Ежегодно производители мобильной электроники наращивают мощности своих смартфонов и планшетов. 2017-й имеет все шансы стать годом, когда мобильные устройства максимально приблизятся к компьютерам с точки зрения мощности. Частью этого огромного шага в развитии станет увеличение оперативной памяти до 8 ГБ. В 2017 году смартфоны с 8 ГБ «оперативки» станут стандартом среди флагманов. А нужны ли нам эти гигабайты, либо все это — не больше чем маркетинговый фарс? Поговорим в этой статье.
8 ГБ оперативной памяти в устройстве, которое помещается в карман брюк — о таком вряд ли кто-то мог помыслить лет 10 назад. Уже сейчас есть аппараты с 6 ГБ «оперативки», но при этом полно людей, которым достаточно 3 ГБ на ноутбуке или даже настольном компьютере. Разберем плюсы и минусы больших объемов памяти на смартфонах.
Больше — всегда лучше в мире технологий
В мире электроники больше почти всегда значит лучше, если речь не идет о габаритах. Чем больше памяти в устройстве, тем больше у разработчиков есть возможностей и пространства для реализации своих идей. В мобильной индустрии уже наметился новый тренд, которому память нужна как воздух — это использование смартфона в качестве компьютера. Microsoft портировала полноценную Windows 10 на процессоры Qualcomm Snapdragon. Компания Samsung готовит к анонсу флагман Galaxy S8, который можно будет подключить к монитору и работать со оптимизированной версией Android. Всему этому требуется как минимум 6 ГБ «оперативки».
Superbook
Также не стоит забывать о концепции Superbook — ноутбука в виде док-станции, к которой подключается смартфон. В самом ноутбуке нет никакой вычислительной мощности — в качестве нее используется смартфон. Реализация таких идей требует высоких мощностей. Все это — доводы в пользу наращивания оперативной памяти.
Больше памяти — больше тормозящих приложений
Во времена Symbian и Java разработчикам игр и приложений приходилось из кожи вылезать, чтобы их творение нормально работало на очень слабом железе. Вспоминается прекрасный Twitter-клиент Gravity для Symbian — работал он настолько плавно и приятно, что иногда кажется будто до сих пор такого не смогли достичь на Android. Не только из-за фундаментальных недостатков этой ОС, но даже просто из-за нежелания максимально оптимизировать приложения. А что будет, когда ленивым разработчикам дают больше памяти? — Они становятся еще ленивее.
Хорошее тому подтверждение — официальный клиент Facebook*, приложение Snapchat и сервисы Google Play. Эти программы всегда работали в фоне и отнимали добрую долю оперативной памяти. С каждым обновлением они не становятся легче — только наоборот. Коротко говоря, наращивание памяти — выигрышная ситуация для производителей и разработчиков ПО, но потребитель зачастую в этом случае только теряет.
Тот самый Gravity, который работал плавно даже на смартфонах без видеочипа
То же самое происходит в игровой индустрии. Игры на ПК давно не оптимизируются должным образом, особенно когда речь заходит о консольных портах. Гонка железа характерна только для компьютеров. На закрытых платформах вроде Xbox и PlayStation такое началось только недавно. Все потому, что операционная система в консолях лучше оптимизирована и разработчики имеют полный доступ ко всем ресурсам. Вполне возможно, что с выходом PS4 Pro и Xbox Scorpio разработчики тоже обленятся и перестанут «вылизывать» игры для обычной «плойки» и Xbox One.
«4 ГБ достаточно»
Один из топ-менеджеров компании Huawei недавно в интервью признался, что на данный момент в смартфонах не нужно больше 4 ГБ оперативной памяти. В доказательство своим словам представитель крупнейшего китайского производителя смартфонов привел результаты тестов одного из его гаджетов с процессором Kirin 960 и 4 ГБ «оперативки». Они якобы работали лучше, чем шестигигабайтные аппараты конкурентов. Звучит забавно в контексте смартфона Huawei Mate 9 Pro с 6 ГБ «оперативки».
Довод весьма интересный, но больше похож на оправдание со стороны компании. Мы должны спросить себя: а есть ли сейчас такой мобильный софт, которому нужно 8 ГБ оперативной памяти? — Конечно, нет. Хотя задатки в виде Windows 10 для процессоров Snapdragon уже видны на горизонте. В любом случае, всегда сначала появлялось железо, а уже потом программное обеспечение для него.
А пока производителям смартфонов и разработчикам операционных систем стоит брать пример с Apple. Ее мобильные гаджеты всегда отставали от конкурентов с точки зрения железа, но работали плавнее и имели больше качественного софта. Например, в последних на данный момент iPhone 7 и iPhone 7 Plus установлено всего 2 и 3 ГБ оперативной памяти соответственно. При этом обычная «семерка» работает идеально, в отличие от многих Android-смартфонов с аналогичным объемом «оперативки».
По крайней мере, Google пытается исправить ситуацию. Например, в Android 7.0 Nougat была обновлена основная среда выполнения ART — в нее добавили метод компиляции JIT (Just-in-Time). Так называемая компиляция на лету требует меньше ресурсов.
А что вы думаете о наращивании мощности железа в мобильных устройствах?
* Деятельность Meta* (соцсети Facebook* и Instagram*) запрещена в России как экстремистская.