Если у заядлого геймера в середине 90-х прошлого столетия спросить о самых крупных игровых студиях, то он, вероятно, назовёт EA, Nintendo и парочку локальных разработчиков, названия которых он видел на дисках, купленных в локальном магазине. Про Rockstar North тогда мало кто слышал — мелкая студия выпускала кровавые экшены с плоской графикой и видом сверху, неплохо их продавала, но ничего выдающегося не создавала. А вот в 2001 году эта малоизвестная команда выстрелит на весь мир, представив 3D-игру GTA 3 с передовым геймплеем, неплохой графикой и запоминающимся сюжетом. Игру пройдут до дыр, чит-коды к ней многие помнят до сих пор, плюс релиз заложит фундамент для дальнейших культовых проектов уже Rockstar Games.
Но как игра ощущается сейчас, спустя более чем двадцать лет эволюции рынка видеоигр? Я решил получить ответ на этот вопрос, предварительно закрыв глаза на графику — всё же за такой внушительный период люди успевают безбожно состариться, что уж говорить о картинке в игре. И да, сразу оговорюсь, что я проходил оригинальную игру (с модами для адекватного разрешения на современном мониторе), а не в ремастер от команды индусов, воспоминания о котором лучше стереть из памяти раз и навсегда.
Доверился преступнице — жди беды
Главного героя GTA 3 на деле зовут Клод, но эту информацию удалось «вытянуть» из ресурсов игры, тогда как за всю сюжетную линию его ни разу по имени не назовут, именуя просто «Парнем». И жизнь у «Парня» изначально пошла по неправильному пути — он промышлял различными нелегальными делами, а потом на гонках познакомился с возлюбленной Каталиной, с которой решил переехать в Либерти-Сити (виртуальный аналог Нью-Йорка) и грабить банки. Парочка в духе Бонни и Клайда совместно с колумбийским картелем с задачей успешно справлялась, но под конец одного из таких ограблений подружка решила возлюбленного кинуть — прострелила его из пистолета, после чего Клод отправился прямиком в тюрьму.
Правда, добраться до камеры ему было не суждено — на грузовик, который перевозил его нового товарища и некого старого китайца, напали, подорвав мост и освободив заключённых, которые решили остаться в Либерти-Сити и заняться тем, что умеют лучше всего — грабить, убивать, угонять, жечь и взрывать. В процессе наш главный герой познакомится с множеством колоритных персонажей, но суть всего сюжета заключается в попытках Клода найти постоянную работу у той или иной мафии — для этого он начинает с нуля, выполняя мелкие поручения, но постепенно, набираясь уважения, переходит на более сложные дела.
Проблема в том, что все «работодатели» главного героя в определённый момент его кидают, да и в целом обстановка в городе очень напряжённая, так как каждая банда и мафия хочет убить конкурента. А так как конкуренты все для всех, то главари мрут как мухи, вынуждая «Парня» постоянно бегать между кланами в попытках добраться до вершины. И при выполнении задания от очередного босса он встречает свою старую знакомую Каталину, которая отлично проводит время, зарабатывая деньги всё тем же, но уже с новым возлюбленным. До завершения сюжета она ещё разок кинет Клода, после чего тот твёрдо решит отомстить старой подружке самым кардинальным образом.
Если говорить откровенно, то сюжет мне явно зашёл — он написан в духе «Крёстного отца» и культовых фильмов про бандитский Детройт или Чикаго 60-х, когда парни вроде главного героя подрывали врагов, убивали, похищали и возили в багажнике целый арсенал. История наполнена яркими персонажами, неожиданными событиями и поворотами судьбы, в ней нет (практически) нелогичных поступков или глупых смертей просто для галочки. У каждого персонажа есть вполне понятная мотивация, они все хорошо запоминаются и, что самое главное, выводят на эмоции. По сюжету этой игры вполне можно снять фильм с оценкой в 7 из 10 — куда лучше, чем половина того, что снимают в Голливуде.
От «подай-принеси» до опытного киллера на спорткаре
В самом начале пути главного героя бандитские синдикаты и их боссы воспринимают как мальчика на побегушках (собственно, в оригинале Клода частенько называют «Kid» — «малыш»), которому дают очень простенькие задания. Например, нужно взять машину и отвезти девушку из сферы услуг к её потенциальному клиенту, либо отправиться на задание и убить конкурентов, забрав наличку из их карманов. Но, к счастью, довольно быстро главному герою дают более интересные задачи, повышая уровень интереса к прохождению сюжетной линии, ведь это абсолютно линейная игра и без завершения квестов узнать больше истории не выйдет.
Моя любимая миссия связана с красивым устранением конкурента, когда главный герой угоняет машину, потом добирается до удалённого гаража, где транспорт минируют, а потом очень аккуратно ставит машину на место и ждёт, пока цель сядет в транспорт и взлетит на воздух. Ещё массу удовольствия принесло задание с разрушением бронированного автомобиля, когда нужно было не только врезаться во вражеский транспорт, но и попутно сносить полицейские машины, которым происходящее на дороге не сильно понравилось. И на самом деле таких необычных миссий здесь очень много — если откинуть несколько повторяющихся сайдквестов, то почти все задания уникальны.
Но самое приятное в том, что во всех заданиях, которые мы будем выполнять, присутствует присущая тем бандитским временам логика. Например, если банды начали продавать свои незаконные вещества на улицах, то нужно снести их ларьки и лишить прибыли. Если враг достаточно ослаб или начал вести себя слишком уж вольно, то нужно уничтожить главаря картеля и забрать его территории — именно этим мы и будем заниматься, убивая главарей ведущих преступных группировок среди бела дня. За всё время выполнения этих миссий я ни разу не спросил себя о том, зачем я это делаю, потому что всё было предельно просто и понятно — это уже огромный плюс.
При этом очень приятно было наблюдать за тем, как главный герой от миссии к миссии растёт. Сначала мы дрались с битой в руках в каких-то переулках, выбивая кэш из местных наркоторговцев, затем стреляли из автоматов и бросали гранаты посреди города, а потом вовсе превратились в киллера со снайперской винтовкой в руках и сотнями тысяч долларов в кармане. Именно эту прогрессию и хочется видеть в видеоиграх — персонаж, который появился на экране неопытным, бедным и простым до мозга костей, спустя несколько часов уже бъётся с крупными шишками, рассекает на лодке и сидит с теми самыми шишками за одним столом.
Развлекай себя сам — для этого есть всё необходимое
Авторы проекта придерживаются идеи, что за пределами сюжетной линии игрок должен, если сам того хочет, получать удовольствие от взаимодействия с окружающим миром в том формате, который ему подходит. Кто-то будет получать удовольствие просто от езды по городу под неплохую музыку из радио, прохождения второстепенных заданий (а их здесь вагон и маленькая тележка), изучения точек интереса на весьма обширной карте или угона стильных транспортных средств у прохожих. Но на деле, безусловно, большинство активностей в игре созданы специально для психопатов.
Чем чаще всего занимаются геймеры между миссиями в любой GTA? Давят прохожих своими машинами, устраивают перестрелки с копами, пытаются скрыться от погони, разносят всё на своём пути, грабят NPC, бросают гранатами с крыши зданий и получают удовольствие от прочего рода утех из этого направления. Не буду скрывать — сам этим занимался не один час и получал море удовольствия. Нет ничего лучше, чем набить максимальное количество звёзд, напечатать себе танк с неба, а потом палить по всем вокруг, получая море эмоций от происходящей на экране вакханалии. Ведь именно для этого серия и создавалась — она позволяет выпустить пар без вреда для реального мира.
Но в этой побочной активности заключается и одна из самых больших проблем игры — геймеры, вдоволь насладившись боевиком на экране, довольно часто сюжетную линию до конца так и не прошли. С большой долей вероятности многие геймеры даже не знают, что находится по ту сторону взорванного моста, а это примерно 3-4 часа прохождения сюжетной линии. Собственно, современная игровая индустрия наступает всё на те же грабли — крупные издатели выпускают ААА-релизы, в которых 10% сюжета, а 90% времени игрок должен сам искать себе занятия. А так как игрок устаёт или ему просто лень, то проект «умирает» в глазах пользователя ещё до того, как сможет раскрыть себя.
Отзыв: 8 из 10
Безусловно, у игры есть свои недостатки, но они, по большей части, связаны со скудным бюджетом студии на разработку. Например, если в GTA V процесс ограбления банка или ювелирного магазина представляет собой полноценный игровой процесс от подготовки до вывода награбленного, то в третьей номерной части герой выступает лишь водителем — принять участие в ограблении ему не дают. Просто потому, что создавать целую механику ограбления тогда не было сил и ресурсов. И, конечно, аналогичные недостатки имеются у ИИ, физики транспорта, оружия и даже управления — всё можно было бы сделать гораздо лучше, будь у студии денег в три раза больше.
Но, с другой стороны, даже со стажем в 20 лет, а по современным меркам это настоящий пенсионер индустрии, игра способна приносить эмоции и удовольствие. Довольно приличная сюжетная линия с множеством завихрений там, где их не ждёшь, огромный открытый мир, тьма оружия на любой вкус и цвет, явное развитие главного героя и ощущение, что ты волен делать всё, чего душа пожелает, — что ещё нужно? Шикарная возможность для «олдов» проверить мозги и вспомнить чит-коды на оружие, а более молодым геймерам — узнать о том, как и где всё начиналось.
✅ Преимущества
- Очень интересная сюжетная линия.
- Масса побочных заданий и активностей.
- Игра позволяет устраивать мясорубку на улицах.
- Настоящая атмосфера преступного Портленда 60-70-х годов.
- Приличный арсенал оружия и транспорта.
- Большой открытый мир, который можно исследовать в любом направлении.
❌ Недостатки
- Персонаж не умеет плавать.
- ИИ иногда слишком глупо себя ведёт.
- Автомобили — яркая демонстрация выражения «корова на льду».
- Обзор Call of Duty: Modern Warfare 3. Когда растянул DLC на целую игру и хочешь за это 70 долларов
- От плоской аркады до лучшей игры в истории: краткий экскурс в серию GTA
- Вспоминаем игры для смартфонов, в которые уже не поиграть (почти). Было качество, а не free-to-play
- 75+ игр на Android с поддержкой геймпада: гонки, шутеры, платформеры и не только
- 10 случаев, когда критики разгромили игру, а по версии геймеров она стала шедевральной