой игрой, в которой геймера прямо переполнял адреналин. Вы передвигались на крюке, воевали, взрывали всё вокруг, творили совершенно невероятные вещи и получали от этого удовольствие. В четвёртой части геймплей совершенно не изменили, лишь добавили несколько природных катаклизмов и дополнительные функции для крюка. Ярым фанатам франшизы это уже приелось, а новым пользователям будет трудно объяснить, что здесь происходит.
Помимо этого, в техническом плане Just Cause 4 тоже далека от идеала. Здесь есть проблемы с графикой, оптимизацией, текстурами, физикой стрельбы, озвучкой на русском языке и даже сохранениями. Естественно, все эти недочёты можно поправить буквально одним патчем, но на текущий момент ситуация грустная. С другой стороны, сильных сторон у игры тоже предостаточно — огромный виртуальный мир, по которому вы можете свободно перемещаться, приличный арсенал оружия и разнообразные транспортные средства не дают скучать. И если в можете закрыть глаза на некоторые проблемы новинки, то получить необходимый заряд адреналина и порцию ярких эмоций точно получится.
Особенности:
- громадный открытый мир;
- разрушить можно почти всё;
- персонаж умирает крайне редко;
- полёты на вингсьюте реализованы классно;
- много видов транспорта;
- достойный арсенал оружия;
- разнообразные настройки крюка;
- погодные катаклизмы вносят разнообразие.
Может не понравиться:
- графика оставляет желать лучшего;
- множество багов с крюком;
- большая часть заданий нагоняет тоску;
- у оружия почти нет отдачи;
- кат-сцены выглядят ужасно.