,

Как отвечать по телефону, чтобы не попасться на крючки мошенников

Разбор реальной попытки мошенничества, личный опыт и советы экспертов, которые спасут вас от обмана
В первой части большого исследования телефонного мошенничества мы попытались осознать масштаб проблемы и посмотрели, как работают мошенники. Даже по официальной статистике МВД всё плохо — количество обманутых граждан ежегодно увеличивается. Во второй части мы поговорим о том, как противодействовать злоумышленникам, которые придумывают всё новые схемы обмана.

Реальная схема телефонного мошенничества

Пользователь Хабра в октябре опубликовал расшифровку разговора с телефонным мошенником. Цель звонившего — заставить жертву перевести деньги на чужой счёт. Четыре части этого захватывающего общения можно прочитать на Хабре. Вот краткий пересказ:
  1. Первый мошенник представляется младшим сотрудником и сообщает, что банк зафиксировал несанкционированный вход в личный кабинет клиента. Для повышения доверия звонящий называет потенциальную жертву по имени и отчеству.
  2. В ходе разговора мошенник узнаёт, какими счетами и суммами располагает клиент банка. В этом случае у него изначально не было такой информации. Как показывают новости об утечках из банков, злоумышленники теоретически могут владеть подобными данными. 
  3. После уточнения необходимой информации звонит якобы старший специалист банка, который дальше обрабатывает жертву. Продолжается нагнетание по поводу кражи и возможного мошенничества (как иронично). Лжесотрудник банка предлагает немедленно дойти до банкомата и обналичить деньги. Ждать нельзя — мифический злоумышленник уже пытался снять средства с карты. 
  4. Всю дорогу до банкомата мошенник держит связь с потенциальной жертвой. Просит не класть трубку или перезванивает в течение нескольких минут.
  5. Схема спасения, которую предлагает мошенник: снять деньги с карты и перевести их на другой счёт — так называемую ячейку временного хранения. Для перевода следует использовать банкомат Тинькофф Банка, так как он самый безопасный (говорит сотрудник Сбербанка — как представился звонивший). Очевидно, что у мошенников просто счёт в Тинькофф Банке, с которого они затем снимут деньги. 
  6. Почему человеку нельзя снять деньги и оставить их у себя в виде наличных? Здесь мошенники начинают играть на жадности. Якобы при пополнении этой временной ячейки человек получит 3% от внесённой суммы в качестве моральной компенсации от банка. 
  7. Для подтверждения операции мошенники присылают бумажку, которая должна символизировать договор с банком. Судя по тому, сколько времени им понадобилось на изготовление этой подделки в рассматриваемом случае, обычно люди отдают деньги и без документального подтверждения. 
Как отвечать по телефону, чтобы не попасться на крючки мошенников
Это всё, что осталось бы у человека после общения по телефону с «сотрудниками банка».
Источник: https://habr.com/ru/post/471820/
Если будете читать полную расшифровку разговора, обратите внимание на то, как он развивается. Кажется, у мошенников есть скрипт, который предполагает разные пути. Особенно это заметно в моменте с вопросом про Teamviewer QuickSupport. Человек отвечает, что знает о предназначении этого приложения — удалённом управлении устройством. После этого лжесотрудник банка предупреждает, что его нельзя устанавливать ни в коем случае. Цитата: «Сейчас очень большое количество мошенников просит установить данное приложение и страдают наши клиенты. Я думаю, вы новости смотрели, и собственно понимаете». Возможно, тех людей, которые не знают о предназначении Teamviewer QuickSupport, просят его установить. В таком случае схема отъёма денег немного упрощается.

Почему телефонных мошенников сложно поймать и наказать

Есть несколько факторов, которые способствуют росту телефонного мошенничества:
  1. Жертвы мошенников не обращаются с заявлением в правоохранительные органы. Если сумма небольшая, то большинство занимает позицию «я сам виноват» и предпочитает не распространяться о своей ошибке.
  2. Если вы не пострадали, а просто сообщили в полицию о факте такого звонка, то никто не будет искать мошенников.
  3. Операторы сотовой связи не сотрудничают с банками для решения проблемы подмены номеров. Некоторые компании вообще не реагируют на сообщения о фактах мошеннических звонков, ссылаясь на отсутствие такой обязанности в законе «О связи». Решением этой проблемы вроде бы уже озадачились депутаты, которые собираются подготовить законопроект, регулирующий взаимодействие телефонных операторов, Банка России и, возможно, силовых структур. 
Ещё одна огромная проблема, с которой сталкиваются жертвы телефонных мошенников, — возврат денег. Если человек сам перевёл сумму или сообщил свои данные, то обвинить банк или заставить его вернуть средства не получится. Единственный вариант — арест мошенников и взыскание с них денежных средств.
«Лицо, которое имеет счёт, кредитную карту, должно обеспечить конфиденциальность данных. Эта обязанность лежит на гражданине. Законодатель и вся практика исходят из того, что ПИН-код и три цифры на обороте априори идут от владельца карты. Всё, что может сделать банк после вашего уведомления, если оно будет быстрым, — каким-то образом остановить операцию. Банк может понести ответственность за несвоевременную реакцию после вашего своевременного сигнала», — объяснил адвокат Сергей Москаленко в подкасте «По карману».
В таких условиях единственным действенным способом борьбы с телефонными обманами остаётся информирование граждан. Иногда даже с использованием личного опыта общения с мошенниками:
«Я ужинала дома, позвонил неизвестный номер. Девушка поприветствовала и уточнила ФИО. Затем представилась сотрудницей всем известного банка с зелёным логотипом. Промелькнула мысль, что снова будут предлагать кредит, ещё удивилась, что даже в 9 вечера звонят. А потом она назвала последние 4 цифры моей зарплатной карты и сообщила, что кто-то пытается снять с неё деньги прямо во время нашего разговора. Поэтому девушка просила сообщить данные моей карты, чтобы изменить их, — якобы так мошенники не смогут совершить задуманное. В первую секунду меня настиг страх – кто-то посягает на моё! Но затем до мозга долетела просьба сообщить данные карты, и всё встало на свои места. Вдруг стало заметно, что голос на том конце волнуется, и мозг вспомнил, что номер звонившей совсем не похож на номер телефона банка. Я спросила девушку, не стыдно ли ей этим заниматься. Она возмутилась, что я оскорбляю сотрудника банка. Но голос её становился всё более тихим, она постоянно запиналась, было слышно, что кто-то шёпотом подсказывает ей слова. Видимо, девочка только стажировалась на мошенницу. Я сказала, что сообщу обо всём в полицию и положила трубку. Тогда я работала в новостной службе радио, поэтому на следующий день решила посоветоваться с коллегами из МВД. В пресс-службе мне сообщили, что им на личные номера тоже иногда звонят телефонные мошенники. К сожалению, найти их нельзя, да и факта мошенничества не было. Мне оставалось только выдать в эфир очередную новость „Осторожно, мошенники” с надеждой, что бабушки её услышат и не попадутся на уловки этих недобросовестных людей», — рассказала нам Юлия Такунова.

Как бороться с телефонным мошенничеством

Для начала — личный опыт. Полностью защищённым от мошенничества я себя не ощущаю. Однажды повёлся на простой развод с сообщением от знакомого человека в соцсетях, аккаунт которого взломали. Перевёл рублей 400 и только потом подумал, что наверное зря это сделал. После того случая перестал верить в собственную стойкость к любым проявлением обмана и поэтому предпочитаю максимально себя обезопасить.

В борьбе с телефонным мошенничеством я выбрал радикальный способ — никогда не беру трубку, если номера нет в списке контактов. Если человек звонит по делу, то он напишет SMS или свяжется в мессенджерах. У этого подхода я вижу только один серьёзный минус: если кто-то из близких будет звонить с чужого телефона, связаться со мной не получится. Я попросил отправлять SMS, но, к счастью, пока такой необходимости не было.

Ещё одна штука, которой я стал пользоваться постоянно, — базы номеров. Самый простой способ — забить телефон в поисковик. Пользуюсь им, если звонок с незнакомого номера застаёт меня за компьютером. Очень часто поиск выдаёт подсказку, что это звонят из банка или по поводу задолженности. Иногда обнаруживаешь, что звонят из организации — например, из типографии, чтобы уточнить детали заказа. Тогда сохраняю телефон в контактах, чтобы больше не проверять.

Мастхэв для смартфона — приложение, которое подсказывает, кто звонит с неизвестного номера. Я использую функцию приложения Яндекс. Изначально оно было установлено для управления умной колонкой, но дополнительная возможность в виде определителя на основе информации из Яндекс.Справочника оказалась очень полезной. При звонке отображается название организации или предупреждение о его нежелательности. 
«Основной совет — самому перезванивать. Если вам набирает человек и представляется кем-то, то нет никаких гарантий, что это он. Сейчас много случаев мошенничества от имени банков. Поэтому если вам звонит банк, то говорите звонящему, что сейчас сами ему наберете по телефону, который есть на карте или на сайте. Это заставит злоумышленника среагировать нестандартно, а реального сотрудника устроит. Желательно спросить внутренний номер звонящего, потому что когда вы перезвоните, то скорее всего попадете на другого человека, который не в курсе про первый звонок», — советует Денис Батранков, консультант по информационной безопасности компаний IBM, HP, Palo Alto Networks.
«В непонятной ситуации лучше завершить разговор и перезвонить в банк самостоятельно чуть позже. Настоящая служба поддержки не будет возражать, а мошенники скорее всего начнут рассказывать о непоправимых последствиях любой задержки. Чтобы не попасться на удочку телефонных мошенников, мы рекомендуем с осторожностью относиться к звонкам от незнакомых людей, представляющимися сотрудниками банков, государственных учреждений и т.д. Необходимо помнить о том, что ни при каких обстоятельствах сотрудники организаций не будут просить вас назвать ПИН-код от карты или сообщить данные вашей учетной записи в онлайн-банке или другом сервисе, а также одноразовые пароли, которые приходят по СМС (или в push-сообщениях). Кроме того, нелишним будет установить специальное решение, которое защищает от телефонного спама и, в том числе, может помочь защититься от определенных форм мошенничества. Но такое приложение нужно скачивать только из официальных магазинов приложений, и ни в коем случае не устанавливать приложения, присланные в ссылках от непроверенных отправителей, даже если они также представляются сотрудниками банка», — советует Дмитрий Волгин, старший системный аналитик «Лаборатории Касперского».
Теперь — более общие рекомендации. В основном они связаны с банковскими картами, потому что статистика показывает, что 90% случаев выявленного телефонного мошенничества направлены на то, чтобы заставить человека выдать данные для совершения платежа. 
  • Никогда и никому не сообщайте коды из SMS от банка.
  • Не называйте пароли от личного кабинета, CVV-код (трехзначное число на обороте карты). 
  • Не снимайте деньги по просьбе «сотрудника» — настоящий представитель банка никогда об этом не попросит.
  • Не устанавливайте никакие приложения по просьбе звонящего.
  • Запомните, с каких номеров приходят SMS от банка, и проверяйте, что в диалоге есть предыдущие сообщения. 
Самое важное правило — перепроверять всю информацию. Сказали, что родственник попал в беду, — позвоните ему. Списали деньги с карты — посмотрите счёт. Заблокировали карту — зайдите в личный кабинет. Мошенники всеми силами будут стараться продолжить разговор, чтобы не дать вам одуматься. Помните об этом и не попадайтесь на их трюки.
Последнее изменение:
 
Frayyaa
Frayyaa , 26 января 2020 - 14:14   (...)
Все это мошенничество рассыпается прахом когда якобы сотрудник не может сразу сказать из какого он банка! Я так, и сказал у меня 10 карт, и какая из них заблокирована? Вся суть выманить у человека название банка, чтоб уже подстроится под этот банк конкретно. Самый лучший ответ мошеннику у меня много карт 10 штук, и какая по вашему заблокирована? Он начнёт сразу втирать что он из службы безопасности, и т.д 😃
Ответить
IvS
IvS2, 26 января 2020 - 15:47   (...)
Прикольно. Подобные вещи мгновенно вводят в заблуждение. Хороший способ!
Ответить
Rost
Rost, 27 января 2020 - 02:10   (...)
В любой стране есть настолько крупный банк (Сбер для РФ, Приват для Украины ну и Беларусбанк), что карта с определенным брендовым названием, скажем «Мгновенная», есть почти у всех. Понятное дело, что всегда можно спросить номер карты итд, но если ты уже начал задавать лишние вопросы, то ты не целевая группа для мошенников. Они стараются обрабатывать более доверчивых и менее осведомлённый людей.
Ответить
Garik-M
Garik-M, 27 января 2020 - 14:40   (...)
Да сразу напрямую вести разговор про карту приватбанка, она по любому у всех есть. Если нет, извините ошиблись и набираем другой номер 😁
Ответить
askazanov
askazanov , 26 января 2020 - 18:57   (...)
«Послать на кудыкины горы!» — вот лучший способ)))
Ответить
bachus
bachus, 26 января 2020 - 19:21   (...)
«В пресс-службе мне сообщили, что им на личные номера тоже иногда звонят телефонные мошенники. К сожалению, найти их нельзя...»
В стране, где симки покупают только по предъявлению паспорта, невозможно найти владельца номера?
Ответить
Frayyaa
Frayyaa , 26 января 2020 - 19:48   (...)
По этому eSIM это смерть мошенникам! А наше правительство не принимает закон об eSIM. Потому, что тоже в доле.
Ответить
wdpt
wdpt , 27 января 2020 - 05:30   (...)
Ну будут барыжить не симкартами, а e-SIM файлами, зарегистрированными на всяких бомжей. Плюс в законах проблема ибо даже поймав такого человека ничего существенного ему не пришить.
Ответить
Garik-M
Garik-M, 27 января 2020 - 00:06   (...)
Может попасться на крючок, а не крючки? ) Это же устойчивое выражение.
Ответить
Pavell62
Pavell62 , 27 января 2020 - 11:23   (...)
Топ статья для доверчивых и невнимательных
Ответить

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментарием