Выход первой игры с «настоящей» трассировкой лучей – Metro Exodus – существенно подстегнул интерес к видеокартам семейства RTX. Споры «стоит-не стоит» вспыхнули с новой силой, у каждой стороны хватает аргументов. Но, как оно обычно бывает, впечатление – штука субъективная, и взаимные попытки убедить друг друга в собственной правоте ни к чему не приведут. А оценивать рынок видеокарт двухтысячной серии периодически стоит, потому как с каждой вышедшей игрой целесообразность покупки видеокарт, способных в трассировку лучей на лету, растет. Вот на тест приехала габаритная 2080 от MSI. Посмотрим, как она в деле.
Технические характеристики
- Графический процессор: TU104
- Потоковых процессоров: 2944
- Текстурных блоков: 184
- Блоков ROP: 64
- Частота графического процессора: 1515 – 1980 МГц
- Объем видеопамяти: 8192 Мбайт
- Частота видеопамяти: 1750 (14000) МГц
- Шина памяти: 256 бит
- Видеовыходы: USB Type-C, HDMI, 3x DisplayPort
- Занимает слотов в системном блоке: 3
- Разъемы питания: 2x 8 pin
- Габариты: 268 x 114 x 50 мм
- Цена: 50 000 рублей
Упаковка, внешний вид
Поставляется видеокарта в двухслойной картонной коробке средних размеров. Внутри большую часть объема занимает вспененный полиэтилен, предохраняющий изделие от механических повреждений.
В довесок идут драйвера на диске да несколько бумажных инструкций
Внешность классическая для современной видеокарты топового сегмента, особых отличий от ранее виденных плат MSI не замечено.
Сразу бросается в глаза значительная ширина, выходящая за габариты двух слотов. Нынче пользователя таким размером не удивить, да и цель понятна – для отведения двухсот ватт тепла нужен немалой площади радиатор. А именно он и является самой габаритной составляющей RTX 2080 VENTUS
С обратной стороны платы – алюминиевая пластина, защищающая от механических повреждений
Видеовыходов пять штук – три DisplayPort, один HDMI и USB Type-C, заменивший DVI.
Разъемов питания два – шестипиновый и восьмипиновый, выведены на внешний торец видеокарты.
На этом же торце – новый разъем для объединения видеокарт в пары под названием NVLink.
По набору видеовыходов, разъемов питания и их расположению RTX 2080 VENTUS не отличается от RTX 2080 Founders Edition. По крайней мере, на первый взгляд.
Особенности конструкции
Печатная плата скрыта массивным кулером, который, к моей радости, легко снимается. Заметно легче, чем у той же Founders Edition. Сперва для удобства снял заднюю пластину, хотя технически можно без этого обойтись. Она служит дополнительным радиатором и контактирует с печатной платой через термопрокладки. Места контакта стандартные: под графическим процессором, видеопамятью и несколькими микросхемами.
С обратной стороны нет чипов памяти, лишь несколько микросхем в области преобразователя и неисчислимое множество SMD компонентов.
Радиатор на лицевой стороне венчает пластиковая рамка с парой вентиляторов. Вентиляторы одинаковые, 90-мм Power Logic PLA09215B12H, способные разгоняться до 4000 оборотов в минуту. Популярная модель среди производителей систем охлаждения видеокарт. На VENTUS управление вентиляторами раздельное, каждый подключается к отдельному четырехштырьковому разъему.
Радиатор состоит из алюминиевых ребер, насаженных на четыре теплотрубки.
Пятая, в форме буквы U, распределяет тепло по верхней части одной из секций радиатора. В нижнюю часть этой секции теплотрубку не установили. Возможно, причиной тому служит её близость к разъему PCI Express. Потоки горячего воздуха «упираются» в матплату, что влечет чуть меньшую эффективность по сравнению с другими частями радиатора.
Толщина ребер 0,3 мм, расстояние между ними – около 1,2 мм
Основание – толстый анодированный медный квадрат с выступом в центре. Обработка приличная, следы фрезу наощупь не чувствуются.
Лицевую сторону печатной платы закрывает алюминиевая пластина сложной формы. Она отводит тепло от микросхем памяти и силовых компонентов преобразователя питания, а также является силовым каркасом, снимающим с текстолита большую часть механических нагрузок. К ней крепится пластина-радиатор на обратной стороне платы. Получается прочная конструкция, препятствующая изгибанию печатной платы. Примечательно, что радиатор графического процессора к ней никак не крепится и держится только за счет четырех винтов, прижимающих основание к кристаллу. При этом хорошо видны «терморезинки», отводящие тепло от дросселей и лицевой пластины на радиатор GPU. Для общей жесткости конструкции стоило предусмотреть хотя бы одно дополнительное крепление в задней части видеокарты, снимающее часть нагрузки с текстолита.
После демонтажа всех систем охлаждения перед нами предстает референсная плата RTX 2080, которая используется в версии Founders Edition. Можно заключить, что в «железном» плане VENTUS и Founders Edition отличаются только системой охлаждения, и перевес тут на стороне MSI – площадь оребрения радиатора значительно больше. Посмотрим, как это скажется на температурах.
Графический процессор произведен на 36 неделе (сентябрь) 2018 года.
Частота – 1515 МГц, в BOOST режиме 1800 МГц. 2944 универсальных процессора, 184 текстурных блока и 64 ROP.
Видеопамять типа GDDR6 в количестве восьми микросхем распаяна вокруг графического процессора. Производитель микросхем – Samsung, частота 1750 (14000) МГц.
Подсистема питания состоит из десятифазного DC-DC преобразователя, управляемого микросхемой uP9512P. Восемь фаз приходится на графический процессор, две – на видеопамять.
С технической стороны видеокарта оставила приятное впечатление: продуманный отвод тепла от всех компонентов, жесткий силовой каркас, точная подгонка деталей. Посмотрим, как она проявит себя в играх.
Результаты тестов
Видеокарта работала в составе стенда на базе материнской платы ASUS MAXIMUS X HERO. Процессор – Intel Core i9-9900K, частота 4,7 ГГц. Оперативной памяти 16 гигабайт в двух планках, тип DDR4-2667. Набор игр претерпел изменения с последнего обзора видеокарт: добавились новые хиты Assassin's Creed Odyssey, Far Cry New Dawn, Battlefield V и, конечно же, Metro Exodus. Разрешения три: 1080р, 1440p и 4K, настройки качества устанавливаются из меню игр, Vsync во всех проявления отключается. Для сравнения даны результаты GTX 1080 Ti и RTX 2080 Ti, снятые на аналогичном конфиге.
Battlefield V на вид под стать «первому», даром что один и тот же движок. Некоторые игроки даже отмечают, что планировка отдельных помещений схожа с оным в Battlefield 1, только текстуры другие. По нагрузке на видеокарту все не так просто: DX11 прост и сравнительно нетребователен, а вот в DX 12 приходится ощутимо попотеть. По этой причине решено было отложить первый в сторону и сосредоточиться на втором, оценивая полезность двухтысячной серии. До 2560 х 1440 видеокарта без особого труда справляется с нагрузкой, а в 4K сил не хватает даже у 2080 Ti. Приемлемый рефреш можно получить только на средних и более низких настройках, где отключаются большинство ресурсоемких эффектов. Их реалистичность и «полезность» – сугубо индивидуальный критерий, дополнительно останавливаться на этом моменте не буду.
Far Cry New Dawn, как и вся серий, не особо требователен к ресурсам, поэтому 2080 VENTUS легко выдает более 60 avg fps в 4K, а в 1440p преодолевает порог в сотню на максимальных настройках. 2080 Ti обгоняет VENTUS на добрые 15%, но решающего преимущества это не дает, разве что в 4K минимальный рефреш поднимается с 50 до 60 кадров в секунду.
PLAYERUNKNOWN'S BATTLEGROUNDS под стать FarCry: более сотни кадров в секунду на 1440p и 60 с небольшим в 4K. Примечательно, что минимум на 4K у всех карт одинаковый – 33 fps, сказываются просадки во время подгрузки сцен.
Assassin's Creed Odyssey не в пример тяжелее Origins, по субъективным ощущениям процентов 15 в тяжелых режимах. Это отразилось на результатах: в 4K, где было 50+ кадров, теперь чуть более сорока. Приятный момент – минимальный fps не падает ниже 30, исключение – тормоза первые три-пять секунд после загрузки, там и 10-20 fps случается. У 1080 Ti минималка менее 25 fps, у 2080 Ti – почти 40. Получается, 2080 в данной игре – идеальная точка отсчета: мощностей как раз хватает на комфортную игру среднему пользователю (у зорких спортсменов, способных отличать 60 fps от 120, критерии другие, их в расчет не берем). В остальных разрешениях все карты выдают 60 и более avg fps, минималка приближается к 50, игра идет легко и приятно.
Shadow of the Tomb Raider была заявлена как первая игра, реализующая некоторые «фишки» видеокарт серии RTX, однако на практике ситуация спорная. По этой причине тесты проводились в DX11. В 4K VENTUS с трудом, но вытягивает на комфортную игру: 31 минимальный fps и 52 средний. Если немного пожертвовать настройками качества, то можно получить почти 40 минимальных и 62 средних, что несколько добавляет комфорта. В 1440p уже все хорошо: более сотни средний показатель, минимальный почти 70.
Вот и дошли до хита февраля, Metro Exodus. Одни её хвалят, другие называют провалом. Мое мнение – игра сделана хорошо, качественно. Местами досаждают «коридорные» моменты, но свободы действий на основных локаций достаточно, чтобы её практически не замечать. Отлично проработана постапокалиптическая атмосфера, и немалую роль тут играет освещение. Оно и в DX11 сделано на хорошем уровне, но это как раз тот случай, где оговоренную сотни раз трассировку лучей можно увидеть собственными глазами, не прибегая к пристальному разглядыванию скриншотов. Кадры от NVIDIA, конечно, слегка приукрашены – сняты в «идеальных» местах, но на практике разницу увидеть легко. Лучше всего удаются места с одним-двумя яркими источниками света, особенно природного происхождения. Тени более реалистичны, особенно от полупрозрачных объектов вроде битого стекла, хорошо получаются темные зоны в углах.
Если источников света много, то в статичной картинке нюансы увидеть сложнее, лучше смотреть в динамике.
У всей этой красоты есть только один минус – ресурсоемкость. По сравнению с DX11 режимом при максимальном качестве теряется от 20 до 35% производительности, и теряется там, где она больше всего нужна – на открытых пространствах, коих в METRO много и есть чем полюбоваться.
Играть комфортно на 1440p и 1080p, в 4K мощностей 2080 уже не хватает. Легкие подтормаживания видны там и тут, хотя минимальный fps не проседает ниже 29 кадров при 38 средних. 1440p – другое дело: почти 60 avg fps и 42 минимальный. В темных коридорах показатели увеличиваются в полтора и более раз – не требуется тратить мощности на отрисовку окружения.
Теперь поговорим о температурах. Максимальная при автоматической регулировке – 67 градусов на графическом процессоре, уровень шума минимальный. Вентиляторы при этом крутятся на разных оборотах – 2050 и 1650 в минуту. Переход на ручное управление и форсирование оборотов до 2600 в минуту понижает температуру GPU под нагрузкой до 57 градусов. Существенно возрастает уровень шума, но вряд ли он будет слышен из закрытого корпуса на расстоянии более полутора метров. Вывод вентиляторов на полную мощность – 3700 оборотов в минуту – снимает ещё 5 градусов, уровень шума близится к порогу комфорта. Хорошо, что отсутствует высокочастотная составляющая и монотонный гул, которые так характерны для вентиляторов на шариковом подшипнике.
Под нагрузкой частота GPU поднимается до 1980 МГц, и руками её можно довести до 2 ГГц через одноименную утилиту. Значительного прироста в десяток процентов это не даст, но в целом приятный момент.
Подведем итоги
MSI RTX 2080 VENTUS – видеокарта недешевая, но качественная. Внимательный читатель подметит, что похожую фразу я пишу практически про каждую мат. плату и видеокарту, но так уж сложилось, что откровенно провальных железок на тесты не присылают. Вот и VENTUS – отличная альтернатива Founders Edition: места в корпусе занимает больше на один слот, зато холоднее под нагрузкой при прочих равных. Для гейминга в 4K её мощности хватает впритык, а для 1440p пойдет с хорошим запасом, 1080p и вовсе переваривает шутя. GTX 1080 Ti опережает, но незначительно. Если у вас в системнике стоит какая-нибудь 1080, то отдача 50 тысяч за 10-15% прироста может оказаться неразумным сложением денег. А перейти с 1050 или 1060 на 2080 – в самый раз: производительность значительно выше, можно увидеть хиты во всей красе.
Плюсы
- Малый уровень шума
- Низкие температуры под нагрузкой
- Прочная конструкция системы охлаждения
Может не понравиться
- Габариты
- Цена
P.S но все равно можно было выпрямить)))Все таки на показ))
Потому что разводка платы моментально усложнится в разы, вырастет количество слоев, и т.д. С HBM такое прокатывает, там все рядом, никуда тягать дороги не трэба.