Операционная система Windows всегда развивалась не сама по себе, а параллельно с совершенствованием компонентов компьютеров. Это же касается и иконок в ней — если в последние годы значки в Windows менялись только из-за смены дизайнерского стиля, то раньше их перерисовывали исключительно из-за совершенствования дисплеев.
Windows 1.x (1985) и Windows 2.x (1987)
В первых двух версиях Windows иконки появлялись только в том случае, если пользователь сворачивал программу на панель задач (Windows 1.x) или закреплял её на рабочем столе (Windows 2.x). Иконки были простейшими чёрно-белыми иллюстрациями размером 32×32 пикселя.
Чтобы запустить приложение, пользователи могли выбрать имя файла из списка в программе MS-DOS Executive. В ней отображались только названия, без значков — грубо говоря, как в терминале. В те времена Windows работала как базовая графическая оболочка поверх MS-DOS, поэтому простого списка файлов было достаточно даже без вычурного дизайна.
Windows 3.0 (1990)
В Windows 3.0 появилась поддержка 16-цветных значков, поэтому не стало удивлением, что обновлённые иконки стали именно такими (с прежним размером 32×32 пикселя). Они были выполнены с имитацией тени и в то время именовались 3D-значками — по сравнению с прошлыми, новые иконки действительно выглядели объёмными и существенно улучшенными. Их нарисовала Сьюзен Кэр (Susan Kare), которая ранее разработала значки и шрифты для оригинального Macintosh.
Иконки в Windows 3.0 впервые стали цветными, и Кэр правильно совместила в них красоту и деловой стиль — система стала привлекательнее даже для суровых офисных сотрудников, которые в то время в основном и использовали компьютеры.
Windows 3.1 (1992)
Иконки в Windows 3.1 всё ещё были 16-цветными и размером 32×32 пикселя, но они стали выглядеть гораздо выразительнее. Художники из Microsoft сумели перерисовать значки, добившись большей глубины и лучшей тени за счёт эффекта дизеринга — шахматного расположения пикселей двух цветов.
Windows 95 (1995)
В Windows 95 перерисовали только часть значков — некоторые просто перенесли из Windows 3.1 в оригинальном виде. Большинство системных иконок по-прежнему являлись 16-цветными изображениями размером 32×32 пикселя, но Win32 API добавил поддержку иконок размером 256×256 пикселей с 16,7 млн цветов. На том момент это было небольшой революцией на рынке технологий.
Более того, пакет дополнений Microsoft Plus! (или лазейка в реестре) позволял включить иконки на 65 536 цветов (в то время они назывались «высокоцветными» — high color), но их активировали далеко не все пользователи.
Windows 98 (1998)
В отличие от предшественников, Windows 98 поставлялась уже с 256-цветными значками по умолчанию. Многие из системных иконок Microsoft впервые сделала в большем размере — 48×48 пикселей, они идеально подходили для дисплеев с высоким разрешением (которые, по правде говоря, были редкостью).
Несмотря на существенно более широкую цветовую палитру, разработчики перерисовали только некоторые иконки (наподобие «Моего компьютера» и «Корзины»). Часть иконок были взяты из Windows 95.
Windows 2000 и Windows ME (2000)
Иконки в этих операционных системах практически не изменились со времён предшественницы: всё те же 256 цветов, такие же размеры 32×32 или 48×48 пикселей. Но Microsoft перерисовала некоторые значки, чтобы отобразить в них больше деталей с большей глубиной цвета. В частности, изменились «главные» иконки — «Корзина» и «Мой компьютер».
Windows XP (2001)
А вот значки в Windows XP полностью преобразились. Во-первых, система получила 32-битные иконки (16,7 млн цветов и альфа-канал для прозрачности). Благодаря этому стали возможны полупрозрачные тени и стеклянный эффект, а улучшенное сглаживание положительно отразилось на гранях. Большинство системных значков по-прежнему были в размерах 32×32 или 48×48 пикселей.
Дизайнеры полностью перерисовали практически все иконки, и это бросалось в глаза (в хорошем смысле этого слова). У них были сглаженные углы, бо́льшая глубина цвета и плавные градиенты. Но эти изменения затронули не все значки, некоторые иконки не очень популярных приложений просто перенесли из более ранних версий Windows.
Windows Vista (2007)
В Vista дизайнеры сделали огромную ставку на новый визуальный интерфейс Aero, которому свойственны полупрозрачные эффекты и тени. Эта версия Windows первой получила иконки размером 256×256 пикселей, однако Microsoft перерисовала не весь набор — некоторые значки всё ещё были меньшего размера, хотя их можно было искусственно масштабировать.
Общий дизайнерский стиль иконок в Vista очевиден: они стали гладкими, глянцевыми и выполненными по канонам Aero. А ещё Microsoft постаралась последовать примеру операционной системы Mac OS X, которая выглядела одинаково независимо от разрешения дисплея.
Windows 7 (2009)
Значки в Windows 7 были практически идентичны таковым в Vista, но некоторые из ключевых иконок дизайнеры всё же переработали — в частности, «Панель управления» и Paint. Новые перерисованные иконки отличались плоскостью и анфасом, и это противоречило другим иконкам с глянцевостью и разворотом на 3/4.
Windows 8 (2012) и 8.1 (2013)
В Windows 8 разработчики представили радикально новый дизайн пользовательского интерфейса, получивший название Metro. Microsoft сделала огромную ставку на сенсорные устройства, поэтому всю систему адаптировала именно под них — на смену стандартным иконкам пришли «живые плитки» четырёх размеров, которые одновременно служили виджетами и могли отображать информацию.
Многие значки максимально упростили в сторону минимализма: они стали просто силуэтами объектов и фигур на каком-либо однотонном цветном фоне. Но одновременно с этим в системе всё же остались иконки из старых Windows, среди которых и «Проводник» — Microsoft не перерисовала даже его.
Windows 10 (2015)
После неудачной Windows 8 и не особо исправившей ситуацию Windows 8.1 разработчики представили Windows 10. При её создании Microsoft осознала свои ошибки, отказавшись от Metro-интерфейса, но свою идею оптимизации под планшеты и использования «живых плиток» не оставила. Это отразилось на иконках, причём не самым лучшим образом: какие-то значки были выполнены в стиле Windows 7, какие-то остались неизменными из Windows 8 (силуэт объекта на монотонном цветном фоне), а некоторые получили новый угловатый стиль. В 2020 году Microsoft начала обновлять дизайн некоторых иконок через обновления Windows 10, но изменения коснулись далеко не всех приложений.
Как итог, в Windows 10 получилась полная неразбериха со значками, поскольку каталог иконок состоял из трёх или четырёх разных стилей прошлых версий Windows.
Windows 11 (2021)
Похоже, что при разработке Windows 11 разработчики наконец осознали неразбериху иконок в Windows 10, избавившись от неё в обновлении. Первым делом они полностью отказалась от Metro-стиля как такового и «живых плиток» в частности — идея, которую Microsoft продвигала с 2012 года, канула в лету.
Также разработчики наконец избавились от устаревших вариантов иконок, которые преследовали систему многие годы. К примеру, в Windows 10 были иконки ещё из Windows 95, но в обновлённой системе им не нашлось места.
Оценивая новые иконки, можно сделать вывод, что Microsoft отдала предпочтение плоскому мультяшному дизайну с низкой детализацией и нежными градиентами.
Это перевод статьи How-To Geek.