Нам казалось, что пик популярности жанра подростковой антиутопии уже позади, однако всё ещё находятся желающие поэксплуатировать некогда прибыльную тематику. Сегодня будем разбирать экранизацию «Тёмных отражений» (The Darkest Minds) Александры Брекен, где, по иронии судьбы, главную роль сыграла подросшая звезда «Голодных игр».
Сюжет
Соединённые Штаты Америки охватывает странное заболевание, которое убивает 98% детей. Выжившее меньшинство мутирует и обретает неординарные способности: кому-то становится доступен телекинез, кому-то — пирокинез, кто-то начинает управлять электричеством, кто-то получает усиление интеллектуальных возможностей, но лишь очень ограниченному числу «счастливчиков» становится доступным чтение мыслей и подчинение чужого сознания. Правительство во главе с президентом Греем (Брэдли Уитфорд) насильно изымает уцелевших ребятишек из семей и помещает в специальные лагеря, похожие на тюрьмы, где начинает их изучать и… мучить. (Чем ещё заниматься злобному тоталитарному режиму в молодёжной антиутопии?)
Руби (Амандла Стенберг), содержавшаяся в лагере на протяжении 6 лет, не привлекала к себе особо внимания, считаясь заурядной «зелёной» — то есть обладательницей более развитого, чем у среднего человека, интеллекта. На самом же деле девушка оказывается носительницей редчайшей «оранжевой» мутации, позволяющей манипулировать сознанием окружающих. Понятное дело, что такой талант сделал Руби ценной «добычей» и для правительственных спецслужб, и для сопротивления — так называемой Детской лиги. Последние даже помогают девушке бежать из лагеря, но она ускользает и от них, присоединившись к обособленной группе подростков-бродяг во главе с бунтарём Лиамом (Харрис Дикинсон).
Ребята ищут особое секретное поселение детей, где они могут жить свободно, не участвуя в политических играх взрослых. Поначалу подобное кажется Руби утопией, однако вскоре беглецы получают убедительную «наводку» и отправляются на поиски загадочного места.
Вердикт
Есть все основания полагать, что одноимённый роман Александры Брекен был изначально «заточен» под будущую экранизацию: в книге есть все базовые «ингридиенты», на которых замешаны прочие подростковые антиутопии, вроде «Голодных игр», «Дивергента», «Бегущего в лабиринте», «Пятой волны» и так далее. Брекен сделала ставку на зрелищные суперспособности, трогательную романтическую линию и особые взаимоотношения внутри небольшого комьюнити центральных персонажей, харизматичного злодея и, собственно, на противостояние подростков безжалостной тоталитарной системе, описывая события с точки зрения 16-летней девушки.
Адаптацией книги под кино-формат занялся сериальный сценарист Чад Ходж («Вернуть из мертвых», «Хорошее поведение», «Сосны»), а постановку доверили режиссёру сиквела и триквела «Кунг-фу Панды» Дженнифер Ю. Откровенно говоря, фильм мог быть удачен только если бы создатели заморочились и тщательно прописали мир, в котором действуют персонажи. Понятное дело, что читателя цепляла эмоциональная сторона повествования, удачно смещая фокус внимания с откровенно плохо продуманного бекграунда. А вот в кино слабые стороны первоисточника вылезли во всей красе.
Почему странное заболевание распространилось лишь строго в границах США? Почему жертвами стали только дети? И почему правительство, которое вроде как должно радеть за будущее страны, изымает выживших из семей и помещает в самые настоящие концентрационные лагеря с соответствующими условиями? Чего добивается президент Грей? Хочет создать армию дрессированных мутантов и нападать на другие государства, заливаясь злобным смехом? Событие подаётся как аксиома: дескать, внезапно случилась Неведомая Фигня. Вот поэтому всё ТАК.
6 лет спустя Америка выглядит, будто в ней разразился канонический зомби-апокалипсис. На дорогах почти нет машин, повсеместно встречаются заброшенные магазины и заправки, где полно халявных вещей и провизии. Одновременно с этим скрывающиеся от чужих глаз герои ночуют в аккуратненьком и вполне функционирующем мотеле и едят в нормальном придорожном кафе. (Боги конспирации прямо!) Что вообще происходит с экономикой?
В середине фильма появляется было неплохой антагонист, у которого есть адекватная мотивация и потенциал выкинуть интересный фортель: воображение рисует хитроумный план, который позволит придать сюжету недостающей сложности и продуманности. Но нет. Его потенциал сливают, используя героя для накала страстей в излишне гладкой романтической линии.
Режиссёр, следуя генеральной линии первоисточника, фокусируется на развитии взаимоотношений Руби с её новыми друзьями и на любовной истории с Лиамом. Надо сказать, это выходит у Дженнифер Ю действительно хорошо. Жаль только в ущерб остальным событиям. Такое ощущение, будто режиссёр вдохновенно трудится над созданием трепетной подростковой мелодрамы, а изверг-сценарист периодически тыкает ей в нос скрипт, где прописана всякая супергероика, экшн и политические интриги. Постановщик спохватывается, вставляет несколько эпизодов «для галочки» и снова погружается в свою сахарную сказочку, теряя интерес ко всему остальному.
Финал становится апогеем любовной истории и, одновременно, демонстрирует эффектную сцену, которая задумывалась как подводка к масштабным событиям следующей части. Жаль только выхлоп от неё невелик: зритель, смакуя сердечную драму Руби, плохо понимает, кто, с кем и зачем собирается сражаться. Если уж говорить откровенно, съёмки сиквела, на наш взгляд, под большим вопросом: «Тёмные отражения» явно рассчитаны на восторженных девочек 13-16 лет, но вряд ли они обеспечат достаточные кассовые сборы для продолжения работы над проектом.
За
- Хорошо продуманная романтическая линия.
- Тема дружбы, взаимовыручки и равенства очень верно поданы для подростковой аудитории.
- Трогательно раскрыты отношения Руби с родителями.
- Красивая сцена в заброшенном торговорм центре.
- Интересные суперспособности.
- Адекватный антагонист.
Против
- Плохо продуманный мир.
- Множество логических нестыковок.
- Мало внимания к враждующим политическим группировкам внутри страны.
- Концентрация на отношениях и эмоциях в ущерб всему остальному.
- Эффектный финал без должной подводки.
- И вообще, почему The Darkest Minds (дословно — «Темнейшие умы») перевели как «Тёмные отражения»?
Итоги
Уровень технологичности: 6 из 10
Итоговая оценка: 5 из 10
Трейлер
- В кино с 6 сентября (мировая премьера — 1 августа 2018)
- Год: 2018
- Страна: США
- Жанр: фантастика, триллер
- Режиссёр: Дженнифер Ю
- Сценаристы: Чад Ходж, Александра Брекен
- Продюсеры: Дэн Коэн, Дэн Ливайн, Шон Леви
- В главных ролях: Мэнди Мур, Амандла Стенберг, Гвендолин Кристи, Брэдли Уитфорд, Харрис Дикинсон, Мия Чех,
- Carson Holmes, Уоллес Лэнгэм, Марк О’Брайэн, Патрик Гибсон
- Возраст: 12+