Хотя полёты на самолётах давно стали обыденностью, многие тонкости данного вида транспортных средств до сих пор остаются неизведанными. Например, вы хотя бы раз задумывались о том, что самолёт нужно мыть? И речь не про уборку салона транспортного средства, где клининговые компании протирают каждый подголовник, кнопку и спинку сидений, дабы клиенту было комфортно, а о том, чтобы помыть кузов «стальной птицы» на манер того, как автолюбители моют свои машины. Да, в это тяжело поверить, но самолёты тоже нужно мыть, и делают это достаточно часто — на то есть несколько веских причин.
Почему моют самолёты
Первая причина, по которой огромное транспортное средство моют с ног до головы, заключается в том, что авиакомпании очень хотят, дабы их самолёты хорошо выглядели — фактор внешнего вида в авиаперелётах играет особую роль. Вероятно, не многие поклонники путешествий захотят садиться в самолёт, который весь покрыт пылью, отходами от работы мощных авиационных двигателей, остатками насекомых и даже птиц, ведь такой транспорт не внушает доверия и у клиентов могут возникнуть вопросы относительно технической надёжности самолёта. Так что авиакомпании демонстрируют свои летательные аппараты перед посадкой с блестящим на солнце кузовом без следа грязи и пыли.
Вторая причина заключается в том, что если самолёт мыть и чистить с завидной регулярностью, то есть заметно больше шансов предотвратить возникновение коррозии. Дело в том, что случайный камень, ветка дерева или что-либо ещё, упавшее с небес (тот же град крупного размера), могут повредить лакокрасочное покрытие транспортного средства. В результате скола краски окружающая среда (повышенная влажность в облаках, кислотные дожди, лёд и многое другое) может существенно ускорить процесс износа металла — он просто заржавеет, а никто на ржавом самолёте летать, конечно же, не желает. Соответственно, в процессе мойки летательного средства специалисты замечают различного рода повреждения и это позволяет устранить механический скол, предотвратив возникновение коррозии. Если верить информации компании Sensors, только в 2018 году на борьбу с коррозией в сегменте коммерческих авиаперевозок потратили 5,67 миллиарда долларов.
Но есть ещё третья и, вероятно, самая важная причина, по которой авиакомпании содержат свои самолёты в идеальной частоте. Всё дело в том, что накопившаяся грязь крайне негативно влияет на аэродинамическое сопротивление, что в конечном результате приводит к повышению расхода топлива. Повышенное трение, вызванное остатками грязи и пыли на фюзеляже самолёта, является основной причиной повышения сопротивления при полёте, а это очень дорогое удовольствие. Например, Дэйв Андерсон (Dave Anderson), инженер по лётным операциям компании Boeing, заявил, что повышение общего лобового сопротивления самолёта Boeing всего на 1% приведёт к увеличению расхода топлива на 56 700 литров в год. Это эквивалентно дополнительным расходам в 23 000 долларов на один самолёт за один год эксплуатации.
И кому-то может показаться, что эта сумма при учёте стоимости самолёта в десятки миллионов долларов не кажется такой уж значимой, но представьте, что на текущий момент в мире совершают полёты 25 000 коммерческих самолётов разных форм и размеров. Из них около 4 200 (17%) — Boeing 737. Соответственно, при повышении сопротивления лишь на 1% владельцы этих лайнеров теряли бы на топливе 96 600 000 долларов в год. А учитывая, что до 28% всех операционных расходов авиакомпаний уходит именно на закупку топлива, возможность сэкономить почти 100 миллионов долларов — весомая причина мыть самолёты.
При этом даже в процессе мытья самолёта некоторые авиакомпании придумали, как экономить деньги. Например, некоторые гиганты индустрии используют специальные установки, способные подавать воду под высоким давлением, а также добавлять в подаваемую жидкость специальные моющие средства. Это чем-то напоминает автомобильную мойку самообслуживания, только габариты транспорта больше. Но есть авиакомпании, которые используют специальные «химчистки» с последующим протиранием фюзеляжа при помощи швабр — в Emirates удаётся за счёт данного метода экономить 11 734 776 литров воды в год. В любом случае на мойку самолёта уходит всего 30 минут, но независимо от того, моют «птицу» в ангаре или обдают моющим средством под открытым небом, можете быть уверены — всё это заложено в цену билета.