adblock check

Почему производители автомобилей до сих пор используют глиняные модели

Современные технологии повлияли на процесс проектирования, но дизайнеры всё равно предпочитают глину

Многие люди, которые не сильно интересуются рынком автомобилей и не погружаются в детали их разработки, будут сильно удивлены, когда услышат об изготовлении крупнейшими компаниями мира глиняных моделей транспортных средств в процессе проектирования практически любой новинки на современном рынке. Но на самом деле это далеко не новость — создавать «копии» автомобилей из глины производители начали десятилетия назад, задействуя этот метод как для серийных моделей, так и для концепт-каров любого масштаба. Кроме того, даже сейчас, несмотря на то, как далеко шагнули современные технологии с тех пор, как автомобильная промышленность в целом зародилась, подавляющее большинство автомобильных производителей вкладывает уйму времени и денег на создание визуальных прототипов автомобилей из глины в масштабе 1:1.

Да, 3D-моделирование используется очень активно, иногда крупные бренды даже применяют технологии на базе виртуальной реальности в процессе проектирования новой модели, но аналоговый подход всё равно имеет место быть, и его, вероятно, в ближайшее время ни одна из передовых разработок вытеснить не сможет. Более того, все крупные автомобильные компании отказываются оставить глиняные модели в прошлом в пользу более экономичных (и экономящих физическое пространство) методов проектирования. И не потому, что цифровых технологий ещё нет или они несовершенны, а из-за того, что цифровое проектирование никогда не сможет предоставить те же существенные преимущества, что и физическая модель автомобиля.

На самом деле не вся модель изготовлена из глины

Перед тем, как создавать модель автомобиля в масштабе 1:1, производители обычно выпускают малогабаритный глиняный прототип, производство которого относительно простое. Дизайнерам нужно лишь изготовить базовую форму транспортного средства из пенопласта, после чего его обмазывают глиной, наращивая и формируя конечную форму кузова будущего автомобиля. После того, как внешний вид одобрен исходя из предварительных эскизов главного дизайнера, приходит время собрать более крупную версию транспортного средства — полномасштабные глиняные модели собирают по очень схожему принципу, но они крупнее и сложнее.

Почему производители автомобилей до сих пор используют глиняные модели

Обычно производитель строит из металла довольно грубый каркас автомобиля, который после этого заполняется тем же пенопластом, чтобы придать «заготовке» форму. После этого специалисты наносят поверх каркаса достаточно толстый слой глины толщиной в несколько сантиметров, а затем скульпторы и дизайнеры внимательно изучают внешний вид автомобиля и начинают вносить множество различных изменений. Некоторые из правок довольно заметны, а другие можно рассмотреть лишь при очень внимательном изучении. Процесс продолжается до тех пор, пока все детали не будут выглядеть так, как хотят дизайнеры. И, конечно, эту цепочку действий повторяют до тех пор, пока модель не будет окончательно сформирована.

Безусловно, в определённых сценариях нужно кардинально изменить форму какой-то детали или поверхности — для этого добавляется больше глины, после чего контуры разглаживаются. Или же иногда линия или кривая может быть сдвинута буквально на миллиметры — в этом случае скульпторы аккуратно счищают излишний материал или наращивают слой. Специалисты отмечают, что путь от эскиза до готового к серийному производству автомобиля может занимать несколько лет — и львиная доля этого времени приходится на доработку модели из глины.

Процессы меняются, но модель из глины остаётся

Хотя большинство крупных автопроизводителей не планируют отказываться от глиняных моделей транспортных средств, процесс моделирования всё же немного изменился, поскольку передовые цифровые технологии стали более качественными и доступными. Если раньше процесс проектирования состоял исключительно из эскизов на бумаге и лепки модели из глины, то теперь он более рационален (хотя в конечном итоге всё равно всё осталось на лепке и эскизах). Например, теперь 3D-моделирование на компьютере активно «встраивают» между этапами разработки транспортного средства, а иногда даже интегрируют работу с VR-технологиями, чтобы предоставить дизайнерам более детальное представление о том, над чем ведётся работа и на какой она стадии.

Почему производители автомобилей до сих пор используют глиняные модели

Безусловно, 3D-моделирование совершенно не заменяет глиняные модели, но работает в роли ещё одного формата эскиза, который можно легко корректировать и использовать. Также начальный этап «строительства» автомобиля теперь представлен в более рациональном формате, так как компании используют большие ЧПУ-станци. Им можно запрограммировать нужную форму, после чего станок самостоятельно фрезерует (буквально за одну ночь) грубую модель из глины, придавая ей приблизительный силуэт будущего транспортного средства. И после этого дизайнеры со скульпторами могут приступить к сглаживанию поверхности, вырезанию деталей и прочим доработкам дизайна.

Компании не переходят исключительно на 3D — на то есть причины

Основная причина, по которой глиняные модели никуда не исчезают в крупных компаниях, несмотря на их высокую стоимость и требования по времени, необходимое для изготовления полноразмерного варианта, заключается в том, что какими бы цифровые технологии ни были передовыми, они не могут заменить физическую модель в масштабе 1:1. На цифровой макет можно посмотреть на экране монитора, но дизайнер не может оценить транспортное средство в его полноценном масштабе.

Почему производители автомобилей до сих пор используют глиняные модели

В случае попытки перейти от 3D-модели к физической модели очень часто возникает множество моментов, требующих серьёзной доработки. И когда необходимо внести какие-то изменения в конструкцию кузовного элемента для оптимизации воздушного потока или исключительно с визуальной точки зрения, скульптор может вмешаться и внести правки в дизайн автомобиля в режиме реального времени. Все его коллеги при этом мгновенно увидят результат, получив полную картину в ту же секунду.

Почему производители автомобилей до сих пор используют глиняные модели

И, безусловно, наличие полноразмерной модели реального транспортного средства существенно упрощает процесс испытания на аэродинамику, результаты которого обычно более точные, чем в случае с 3D-моделью. А поскольку модель выполнена из глины, дизайнеры перед повторным испытанием могут внести мелкие корректировки в конкретные детали экстерьера, чтобы улучшить показатели автомобиля. Это же относится к освещению — дизайнеры могут вывезти глиняную модель на улицу или в специальный шоу-рум, чтобы посмотреть на автомобиль под различными источниками света, оценив то, как модель выглядит в определённых сценариях. Так что на текущий момент никакой замены этому процессу попросту нет.

Это перевод статьи SlashGear.

Автомобили Автомобили
10,6K участников
Вступить
Комментариев пока нет
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...