На момент написания данного материала Tesla не просто является самой дорогой компанией, которая производит электрокары, — по уровню капитализации она уже ощутимо обогнала традиционных автопроизводителей в лице концернов Toyota и Volkswagen. По данным Yahoo! Finance на конец августа 2021 года, все акции Tesla скопом стоят почти 705 миллиардов долларов, и по этому показателю бренд находится на 8 месте в мире в общем рейтинге. Никто, кто производит транспортные средства, ещё не забирался так высоко. Капитализация той же Toyota на данный момент — чуть больше 244 миллиарда долларов. Лишь треть от акций Tesla.
Да, с потрясающим успехом Tesla спорить практически бесполезно. В недалёком прошлом многие ещё рассуждали об адекватности Илона Маска, бессменного руководителя компании, а сегодня в планах бренда — производство 20 миллионов электрокаров в год (если что, это в два раза больше, чем делает Toyota). Интересно, как Tesla удалось взлететь настолько высоко. В этом есть как заслуги Илона Маска, так и невнятные действия других автомобильных производителей, которые слишком долго сопротивлялись электрическому будущему транспортной промышленности. Именно об этом и пойдёт речь дальше.
Илон Маск — одна из наиболее харизматичных личностей в мире
Сегодня достаточно сложно указать на кого-то ещё более харизматичного, чем Илон Маск. Гений, миллиардер, филантроп — именно с него в Marvel главного героя фильма «Железный человек» рисовали. Когда-то более значимой фигурой в развитии мира считали Стива Джобса, но сегодня на первое место абсолютно любой интересующийся ставит именно лидера компании Tesla. Впрочем, его успех не ограничивается только этой компанией — исследование космических просторов вместе со SpaceX удивляет не меньше. Что уж говорить про PayPal. Интересный, вдохновляющий, неординарный — только этого ему уже достаточно, чтобы привлекать внимание и инвестиции.
В работе компании Tesla Илон Маск не терпит компромиссов
В этом смысле Илон Маск также очень сильно похож на Стива Джобса. Apple никогда не довольствовалась полумерами и далеко не один раз выпускала продукты, которые переворачивали индустрию, без рассуждений про их финальную стоимость. В Tesla идут по точно такому же пути — компания ставит цель и добивается её, несмотря на многочисленные трудности. Взять хотя бы её политику в отношении нулевых выбросов — Tesla ни разу не отказалась от неё в угоду более простого пути. Компания даже не заводила партнёров из мира двигателей внутреннего сгорания. А ещё она не игралась с гибридами и неизменно использовала возобновляемые источники энергии на своих фабриках.
Для автомобильных компаний важно чётко планировать будущее
Конкретное планирование будущего важно для любой современной компании. Впрочем, из-за обилия технологических решений, сложных международных взаимосвязей и длительного времени разработки конечного продукта автопроизводители в этом плане кажутся наиболее уязвимыми. Илон Маск первоначально планировал сделать крупнейшую современную автомобильную компанию и не изменял своим планам. Более того, ему удалось показать миру, что сделать достойное внимания транспортное средство можно даже без двигателя внутреннего сгорания. Более того, такое авто ещё и будет более быстрым, комфортным, а также удобным.
Электрокары Tesla кажутся наиболее желанными для пользователей
Предлагаю вернуться в 2010 год. Приблизительно в это время с конвейеров начали сходить первые современные серийные электромобили (привет, Nissan Leaf), а также гибриды с возможностью зарядки (актуальный для того времени вариант — Toyota Prius). У тогдашних моделей была крайне ограниченная максимальная дальность хода (у Nissan Leaf — чуть больше 100 километров). Да и позиционирование на рынке у них было сугубо бюджетное. Они экономили средства потребителей, но дарить им какие-то особенные эмоции не собирались. Tesla же сразу начала делать люксовые электрокары — они S. 3. X. Y., и всё тут.
Tesla не побоялась нырнуть в создание электрокаров с головой
Большинство автомобильных компаний не видело будущего в создании электрокаров. Отказ от двигателей внутреннего сгорания казался им чем-то настолько далёким, что даже страшно становилось. Именно поэтому они начинали с тех же Toyota Prius и Nissan Leaf, которые нужны были лишь для первоначальной обкатки технологий. Впрочем, у Tesla всегда было абсолютно другое мнение. Более того, для того, чтобы максимально быстро создать необходимую для электрокаров инфраструктуру, Илон Маск открыл миру бесплатный доступ ко всем своим патентам. Так он дополнительно стимулировал создание нового рынка. И ведь получилось!
Tesla создала свою собственную цепочку поставок компонентов
Важно понимать, как работают многие современные автомобильные производители и компании, функционирующие в других промышленных сегментах. Многие из них отдают большинство компонентов своих продуктов на аутсорсинг, а сами фактически занимаются крупноузловой сборкой. Tesla пошла по абсолютно другому пути. Благодаря харизме и другим лидерским качествам Илона Маска она привлекла достаточно инвестиций, чтобы контролировать практически всю цепочку поставок от «А» и до «Я». Покупая любой вариант из линейки Model, новоиспечённый владелец получает продукт, созданный Tesla, а не кем-то другим.
Tesla научилась переманивать лучшие умы со всего мира
Есть очень много потенциальных факторов, почему компании Tesla удаётся сравнительно просто привлекать топовых специалистов из разных стран мира. Впрочем, основных всего пара. Во-первых, нельзя сбрасывать со счетов личность Илона Маска, которая привлекает топов из разных уголков мира принять участие во всемирном транспортном перевороте. Во-вторых, важно понимать, что Tesla — единственная автомобильная компания, которая базируется в Кремниевой долине. Это — расположенный в Калифорнии рай для стартапов и специалистов наивысшего уровня с неизменной долей безудержного технологического энтузиазма.
Tesla поставила на взрывной рост и только выиграла от этого
Сегодня крайне сложно ворваться в новую для себя отрасль и занять там хоть сколько-то значимую нишу. Поэтому традиционный путь большинства компаний — неторопливо-планомерное развитие от очень скромных оборотов и дальше. Впрочем, у Tesla был совсем другой вектор развития — на это недвусмысленно намекают хотя бы только её «Гигафабрики», на которых ведётся производство аккумуляторов. Да, резкое вливание большим денежных сумм — крайне рискованное занятие. Тем не менее именно оно может привести к тем успехам, которыми сегодня может похвастаться компания Tesla. Настолько взрывному росту можно только позавидовать.
Источник: HotCars.