adblock check

Будущее наступило незаметно: где в России и других странах уже работает беспилотный транспорт

Пока мы ждём появления такси без водителей, в промышленности, сельском хозяйстве и других сферах становится всё больше беспилотников

Говоря о беспилотных автомобилях, мы сразу думаем про автономное такси или личный транспорт, в котором можно одним глазом следить за автопилотом, а другим — читать книгу или смотреть сериал. Это нормально — в СМИ если и говорят о беспилотниках, то чаще всего именно в таком контексте. Однако это слишком узкий взгляд на технологию.

Правда в том, что беспилотный транспорт уже вокруг нас. С каждым месяцем его становится больше. Только мы этого не замечаем, потому что в большинстве своём редко соприкасаемся со сферами, где он работает.

Беспилотные комбайны уже закупили в нескольких регионах России — они отлично показали себя на испытаниях

Летом на полях Ростовской области начали использовать для уборки зерновых комбайны-беспилотники. На них установлена система автономного управления, разработанная российской компанией Cognitive Pilot (совместное предприятие Cognitive Technologies и «Сбера»). Результаты эксперимента впечатлили.

  • Прямые потери урожая сокращаются на 8-13 %.
  • Расход топлива снижается на 5%.
  • Уменьшается влияние человеческого фактора — комбайнёры меньше устают, лучше выполняют другие задачи.
  • Снижается количество аварий и поломок.

В начале ноября опубликовали результаты тестирования комбайнов в 35 регионах России. С июня по октябрь 2020 года машины, оборудованные системой Cognitive Agro Pilot, обработали более 160 тысяч гектаров и собрали свыше 720 тысяч тонн урожая. Масштаб экономии составил более 500 миллионов рублей. Такого результата удалось добиться благодаря снижению затрат на топливо и сопутствующие материалы, сокращению времени уборочной кампании. Позитивно сказалось и уменьшение человеческого фактора: комбайнёры не отвечают за движение и больше внимания уделяют другим аспектам уборки урожая.

Увидев экономическую выгоду от использования беспилотных технологий уже во время тестовых запусков, аграрные предприятия начали ставить их на свои комбайны. По состоянию на 1 сентября система Agro Pilot была установлена на 350 машин. Компания «Русагро» сделала ещё один крупный заказ — 242 комплекта оборудования для модернизации комбайнов. Благодаря этому беспилотники появятся на полях Белгородской, Тамбовской, Курской и Орловской областей, в Приморском крае.

Будущее наступило незаметно: где в России и других странах уже работает беспилотный транспорт
Даже самый опытный комбайнёр не даст такой точности, как беспилотная система / Фото: cognitivepilot.com

Огромные перспективы открывает и сотрудничество компании Cognitive Pilot с российско-германским агрохолдингом «ЭкоНива». Трехлетнее соглашение подразумевает внедрение беспилотной системы на технику в 35 регионах РФ. Так что количество комбайнов с автономным управлением будет только увеличиваться.

Будущее наступило незаметно: где в России и других странах уже работает беспилотный транспорт
Автоматизировать можно любой современный комбайн / Фото: cognitivepilot.com

Важно, что для внедрения системы автономного управления не нужно кардинально менять парк техники. Большую часть комбайнов, используемых крупными аграрными предприятиями, можно модернизировать. Следующий этап — установка систем автоматизации на все новые машины.

Беспилотные грузовики уже работают на территориях промышленных объектов

У применения беспилотных автомобилей много законодательных ограничений. Зато никто не мешает использовать их на закрытых территориях. Ещё в конце 2019 года «КАМАЗ» начал тестировать беспилотный грузовик, созданный в рамках проекта «Одиссей». Его предназначение — доставка комплектующих для собираемых машин. Он самостоятельно перемещается по территории завода между цехами.

Будущее наступило незаметно: где в России и других странах уже работает беспилотный транспорт
Ещё один элемент автоматизации производства — беспилотный грузовик-доставщик / Фото: kamaz.ru

А вот новость из апрельского дайджеста российских изобретений и достижений — «КАМАЗ» успешно протестировал свои грузовики в Арктике. Машины с автономным управлением без происшествий преодолели 2500 километров на Восточно-Мессояхском месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе. Грузовики передвигались по заданному маршруту с высокой точностью, распознавали препятствия и прогнозировали траекторию движения с учётом дорожной обстановки. В конце 2019 года «КАМАЗ» с беспилотным управлением начал работать на одной из шахт Кузбасса. Грузовик умеет объезжать препятствия, перестраиваться, распознавать перекрёстки, идентифицировать дорожные знаки.

Будущее наступило незаметно: где в России и других странах уже работает беспилотный транспорт
Беспилотные грузовики приносят пользу уже сейчас / Фото: kamaz.ru

За рубежом тоже внедряют автономные машины. Например, в Норвегии на одном из карьеров работают грузовики Volvo без водителей. Они возят породу по закрытой территории — для этого не требуется разрешение властей.

Беспилотное метро — распространённая практика, просто многие пассажиры об этом даже не подозревают

Беспилотные автобусы вряд ли скоро появятся на дорогах, а вот беспилотное метро — обыденность. За рубежом автоматические составы работают уже более 30 лет. Например, во Франции первое беспилотное метро запустили в 1989 году. Сейчас такие составы есть на некоторых линиях в Великобритании, Германии, Испании, Бразилии, Японии, Малайзии, США, ОАЭ и других странах.

Один из самых ярких примеров — полностью автоматизированный метрополитен в Дубае. В составе не предусмотрена кабина машиниста. Пассажиры первого вагона через лобовое стекло видят туннель. Это автоматизация 4 класса. Подобные поезда есть в Копенгагене, Нюрнберге, Милане, Париже, Лондоне.

Будущее наступило незаметно: где в России и других странах уже работает беспилотный транспорт
У кого-то сбылась детская мечта — посмотреть на мир из кабины машиниста / Фото: undergroundexpert.info/

3 класс автоматизации требует, чтобы в кабине был машинист, который отвечает за открытие и закрытие дверей, а также реагирует на чрезвычайные ситуации. Такие поезда ездят в Сингапуре, Барселоне, Пекине.

2 класс автоматизации требует, чтобы машинист следил за препятствиями на путях. Такие системы есть в мадридском метро, на некоторых линиях в Сеуле. В России тоже ездят подобные поезда: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Никого это не беспокоит, потому что в кабине маячит машинист. Чем он конкретно занят — не имеет значения. Прямо как с гражданской авиацией. Все знают, что существует автопилот. Но многие бы рискнули сесть в самолёт без пилота?

Мы уже живём в век беспилотного транспорта, но ещё не готовы к его массовому применению

Выход беспилотного транспорта на дороги общего пользования — революционная идея. Для её воплощения придётся перестраивать инфраструктуру, менять законодательство и даже прививать людям новые привычки. Все эти процессы займут много времени — возможно, даже десятилетия, если говорить о массовом применении технологии.

Это подтверждают результаты опроса жителей Казани. В 2021 году в столице Татарстана планируют внедрить первое полностью беспилотное метро в России. Больше 48 % опрошенных считают, что метро с машинистами безопаснее, чем беспилотный состав. Только 10,5 % опрошенных заявили, что доверяют автоматике. Да, больше 40 % не смогли определиться с выбором. Но вряд ли все они будут со спокойным сердцем заходить в автоматизированные поезда, если власти Казани всё-таки реализуют свой проект. И это метро, в котором нет пешеходов, пробок, дикого трафика и безумных водителей.

На закрытых же территориях (или наоборот, на открытых полях) внедрить беспилотный транспорт значительно проще. Успешные примеры есть уже сейчас, так что через пару лет вряд ли кого-то можно будет удивить автономным комбайном или беспилотным грузовиком, который перемещается по производственным помещениям без участия человека.

Pochemuta
Пользователь
Комментариев пока нет
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...