,

Как Кодзима перевернул игровую индустрию

Давайте поговорим о гении (или всё же нет?), который никогда не боялся экспериментировать на рынке видеоигр
Совсем скоро, 8 ноября, в релиз на консоли PlayStation отправится самая ожидаемая игра 2019 года — Death Stranding. За её создание отвечает легендарный Хидэо Кодзима, который выступил в роли сценариста, геймдизайнера, идейного вдохновителя и ведущего разработчика проекта. Японский гений приложил руку к абсолютно каждому элементу игрового процесса и создал самую необычную игру на рынке, которая является представителем нового жанра видеоигр. Мы решили подготовить серию материалов, чтобы рассказать вам о долгом пути Кодзимы от малоизвестного сценариста до популярнейшего разработчика в мире, о ключевых особенностях Death Stranding и о том, почему игра выглядит настолько красиво и реалистично.

Статьи данной серии помогут вам лучше узнать виртуальный мир Death Stranding, разобраться в тонкостях философии Хидэо Кодзимы и добавить в свою копилку знаний много полезной информации.

Death Stranding — действительно самая ожидаемая игра этого года, которая является ещё и первым проектом студии Kojima Productions после её выхода из-под крыла компании Konami. Недавно Хидэо Кодзима признался, что несмотря на свою популярность и многолетнюю карьеру в мире видеоигр, он долго не мог найти инвесторов, готовых выделить средства на создание его амбициозной и неординарной игры. К счастью, компания Sony пришла на помощь и идеи японского геймдизайнера не канут в лету. Мы, естественно, рекомендуем проходить этот шедевр сразу после релиза на PlayStation 4, а не ждать запуска на ПК через год, ведь за это время вы точно прочитаете какой-то спойлер и испортите себе впечатления. А чтобы вы не скучали в ожидании Death Stranding на японской консоли, мы решили рассказать о том, как именно Кодзима стал популярен и как добился звания гения у отечественных игроков.
Подробности про Death Stranding
Как Кодзима перевернул игровую индустрию

История уникальных игр

На просторах интернета бытует мнение, что первым проектом Кодзимы была игра Metal Gear, вышедшая в 1987 году. Конечно, это не так. Изначально Хидэо пришёл работать в Konami на должность дизайнера в 1986 году. Он был в команде, которая создавала игры для компьютера MSX — необычайно популярного в Японии. В том же году вышла в свет Penguin Adventure — первая игра, к которой разработчик приложил руку. А первой игрой, которая была создана полностью под его руководством, является Lost Warld. Правда, Konami вскоре отменила разработку проекта, так что Lost Warld не дожила до релиза.
Как Кодзима перевернул игровую индустрию
Penguin Adventure — первая игра, созданная при участии Хидэо Кодзимы
Только после отмены проекта Кодзима взялся за Metal Gear и в 1987 году выпустил игру на MSX 2. Это первая популярная игра в жанре экшн, геймплей которой базируется на скрытном прохождении. Главный герой, ещё молодой Солид Снейк, начинает свой путь совсем без оружия и вынужден избегать встреч с врагами. Позже, когда оружие появится, игрок понимает, что воевать опасно — патронов мало, враги наносят ощутимый урон и усложняют жизнь. Так разработчик подтолкнул геймера прятаться от врагов и камер видеонаблюдения, использовать коробки в качестве укрытия, драться в рукопашном бою и переодеваться в униформу оппонента.
Как Кодзима перевернул игровую индустрию
Metal Gear — первая выпущенная игра, созданная под контролем Хидэо Кодзимы
В игре Metal Gear 2: Solid Snake, вышедшей в 1990 году на платформе MSX2, Кодзима ещё больше «прокачал» стелс. Во-первых, он реализовал систему обнаружения персонажа противниками с тремя фазами (вызов подкрепления, потеря из вида и поиск, возвращение на место патрулирования), которая по сей день используется в видеоиграх. Во-вторых, появился вертикальный геймплей — Солид Снейк мог прятаться в воздуховодах и заползать под укрытия. И, в-третьих, Кодзима реализовал механику отвлечения внимания оппонентов посредством стука по поверхностям. Сейчас всё это кажется привычным и стандартным, но не тогда.

Геймплей Metal Gear 2: Solid Snake
После запуска двух игр Кодзима принимает решение попробовать себя в других жанрах и сеттингах. С 1990 до 1998 года он выпускает целую россыпь нестандартных проектов: Snatcher, Policenauts, Nijiiro no Seisyun и Irodori no Lovesong. Отметим, что все эти релизы были прохладно приняты как геймерами, так и критиками, хотя на продажах это почти не сказалось — коммерческий успех позволял разработчику дальше создавать то, что ему хочется. К частью или к сожалению, Хидэо вскоре перестал экспериментировать с сеттингом и вновь вернулся к Metal Gear. И именно с релизом третьей части он стал всемирно известным разработчиком видеоигр.
Как Кодзима перевернул игровую индустрию
Постер Snatcher — игры в сеттинге киберпанка
В Metal Gear Solid Кодзима сломал «четвёртую стену», которая отделяет геймера от виртуального мира игры, что сильно поразило аудиторию. Для этого разработчик использовал вибрацию геймпада Dualshock — в одной из сцен антагонист просит геймера, а не Солида Снейка, положить геймпад на стол, после чего силой мысли начинает его двигать. В это время подключаются вибромоторы — именно они двигают контроллер по поверхности, но у геймера складывается впечатление, что герой из игры управляет геймпадом в реальном мире. Это было чем-то невероятным, до чего никто другой не додумывался.

Легендарная сцена с Психо Мантисом
На этом удивительные моменты не заканчивались. Главный злодей по имени Психо Мантис предугадывал все действия игрока, считывая нажатия на контроллере, и победить его с одним геймпадом было просто нереально. Для победы над врагом нужно было либо задействовать второй геймпад, либо переключить своё устройство в другой порт. Кроме того, виртуальный злодей с лёгкостью угадывал все ваши любимые игры на консоли, вынуждая игрока сидеть перед монитором с отвисшей челюстью. На самом деле игра просто считывала данные о сохранениях других игр и выдавала их названия на экране. Хитро, верно?
Как Кодзима перевернул игровую индустрию
Идеи из MGS позже использовались в Hitman, Splinter Cell и других стелс-экшенах
Почивать на лаврах Кодзима не стал и довольно быстро отправил в свет Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty. В ней он сделал большой упор на сюжетной линии, которая затронула темы социальной инженерии, теории заговора и искусственного интеллекта. Многогранность повествования и подача сюжета понравились не всем, ведь уже тогда игры японского разработчика ломали все привычные шаблоны и нормы. Арсенал персонажа пополнился тьмой новых механик, которые даже на сегодняшний день кажутся интересными и эффективными. Вторая номерная часть продалась очень хорошо, а Кодзима вновь решил поэкспериментировать.
Как Кодзима перевернул игровую индустрию
Вскоре на рынок вышла игра Boktai: The Sun is in Your Hand, которая создавалась специально для Game Boy Advance. Главной её особенностью было взаимодействие с сенсором освещения, на базе которого была построена большая часть геймплея. Вероятно, вы уже заметили особенность Хидэо — он обожает создавать необычные механики и всегда использует аппаратную составляющую платформ и контроллеров по максимуму, пока остальные разработчики довольствуются крестовиной, стиками и кнопками действий.
Как Кодзима перевернул игровую индустрию
Boktai: The Sun is in Your Hand
Дальше Кодзима выпускает Metal Gear Solid 3 про Биг Босса, генетического отца Солида Снейка, а в 2005 году условно уходит из Konami и создаёт собственную студию Kojima Productions, которая, правда, много лет существует под крылом издателя. За всё время совместной работы Kojima Productions выпустила массу проектов по франшизе Metal Gear Solid, а пятая номерная часть вызвала волну положительных отзывов прессы и геймеров. Правда, это последняя игра в серии, к которой Кодзима приложил свою руку.

Трейлер Death Stranding
Однако, была ещё одна игра, которую создавали авторы из Kojima Productions. Проект получил рабочее название Silent Hills, а главные роли должны были «сыграть» Норман Ридус и Гильермо дель Торо. К сожалению, на тот момент Кодзима уже находился в ссоре с руководством Konami, которое после увольнения разработчика заморозила, а потом и вовсе отменила проект. Фанаты остались крайне недовольны действиями издателя, но это ни к чему не привело — Silent Hills, вероятно, никогда не увидит свет. Зато ключевые актёры отменённой игры отлично влились в Death Stranding.

Откуда взялся мем про гения

Многие геймеры частенько шутят популярным нынче мемом «Кодзима — гений», хотя не всегда понимают первоначальный смысл фразы и даже не догадываются о её происхождении. Погрузимся же в историю и узнаем, почему Кодзиму иронично называют именно гением и почему в его соцсетях комментариев на русском языке в разы больше, чем на английском или японском.

Впервые японского разработчика начали восхвалять западные геймеры лишь с выходом MGS на игровой приставке PlayStation в 1998 году — до этого игры Кодзимы выпускались лишь в Японии, где геймеры обычно более сдержаны в критике и комплиментах.
Как Кодзима перевернул игровую индустрию
В интервью для VKLive Кодзима озвучил легендарную фразу по транскрипции
Релиз на PlayStation принёс разработчику невероятную славу — буквально каждое западное издание хвалило Konami за смелые решения, уникальные игровые механики и интересный сюжет. Тогда игровое сообщество было менее токсичным и негатива в сторону Кодзимы за странные решения не было вообще. Хоть и очень редко, но его уже начали называть гениальным разработчиком. Игрокам понравилась Metal Gear Solid, но до зарождения мема оставалось ещё целых семнадцать лет.
Как Кодзима перевернул игровую индустрию
Даже книгу «The Kojima Kode» Терри Вулфа перевели как «Кодзима — гений»
В 2015 году, сразу после релиза MGS V: The Phantom Pain, на YouTube-канале под названием «Гуфовский» вышел ролик «КОДЗИМА — ГЕНИЙ», который разлетелся по интернету с невероятной скоростью. В самом ролике автор в шуточной форме рассказывает о сильных сторонах Хидэо Кодзимы, хотя это вообще никак не связано с миром видеоигр. Шутка настолько понравилась аудитории, что именно с того дня, 22 сентября 2015 года, по сети ходит мем «Кодзима — гений», который мы слышим и видим даже слишком часто. Да, никакой невероятной истории зарождения мема нет, это всего лишь смешной ролик с YouTube, понравившийся преданным поклонникам.

Именно по этой причине западные геймеры не понимают, почему русские везде пишут «Кодзима — гений», и что это вообще значит, ведь они не смотрели ролик с канала «Гуфовский». К счастью, у англоязычных геймеров есть свой мем «Kojima is God», который очень схож с нашим. Правда, у этой фразы история другая, ведь её разработчик сам прописал в Metal Gear Solid. В одной из аудиозаписей игры персонаж расшифровывает имя героини, которое дословно переводится с японского как «Kojima is God», после чего заявляет, что это знак свыше. Является ли это шуткой?!


Истерия на ИгроМире

В этом году Хидэо Кодзима посетил выставку «ИгроМир», которая проходила в начале октября в Москве. Данную новость решили осветить абсолютно все — даже на федеральных телеканалах показали репортажи о том, как японский разработчик посещает московское метро, гуляет по городу и отвечает на вопросы фанатов, а на шоу «Вечерний Ургант» его вовсе прозвали «Стивом Джобсом от мира видеоигр». Добавляем сюда волну обсуждений в социальных сетях, которая достигла каких-то невероятных масштабов, и, как вишенка на торте, посещение Кодзимой вечернего шоу «Вечерний Ургант». Популярность разработчика в русскоязычном интернете взлетела до небес.

Да и на самой выставке можно было наблюдать настоящую истерию вокруг его приезда. В день, когда Кодзима вышел на сцену и поприветствовал посетителей «ИгроМира», просторный павильон Крокус Экспо был забит до отказа. Людей было настолько много, что увидеть самого Хидэо можно было лишь на большом экране, а столпы российского геймдева с уверенностью заявили, что такого на этой выставке никогда ещё не было. Вероятно, если бы релиз Death Stranding состоялся в тот же день, то вагона дисков на всех не хватило бы.
Как Кодзима перевернул игровую индустрию

Так гений или нет?

Изначально Хидэо Кодзиму начали называть гением в шутку, хотя большинство геймеров, использующих этот мем, знакомы лишь с MGS V: The Phantom Pain, а о других проектах разработчика даже не подозревают. Если же отбросить шутки в сторону и посмотреть на то, что придумывал Кодзима на протяжении многих лет, на его идеи, необычные решения, сложные многогранные сюжеты и уникальных персонажей, то все сомнения отпадут. Кодзима действительно гениальный разработчик, создающий невероятные проекты. И говорим мы это без малейшей иронии.

В Death Stranding геймдизайнеру удалось реализовать все свои задумки и выйти на совершенно новый уровень, недоступный другим разработчикам. Именно поэтому пропустить релиз проекта на PlayStation 4 просто нельзя — этот шедевр нужно проходить сразу, в первой волне, чтобы насладиться сюжетом и получить от него максимум эмоций. Ждать запуск на ПК в течение года, пока другие бороздят бескрайние просторы виртуального мира, — настоящее кощунство.
Как Кодзима перевернул игровую индустрию
Последнее изменение:
 
javaga
javaga 1, 5 ноября 2019 - 20:52   (...)
Только в Snatcher играл.

Использовать мемы — моветон.
Ответить
LuckyBoy
LuckyBoy 5, 5 ноября 2019 - 21:49   (...)
Чет страница вообще ужасно с пк выглядит
Ответить
Kingsman
Kingsman, 6 ноября 2019 - 09:58   (...)
Вообще непривычно. Сделали выравнивание всего по середине, а сбоку темные рамки как у вертикальных видео. Как будто в портретной ориентации.
Ответить

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментрием