За 10 лет Instagram* прошёл путь от непонятного сервиса с личными фотографиями до культурного явления. Появилось поколение блогеров нового типа — инфлюенсеров, формат историй оказался таким успешным, что теперь они есть везде — даже в Visual Studio Code.
Но в последние годы Instagram* становится всё более серым, неинтересным, рекламным. Это уже почти Facebook* — соцсеть всё ещё популярна, но уже давно не предлагает ничего инновационного.
1. Новые фишки скучны уже на старте или вообще не работают
Примеров очень много, так что пройдусь только по крупным фейлам:
- IGTV провалился — не смог привлечь блогеров, не навязал даже минимальную конкуренцию YouTube. Обещанная монетизация хромает уже больше года.
- Сервис коротких видео Reels на старте выглядел обрубком TikTok. Не было звуковых эффектов, функций Duet и Stitch. Первая позволяет записывать дуэты с другими пользователями, разделяя экран на две половины, а вторая предназначена для редактирования исходных роликов и записи реакций. Позже инструментов стало больше, но ни о какой конкуренции речи не идёт. Во многих странах Reels до сих пор не появился, как и музыка в историях.
- Интеграция с Facebook* Messenger не принесла никакой пользы. Зато пользователи жаловались на проблемы в работе сервиса: например, переставали отправляться ссылки и маски, пропадали стикеры, нельзя было ответить на сообщения свайпом.
Были ещё десятки функций, которые или не работали, или вообще не вызывали никакого интереса. Из последнего скучного — интеграция с Twitter. Теперь можно отправлять твиты прямо в истории Instagram*. Но даже это достижение Twitter, который продвигает себя через другие платформы.
Зато в Instagram* каждый месяц появляются новые функции для рекламы и шоппинга:
- отзывы о покупках;
- автоматические субтитры к рекламным постам;
- коллаб-таргет — бренд делает рекламу, которая крутится от имени блогера;
- чат-боты с кнопками для бизнеса;
- шоппинг в Reels.
Всё это произошло за 3 последних месяца 2020 года. Кажется, в списке приоритетов у разработчиков первые 10 мест занимают продажи через Instagram*.
2. Вокруг одни боты и фейки
О борьбе с фейками и ботами говорят очень давно, но ничего не меняется. В запросах на подписку висят местные компании, в Direct предлагают набрать 1000 подписчиков за 10 рублей, в комментариях очередные «Курорты Абхазии» отправляют эмодзи. Понятно, что это проблемы бизнеса, который выбрал такие способы продвижения. Но Instagram* особо не мешает применять методы, которые раздражают нормальных пользователей.
3. Очень плохой поиск и ограниченные описания постов
В Instagram* невозможно найти человека, если ты не знаешь, как пишется его никнейм — со всеми точками и нижними подчёркиваниями. Поиск по хештегам — тоже бред. Миллионы пользователей тегают всё подряд, забивая выдачу нерелевантными результатами.
В описаниях постов нельзя оставлять ссылки. Ок, вы так боретесь со спамом. Попробуйте тогда избавить меня от рекламных ботов, которые висят годами с заявками на подписку. Единственный способ вставить кликабельную ссылку — указать её в описании профиля. Отсюда эти раздражающие подписи — «ссылка в шапке профиля». Очень удобно, спасибо.
4. Контент нельзя нормально репостить и скачивать
Наверное, изначально Instagram* хотел, чтобы пользователи создавали уникальный контент, а не репостили чужой. Но появление десятков приложений для репостов намекает, что неплохо иметь альтернативу. Прошло 10 лет, завезли только обрубленные репосты в истории.
Фото и видео нельзя нормально скачивать и переиспользовать. TikTok показал, что противоположный подход гениально работает для продвижения самого сервиса. Вы можете скачать видео и залить его на любую платформу, но везде будут видны имя автора и значок TikTok.
5. В Instagram* больше не зарождаются тренды
Давно вы видели в Instagram* что-то необычное? Однотипные видео, одинаковые тексты, меняется только количество эмодзи. Я даже не замечаю, как в историях перехожу от одного аккаунта к другому. Как будто все прочитали один и тот же гайд «Как делать классные Stories для Instagram*».
Теперь вирусный контент рождается в TikTok. Можно спорить о качестве, но для меня очевидно одно — Instagram* превращается в подобие Facebook*: скучный, серый, предназначенный для рекламы, а не общения и развлечения.
* Деятельность Meta* (соцсети Facebook* и Instagram*) запрещена в России как экстремистская.