Компания NVIDIA позиционирует видеокарту RTX 5080 как оптимальное решение для запуска игр в разрешении 4К — примечательно, что предшественника в лице RTX 4080 позиционировали точно так же. При этом новинка получила 16 ГБ видеопамяти, то есть вдвое меньше, чем у RTX 5090, да и шина здесь попроще — всего 256 бит. С другой стороны, производительности графического чипа должно быть предостаточно, чтобы геймеры могли играть в свежие и грядущие ААА-релизы в UHD-разрешении. Но насколько на самом деле RTX 5080 лучше предыдущих моделей и стоит ли отдавать за неё свои деньги? Самое время дать ответы на эти вопросы.
Дизайн корпуса
Модель RTX 5080 Founders Edition может похвастаться слегка обновлённым фирменным дизайном от NVIDIA с двумя вентиляторами в системе активного охлаждения. Визуально отличить графический ускоритель от RTX 5090 невозможно (если не учитывать разницы в габаритах, естественно), при этом на тыльной панели у видеокарты теперь имеются отверстия для циркуляции воздуха. Более того, инженерам компании удалось разместить столь производительное новое железо в корпусе, который занимает всего два слота в компьютере. Хорошая новость, что длина корпуса модели составляет всего 30 см при весе 1,6 кг — провисать видеокарта не должна даже без подставки.
Кроме того, производитель решил поработать над тем, чтобы кабель питания видеокарты не перегревался и не плавился под нагрузками. Для этого разъём на 16 пинов решили слегка утопить в корпусе графического ускорителя, да ещё и под небольшим углом. В результате, теоретически, кабель питания не будет перегибаться при подключении, что нивелирует проблему с перегревом даже при передаче мощности в 600 Вт (на деле больше 400 Вт RTX 5080 в референсном исполнении не потребляет). Из недостатков стоит отметить подсветку на логотипе и вокруг сегментов с вентиляторами — её нельзя настроить по цвету, яркости или хотя бы отключить.
Производительность и тесты
Естественно, покупать видеокарту RTX 5080 для запуска игр в разрешении 1080р никто не станет, потому что для Full HD это слишком мощное решение. Вероятно, киберспортсменам такой сценарий ещё может показаться выгодным, но всем остальным — нет. С другой стороны, для наглядности новинку прогнали в 25 видеоиграх в данном разрешении, чтобы продемонстрировать усреднённую производительность. При максимальных настройках графики без трассировки лучей в среднем модель продемонстрировала 204 FPS, но на финальный результат сильно повлияла CS2, набравшая под 500 кадров в секунду. В более требовательных играх частота находится на уровне около 120 FPS.
А если сравнить RTX 5080 с конкурентами, то окажется, что модель хотя и обошла почти всех, уступив лишь RTX 4090 и RTX 5090, но отрыв всё же не настолько значительный. Например, RTX 4080 Super набрала 190 FPS в тех же сценариях, то есть новинка оказалась мощнее всего на 14 FPS или около 7%. Более того, RTX 4080 показала 187,8 FPS — разница в производительности действительно очень незначительная. Да и RX 7900 XTX ушла не так уж далеко со средними 184 FPS. Соответственно, речи о двукратном преимуществе RTX 5080 над RTX 4080 не идёт — новинка мощнее в пределах 8-10%.
В разрешении 1440р, которое, скорее всего, является целевым для данной видеокарты, после тестов в 25 играх при максимальных настройках графики средняя частота кадров в секунду составляет 160 единиц. Правда, если внимательно присмотреться к графику, то можно заметить, что Black Myth Wukong и Silent Hill опустились ниже 90 FPS, а многие требовательные ААА-релизы с трудом набирают 100 кадров в секунду. Это сложно назвать отличным результатом, ведь через два-три года свежие требовательные проекты могут оказаться на грани играбельных 60 FPS, не говоря уже про активацию трассировки лучей.
Кроме того, колоссального прироста производительности по сравнению с предшественниками в 2К-разрешении потенциальный владелец RTX 5080 тоже не получит — RTX 4080 Super в тех же тестах набирает 145 FPS, то есть уступает новинки примерно 9% мощности. Базовая RTX 4080 набрала 143 кадра в секунду — разница, безусловно, заметна, но это немного не то, что обещала NVIDIA в рамках анонса. Например, RTX 5090 в 1440р набирает 217 кадров в секунду — даже она не может похвастаться производительностью, которая в два раза превосходит RTX 4080.
В самой NVIDIA позиционируют RTX 5080 как решение для запуска современных игр в 4К-разрешении на максимальных настройках графики, но это, к сожалению, применимо далеко не ко всем релизам. Да, после тестов в 25 играх видеокарта продемонстрировала среднюю частоту кадров на уровне 97 FPS, что можно назвать вполне играбельным уровнем, но если присмотреться к играм по отдельности, то возникнут вопросы. Например, в Black Myth Wukong, Silent Hill, Stalker 2 и Star Wars Outlaws видеокарта не может показать стабильные 60 FPS. В других менее требовательных проектах частота кадров находится на грани этой отметки — лишь в редких играх можно увидеть 90 FPS.
Да и если посмотреть на сравнение с конкурентами, то можно заметить, что видеокарты прошлых поколений показывают почти идентичные результаты — RTX 4080 Super, RX 7900 XTX и RTX 4080 набрали 85, 84 и 84 FPS соответственно. Проблема в том, что разница в 8-12% в 4К-разрешении не кажется такой уж огромной, особенно если учитывать, что все четыре видеокарты набрать заветные 60 FPS в некоторых играх не могут уже сейчас. А через пару лет владельцу этой модели придётся либо переходить на 2К-разрешение, либо переключать настройки на средние.
Трассировка лучей
В плане трассировки лучей RTX 5080 Founders Edition проигрывает по производительности только RTX 4090 и RTX 5090 — флагманам прошлого и текущего поколений. Все остальные видеокарты заметно уступают новинке — RTX 4080 Super и RTX 4080 отстали от собрата на 10% и 11% соответственно.
При этом, если посмотреть на результаты тестов в играх, можно заметить, что при активации трассировки лучей видеокарта теряет от 35% до 50% от частоты кадров, что весьма существенно даже для столь производительного решения. Например, в Alan Wake 2 в 4К-разрешении FPS падает до 37 кадров в секунду, что вполне можно назвать неиграбельным состоянием. А в Cyberpunk 2077 ситуация ещё хуже — там карта выдаёт 35 FPS.
Но если играть в 2К-разрешении, то в большинстве релизов можно получить заветные 60 кадров в секунду.
Производительность за доллар
Флагманская видеокарта, что вполне ожидаемо, показала далеко не лучшие результаты в плане соотношения производительности к цене. Например, более доступные решения предыдущих поколений за свои деньги дают больше — RTX 4070 Ti Super, RTX 4070 и даже RTX 3060 Ti можно смело назвать более выгодным приобретением.
С другой стороны, новинка оказалась гораздо интереснее по данному параметру, чем RTX 4070, RTX 4090 и, естественно, RTX 5090. И на самом деле этот параметр очень важен для потенциального покупателя, так как можно наглядно увидеть, что за внушительную доплату за тот или иной флагманский продукт геймер получает лишь незначительный буст по частоте кадров.
Температура и шум
Хотя обычно видеокарты от компаний-партнёров поставляются с более продвинутой системой охлаждения, на данный момент RTX 5080 Founders Edition демонстрирует очень приличные показатели температуры. Например, в режиме простоя с отключёнными вентиляторами модель работает при температуре в 38 °C (аналогичные параметры у кастомной RTX 5080 от компании GALAX) — RTX 5090 в простое нагревается до 50 °C. При этом под нагрузкой референсная видеокарта нагревается до 67 °C на графическом чипе и до 74 °C на чипах памяти. Это более чем достойный результат, особенно если учесть, что вентиляторы в активной системе охлаждения работают на скорости 1493 оборота в минуту.
Если же говорить про уровень шума, то ничего удивительного видеокарта показать не может — под нагрузкой она издаёт звук громкостью 36,8 дБа. Например, даже RTX 4090 работает лише, не говоря уже про RTX 4080 или RTX 4080 Super. Безусловно, в закрытом корпусе такой уровень шума не должен стать проблемой, особенно если учесть, что любые звуки до 40 дБа можно назвать комфортными для человека.
С другой стороны, назвать модель тихой тоже язык не поворачивается, особенно если учесть, что предыдущее поколение местами работает с меньшим уровнем шума, предоставляя большую производительность в играх (речь про RTX 4090).
Энергопотребление
В режиме простоя видеокарта RTX 5080 Founders Edition потребляет целых 20 Вт — это относительно много, так как RTX 4080 Super, для примера, потребляет всего 13 Вт. Если же говорить про игровые сценарии, то энергопотребление данной модели составляет 325 Вт — это больше, чем у RX 7900 XT, RTX 4070 Ti Super и RTX 4080 Super.
Но, с другой стороны, RX 7900 XTX и RTX 3090 потребляют ещё больше, предоставляя примерно соизмеримую производительность. Интересно, что с активацией трассировки лучей видеокарта потребляет 332 Вт, то есть прирост не такой уж большой, а максимальное энергопотребление составляет 375 Вт.
Отзыв
Если говорить про «чистую» производительность без трассировки лучей и DLSS, видеокарта RTX 5080 продемонстрировала прирост производительности в 14% в 4К-разрешении по сравнению с RTX 4080 Super и 15% по сравнению с базовой RTX 4080. Это определённо намного меньше, чем ожидали геймеры со всего мира, и гораздо меньше того прироста, который показала RTX 5090 по сравнению с RTX 4090. И, конечно, обещание Дженсена Хуанга о том, что RTX 5080 будет в два раза мощнее RTX 4080, на деле оказалось банальным маркетингом — новинка не смогла в два раза обойти даже RTX 3080.
Кроме того, хотя новинку можно назвать хорошим решением для 4К-разрешения, при активации трассировки лучей играть без DLSS будет просто невозможно. Или же можно использовать RTX 5080 в 1440р — это позволит получить высокую частоту кадров, дабы получать преимущества от мониторов с высокой герцовкой. И хотя геймерам, вероятно, хотелось бы не 16 ГБ видеопамяти, а 24 или 32 ГБ, на деле на данный момент объёма более чем хватает — RX 7900 XTX с 24 ГБ всё равно проигрывает во всех игровых тестах. Более того, меньший объём памяти сделает новинку непривлекательной для энтузиастов и тех, кто хочет работать с ИИ, а это, теоретически, решит проблему с дефицитом на старте продаж.
При этом RTX 5080 Founders Edition выглядит очень привлекательно, она может похвастаться адекватным охлаждением и относительно тихой работой в закрытом корпусе. Энергопотребление на уровне 325 Вт в играх можно назвать достойным — видеокарта весьма эффективна в этом вопросе. Если же затронуть вопрос стоимости, то данная модель стоит 1000 долларов (рекомендованная розничная цена) — как и RTX 4080 Super на релизе. Так что геймеры, которые только собираются собирать ПК, могут смело брать RTX 5080, но обновляться с версий RTX 4080, вероятно, нет никакого смысла — прирост производительности мизерный.
Преимущества
- Поддержка DLSS 4.
- Компактный корпус на два слота.
- Высокая энергоэффективность.
- Вентиляторы останавливаются в простое.
- Поддержка HDMI 2.1 и DisplayPort 2.1.
- Наличие PCI-Express 5.0.
Недостатки
- Мизерный прирост производительности от поколения к поколению.
- Слишком высокое энергопотребление в режиме простоя.
- Вентиляторы могли бы работать тише.
Это перевод обзора TechPowerUp.
Самое смешное (или печальное?) то, что в FullHD гейминге достаточно и 3080, а вот 4К в некоторых играх не вытягивают даже топовые решения.
Так что смотреть в сторону 5080 есть смысл только владельцам 3080 и слабее.
но я видел в сети футажи… я бы так играть не стал, это бред)