Перспектива повсеместного внедрения беспилотного транспорта пугает людей. Один из главных страхов — рабочих мест станет меньше, а некоторые профессии вовсе исчезнут. Зачем нужны таксисты, если можно заказать через приложение беспилотное такси, которое молча довезёт до точки назначения? Зачем эксплуатировать труд дальнобойщиков, которые месяцами не видят ничего, кроме дороги, если есть автономные грузовики? С точки зрения прогресса на эти вопросы есть простой ответ — не за чем. Но кроме прогресса есть ещё люди, которые могут потерять работу.
Неутешительные результаты: только в Москве до 200 000 рабочих мест могут быть упразднены
В журнале «Форсайт», который выпускает Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», в начале этого года вышла статья о том, как беспилотный транспорт меняет облик наших городов. Её авторы на примере Москвы предложили четыре сценария развития событий.
- Стагнация — низкая скорость внедрения беспилотных технологий и слабое развитие совместного использования (в частности, каршеринга). Беспилотники появляются, но это не массовое явление.
- Совместное использование — низкая скорость внедрения беспилотных технологий и активное развитие совместного использования. Вместо каршеринга будет появляться райдшеринг — поездки на автономных автомобилях большой вместимости по общему маршруту.
- Роботизация — быстрое проникновение беспилотных технологий и слабое развитие совместного использования. Личный транспорт постепенно становится беспилотным, но каршеринг развивается плохо.
- Абсолютная мобильность — высокая скорость проникновения беспилотных технологий и активное развитие совместного использования.
Эксперты Высшей школы экономики посчитали, что вне зависимости от того, какой сценарий будет реализован, к 2035 году в транспортной сфере могут быть упразднены до 200 000 рабочих мест (2-3 % от общего числа в Москве). В первую очередь пострадают водители такси, курьеры, регулировщики и инспекторы ДПС. Но беспилотные технологии не выбросят их на обочину жизни. При желании они могут найти себе другие занятия, также связанные с транспортной сферой.
Беспилотные технологии — не полная замена человеку, а только помощник
В некоторых сферах беспилотные технологии не смогут заменить человека полностью. Самый яркий пример — автопилоты в гражданской авиации. Это самые совершенные автономные системы, которые есть сейчас. Но пилоты всё равно нужны — для контроля работы оборудования, принятия решений в экстренных ситуациях и сложных манёвров.
Менее очевидный пример — автономные технологии в сельском хозяйстве. Один из мировых лидеров на рынке беспилотной сельскохозяйственной техники — российская компания Cognitive Pilot. Её разработками пользуются в США, Бразилии, Китае.
В России беспилотные комбайны тоже не обделены вниманием. Летом и осенью 2020 года в разных регионах проходили испытания, по результатам которых Cognitive Pilot получила новые заказы. Например, компания «Русагро» заказала систему автономного управления для 242 зерноуборочных машин, которые работают в Белгородской, Тамбовской Курской и Орловской областях, а также в Приморском крае. В хозяйстве компании «Ростсельмаш» уже сейчас более 350 беспилотных комбайнов. Значит ли это, что примерно 600 комбайнёров потеряли работу? Конечно, нет.
По словам директора Cognitive Pilot Ольги Усковой, беспилотная система — это верный помощник, который выполняет за комбайнёра тяжёлую работу. Благодаря беспилотной технологии оператор фокусируется не на вождении машины, а на контроле других важных параметров уборки урожая. При этом благодаря уменьшению человеческого фактора на 30 % увеличивается общая производительность комбайнов, до 2 раз снижаются потери урожая, тратится меньше топлива. Но комбайнёр всё равно остаётся главным действующим лицом — просто теперь ему не нужно работать на износ и пытаться уследить сразу за всеми параметрами.
Вот так выглядит стандартная смена по уборке урожая без применения беспилотных технологий.
- Оператор должен аккуратно рулить и двигаться строго по прямой линии параллельно скошенному ранее участку. Нескошенные полосы = финансовые потери.
- Одновременно комбайнёр меняет режим уборки культуры. В зависимости от уровня зрелости, высоты и частоты стеблестоя нужно регулировать до 22 параметров, в том числе скорость движения.
- Периодически следует проверять качество зерна на выходе — то есть смотреть не только вперёд и в сторону, но ещё и назад.
Комбайны не выходят убирать урожай по одному — обычно машины двигаются группами. Поэтому приходится ещё и согласовывать действия с другими комбайнёрами. Всё это — в течение 12-14 часов. Внедрение автоматизированных комбайнов хотя бы немного снизит нагрузку на работников. Вот, например, отзыв механизатора об автопилоте: работать и правда стало проще.
Полностью автоматизированного будущего в сельском хозяйстве пока не предвидится. За рулём беспилотного транспорта ещё очень долго будет находиться человек, который контролирует работу автоматики и готов взять на себя управление при возникновении чрезвычайной ситуации. Для этого потребуются другие компетенции (как минимум придётся научиться пользоваться беспилотной системой), но вряд ли их приобретение станет проблемой для комбайнёров, которые и так привыкли управлять сложными машинами.
Водителей станет меньше, а рабочих мест — больше
Водители не потеряют работу в одночасье. По прогнозам организации Securing America’s Future Energy, в 2045-2055 гг. увеличение уровня безработицы из-за беспилотного транспорта составит от 0,06 до 0,13%. За этими процентами — человеческие судьбы, но назвать ситуацию критичной точно нельзя.
С внедрением беспилотного транспорта изменится рынок труда. Это будет происходить постепенно, в течение нескольких десятилетий. У людей, которые хотят и дальше работать в транспортной сфере, есть время на подготовку. Компания ZipRecruiter назвала топ-10 позиций на рынке труда в сфере беспилотного транспорта:
- Инженер по программному обеспечению.
- Менеджер по работе со стратегическими партнёрами.
- Техник полевой службы.
- Промышленный инженер.
- Менеджер по сопровождению клиентов.
- Инженер беспилотных решений.
- Инженер функциональной безопасности.
- Инженер программного обеспечения по беспилотной навигации.
- Инженер-робототехник.
- Инженер-электрик.
Овладеть этими профессиями сложнее, чем стать водителем или курьером. Но за пределами этой десятки есть и другие, не инженерные вакансии. Для внедрения новых технологий нужны специалисты в области безопасности и тестирования. Для поддержания работы автопарка потребуется огромное количество специалистов по сервисному обслуживанию.
Вывод простой: хотите работать — приобретайте новые компетенции
Согласно докладу Goldman Sachs, к 2025-2030 гг. продажи беспилотных автомобилей будут составлять лишь 20 % от всех продаж автомобилей. Те, кто работают водителями сейчас, успеют завершить карьеру, прежде чем их услуги станут ненужными. Более молодые водители могут переквалифицироваться в специалистов технического обеспечения — потребность в них с годами будет только расти.
Без работы из-за беспилотных автомобилей останутся только те, кто категорически не хочет развиваться и меняться. Но это точно не проблема технологии, которая призвана улучшить качество жизни и заметно снизить количество смертей на дороге.