test adv
,

Porsche: софт уже строит софт, а машины превратятся в компьютеры на колёсах

В Porsche уверены, что работа разработчиков, которая уже невероятно важна в автомобилестроении, лихо преобразится в ближайшие годы

Программное обеспечение становится всё более важным вектором в развитии современных автомобилей. Мариус Михайловичи (Marius Mihailovici), управляющий директор Porsche Engineering Romania, в данном материале объяснил, почему работа программиста на фоне этого может очень сильно измениться в ближайшие 20 лет.

Да, современные автомобили действительно приводят в движение не только расположенный под капотом мотор, но и всевозможное компьютерное оборудование. В каждую машину сегодня устанавливается разветвлённая сеть электронных блоков управления — в среднем авто содержит от 70 до 100 подобных узлов. Электроника контролирует впрыск топлива, регулирует поведение тормозной системы, а также следит за поддержанием конкретной температуры внутри салона. Дальше — больше. С каждым годом сложность электронной начинки авто только увеличивается, и следующий шаг — высокопроизводительные вычислительные платформы, которые возьмут на себя ещё больше самых разнообразных обязанностей.

Более высокая вычислительная мощность компьютерных систем и увеличение глубины интеграции обусловлены ростом количества строчек кода и их сложности в каждом последующем автомобиле. 100 миллионов — вот это число в полной мере объясняет размах программного обеспечения в современных транспортных средствах. Приблизительно столько строчек кода в среднем нужно для корректной работы машины сегодня. Для сравнения: в софте самолёта Boeing 787 Dreamliner используется лишь 14 миллионов.

Отдельного внимания также заслуживают развлекательные и навигационные системы автомобилей — за софтом, обеспечивающим их работу, также стоит внушительное число строчек кода. К этому добавляется возможность подключения к системам актуального автомобиля смартфонов и других гаджетов, что невозможно без глубокой интеграции программного обеспечения. Да, на всём этом использование софта не заканчивается — он регулярно берёт на себя всё более сложные задачи. Наиболее важными фичами, которые будут востребованы в обозримом будущем, также могут стать обмен данными с другими участниками дорожного движения и инфраструктурой, облачное обновление транспортных средств и, конечно же, автономное вождение.

Разработка автомобильного программного обеспечения превращается во всё более сложную задачу. Это становится особенно очевидным в рамках соблюдения необходимых правил безопасности, индивидуальных требований каждого отдельного заказчика, а также бесконечных страниц технических условий. Более того, важную роль в данном вопросе также играет время: с одной стороны, есть предопределённый график эволюционного развития; с другой стороны, клиенты ожидают наивысшие результаты в заранее заданные даты.

Porsche: софт уже строит софт, а машины превратятся в компьютеры на колёсах
Мариус Михайловичи, управляющий директор Porsche Engineering Romania

Конечно, нужно также учитывать и длительные процессы официального утверждения, которые объясняет термин «омологация». Он определяет, в том числе, и то, что транспортные средства не выведут на рынок до тех пор, пока они не будут построены и приняты в определённом количестве. В конце концов, отрасль находится в регулярном движении, которое определяет необходимость максимально быстрой и гибкой работы. Всё дело в том, насколько часто случается, что сроки очень сильно сжаты, а цели постоянно меняются. Процесс разработки программного обеспечения ориентирован на финальный результат, поэтому корректирует свой вектор достаточно часто.

В городе Клуж на северо-западе Румынии разработчики программного обеспечения Porsche работают с инструментами, которые с самой положительной стороны зарекомендовали себя на протяжении последних 20 лет. Они используют максимально гибкие методы абсолютно везде, где это вообще возможно. Такие основаны на небольших этапах разработки, результаты которых проверяются в ежедневных раундах обратной связи. Отдельные команды наделены большой свободой и тесно сотрудничают, поддерживая друг друга любым возможным образом. Они ставят ежедневные задачи, а руководители, в большей степени, занимаются общим моделированием и следят за картиной происходящего в целом.

«Использование гибких методов и непрерывная интеграция обеспечивают наибольшую эффективность, а также предоставляют дополнительную ценность клиентам компании». (Мариус Михайловичи)

Ещё одной актуальной парадигмой разработки программного обеспечения является так называемая «непрерывная интеграция». Речь про высокоавтоматизированные процессы, в рамках которых отдельные программные элементы проверяются на готовность в конце каждого рабочего дня, чтобы убедиться в их возможности стать частью одной общей системы. Таким образом получается максимально быстро выявить возможные ошибки и устранить постоянно проявляющиеся проблемы. Использование гибких методов разработки и непрерывная интеграция обеспечивают наивысшую эффективность и предлагают дополнительную ценность клиентам — оно облегчает презентацию промежуточных результатов работы и предоставляет максимально быструю обратную связь.

В течение следующих пяти лет стоит рассчитывать на всё большее использование методов, которые описаны выше. Работа команды разработчиков будет ещё больше ориентирована именно на получение результата, а не потраченное время. Важность иерархии внутри команды и разделение на самоорганизующиеся группы с чёткими обязанностями станет максимально очевидной. Куда более распространённым окажется привлечение специалистов из разных уголков мира, которые будут работать удалённо, — важно не то, где именно находятся профессионалы своего дела, а то, на что они действительно способны в своей сфере. Ручное тестирование программного обеспечения будет заменено программным — софт фактически будет писать софт.

Границы между автомобилестроением и другими отраслями планомерно размываются

Современные машины становятся всё большей частью цифровой жизни своих водителей, поэтому технологический прогресс за пределами автомобилестроения также заставит переосмыслить очень многое. Яркий пример — автоматическое подключение смартфонов ко всем системам автомобилей при попадании внутрь салона. Мультимедийные возможности, навигация и коммуникации — всё это буквально сливается в одно целое.

Совершенствование подобных сценариев перевернёт с ног на голову работу разработчиков программного обеспечения Porsche и других компаний. Границы между типично автомобильным софтом и всеми остальными приложениями станут всё более и более размытыми, что потребует от специалистов определённого мышления. Чтобы понимать потребности современных клиентов компании, они должны и сами жить максимально цифровой жизнью. Только тогда они будут понимать, чего конкретно не хватает тому, кто садится за руль актуального автомобиля.

На разработку софта также повлияет архитектура электронных блоков управления

Судя по всему, в недалёком будущем все задачи внутри машины будут распределены между несколькими основными мощными агрегатами, а также рядом более простых подчинённых. Всё это будет отвечать и за дополнительные функции, которые выходят за рамки традиционных вроде мультимедийных развлечений, контроля трафика и коммуникаций. Современный автомобиль фактически превратится в компьютер на четырёх колёсах со своей операционной системой.

Методы работы разработчиков при этом не особенно изменятся. Впрочем, системы, с которыми они будут иметь дело, ждёт нешуточное преобразование. Они фактически лишатся обособленных компонентов, станут более иерархичными и получат общее программное обеспечение. Как и любой другой софт, такой научится регулярно обновляться. Он не будет таким же статичным, как сегодня, а начнёт динамично развиваться даже тогда, когда автомобиль будет находиться в руках у владельца.

Возможно ли будущее программного обеспечения без его разработчиков

Сначала кажется, что подобный вопрос переполнен абсурдом. Впрочем, некоторые эксперты полагают, что технологии искусственного интеллекта возьмут на себя полный контроль за развитием софта в ближайшие пару десятилетий — это не в последнюю очередь касается и автомобильной промышленности. Есть те, кто полагает, что роль человека при этом частично сохранится. Он будет расставлять рамки для нейронных сетей, модулировать архитектуру программного обеспечения, а также задавать задачи под конкретные требования, тестировать результат и постоянно корректировать его, пока качество софта не достигнет желаемого уровня.

В итоге разработчики должны будут представлять себе комплексную работу всей системы в целом и прогнозировать реакцию потребителей на её регулярное использование. Процесс разработки софта точно будет более клиентоориентированным и уйдёт из-под жёсткого контроля производителей. Впрочем, есть одна важна вещь, которую сегодня очень сложно себе представить, — программное обеспечение без ошибок. Они будут всегда, поэтому искусственный интеллект также важно научить искать их и исправлять под чётким присмотром разработчиков наивысшего уровня.

Источник: Porsche Engineering Magazine.


Последнее изменение:
 

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментарием