После рассказа о жестком диске, создававшемся для резервного копирования фото и видео из памяти дронов, у наших постоянных читателей уже не было сомнений в том, что вскоре на сайте появится обзор квадрокоптера. На самом деле, мы начали тестирование этих гаджетов почти одновременно, но так увлеклись, что обзор DJI Mavic Air получился куда длиннее обычного.
Технические характеристики
- Максимальная скорость: 28,8 км/ч (68,4 км/ч Sport-режим, 28,8 км/ч Wi-Fi-режим);
- Максимальная скорость на взлет: 2 м/с, (4 м/с Sport-режим, 2 м/с Wi-Fi-режим);
- Максимальная скорость на снижение: 1.5 м/с (3 м/с Sport-режим, 1 м/с Wi-Fi-режим);
- Макс. угол наклона: 15° (35° Sport-режим);
- Максимальное время полета: 21 минута (в безветренную погоду при постоянной скорости 25
- км/ч);
- Максимальная высота полета: 5000 м над уровнем моря;
- Максимально допустимая скорость ветра: 29 — 38 км/ч;
- Дальность полета: 4 км;
- Масса: 430 грамм;
- Навигация: GPS / ГЛОНАСС;
- Сенсоры: обнаружение препятствий спереди/снизу/сзади;
- Габариты в сложенном виде: 168 х 83 х 49 мм;
- Габариты в разложенном виде: 168 х 184 х 64 мм;
- Габариты пульта управления: 143,9 × 78,3 × 61,2 мм (в сложенном состоянии);
- Камера: 12 МП, CMOS, f/2.8 (35-мм эквивалент), 8.8 мм / 24 мм, 85° градусов угол обзора;
- Подвес: 3-оси (поворот, наклон, крен);
- Встроенная память: 8 ГБ, FAT32, поддержка карт памяти Micro SD до 128 ГБ;
- Аккумулятор квадрокоптера: 3S LiPo, 2375 мАч;
- Аккумулятор пульта управления: 2970 мАч;
- Качество видеотрансляции: 720p 30 FPS;
- Латентность: 170 — 240 мс (в зависимости от условий и мобильного устройства);
- Максимальная дальность передачи сигнала: 2,4 ГГц: FCC: 4 км, CE/SRRC/MIC: 2 км;
- Стоимость на момент тестирования: 58990 р.
Комплектация
На тестирование попал квадрокоптер, не предназначенный для продажи, но сказать несколько слов о комплектации DJI Mavic Air, продающихся в России необходимо.
Квадрокоптеры Mavic Air выпускаются в трех цветовых решениях: черный оникс, арктический белый и красное пламя. Различаются они цветом пластиковой спинки фюзеляжа, но каждому орку известно, что красный летает быстрее.
Для знакомства с таким летательным аппаратом достаточно смартфона, но, чтобы раскрыть потенциал дрона понадобится пульт управления с одним из трех кабелей для подключения мобильных девайсов. Кроме того, не будут лишними: защита подвеса камеры, комплект запасных пропеллеров, чехол для переноски и дополнительная батарея. Это не полный перечень официальных аксессуаров, но остальное — сумки, оптические фильтры на камеру и зарядные устройства. Из интересного выделим фирменные очки виртуальной реальности для FPV полетов.
Внешний вид
Продвинутые квадрокоптеры — молодой класс гаджетов, фактически, созданный и популяризированный DJI, но о дронах уже сложились стереотипы. Так, многие думают, что крутой дрон должен быть большим.
Mavic Air компактен. Его удобно носить с собой благодаря складной конструкции лучей. Сначала по дуге откидываются штанги двигателей, расположенные сзади, затем выдвигается пара передних лучей. Конструкция остроумная и при том надежная. Последний штрих — раскладные ножки–антенны, чуть приподнимающие переднюю часть квадрокоптера над землей.
Теперь рассмотрим конструкцию как следует. В передней части дрона расположен гироскопический подвес бортовой камеры. Конструкция хрупкая, поэтому во время транспортировки закрывается защитным колпачком. В полете же, с боков камеру защищают выступы корпуса.
Два окуляра над подвесом — тоже камеры, но они — часть встроенной системы распознавания препятствий, этакого аналога автомобильного парктроника, не дающего дрону в полете познакомиться со стеной. Такие же камеры есть в хвостовой части и снизу, но не по бокам корпуса.
Сзади расположен крупный и яркий индикатор состояния со встроенной кнопкой, который хорошо видно даже на большом расстоянии. Над ним — закрытые заглушкой порт USB-C и разъем под SD-карту объемом до 128 ГБ.
Еще выше, почти на спинке дрона, находятся вентиляционные отверстия. Да, бортовая электроника нуждается в активном воздушном охлаждении, и где-то в корпусе шуршит маленький вентилятор.
По бокам DJI Mavic Air видны защелки аккумулятора. Батарея вынимается одним движением и возвращается на место также легко. Заряд отображается при помощи четырех светодиодов, после единственного нажатия на кнопку аккумулятора. Если затем кнопку зажать, включится питание.
Передние лучи квадрокоптера снабжены бортовыми огнями, что облегчает визуальное позиционирование в темноте и на большом расстоянии. Расположенные на их концах электродвигатели заканчиваются быстросъемными пропеллерами. На каждый нанесена маркировка с направлением вращения.
Пульт дистанционного управления
На фоне пультов дистанционного управления для профессиональных радиоуправляемых моделей с десятками хромированных тумблеров, пульт DJI Mavic Air смотрится просто, но это неверное впечатление. DJI удалось сделать его одновременно и удобным, и функциональным, и компактным.
Конструкция пульта, под стать квадрокоптеру, складная. В сложенном состоянии — это плоский пластиковый прямоугольник без выступающих деталей. Перед использованием пульта необходимо развернуть антенны, откинуть половинки зажима для мобильного устройства в нижней части пульта и прикрутить стики, спрятанные в специальных держателях.
Затем дело за подключением к пульту мобильного устройства. Для этого предлагается использовать фирменный короткий и плоский кабель с одним из трех видов штекеров: USB-C, Lightning, Micro-USB. Альтернативный выход — подключение смартфона через полноразмерный USB в нижней части пульта.
Что до органов управления, то основные — пара джойстиков. Поблизости находятся: кнопка питания, кнопка функций, сдвижной переключатель режима полета, кнопка остановки полетной программы с красным значком «пауза» и кнопка возврата «домой». Под указательными пальцами обеих рук, как на геймпаде размещено еще несколько переключателей. Кнопки спуска затвора и активации записи, колесико регулировки наклона камеры и программируемая кнопка. Элементы управления расположены удобно.
В зажиме для мобильного устройства поместится даже планшет, правда, не всякий. Длина гаджета, который послужит экраном, не должна превышать 160 мм, а толщина 8,5 мм.
Мобильное приложение DJI GO
Последнее, с чем придется разобраться перед взлетом — мобильное приложение DJI GO 4. Скачивается оно в App Store или Google Play. Официальной локализации у DJI GO 4 нет, но благодаря продуманной внутренней логике меню, разобраться в настройках не сложно. Мы тестировали приложение, предназначенное для смартфонов на базе Android. DJI GO 4 встречает пользователя красочным артом и просьбой о регистрации. Дело в том, что это не просто пульт управления дроном, а целая экосистема. Здесь доступны графический и видеоредактор, а также социальная сеть, где можно похвастать удачными кадрами.
Нас интересовали меню, появляющиеся после сопряжения смартфона с квадрокоптером. Первое, что видишь после подключения смартфона к передатчику и его активации, предполетная сводка. Там приводится телеметрия квадрокоптера: режим подключения, состояние компаса, инерциального измерительного блока, контроллера, заряд батареи и ее температура, режим работы подвеса и объем свободной памяти.
Основной экран DJI GO 4 демонстрирует картинку с камеры (720p, 30 к/с), обрамленную множеством различных элементов. Левый верхний угол экрана отведен под информационные сообщения, такие, как предупреждение о низком заряде батареи или сильном ветре. Чуть левее указывается число спутников, связь с которыми поддерживает квадрокоптер, режим передачи сигнала и его стабильность. Под индикатором батареи приводятся текущие параметры камеры. Вдоль нижнего края экрана располагаются: карта, гистограмма, индикаторы горизонтальной и вертикальной скорости, дистанции, высоты. Рядом с крупной белой кнопкой спуска затвора находится иконка расширенных настроек камеры.
За параметры квадрокоптера отвечает троеточие в правом верхнем углу экрана. По нажатию на него открывается выпадающее меню основных настроек. Помимо неинтересных вещей, вроде выбора единиц измерения, тут можно, настроить стримминг видео.
В следующем разделе настраивается визуальная навигация. Третий пункт отвечает за управление. На выбор доступно четыре варианта предустановок, но можно настроить и совершенно индивидуальную схему управления. Четвертый пункт — диаграмма загрузки радиоканалов для быстрого анализа качества связи. Пятый раздел отвечает за батарею. Самая важная штука здесь — регулятор, отвечающий за предупреждение о разряде батареи. В шестом пункте изменяются настройки подвеса камеры. Еще одна интересная особенность приложения заключается в ведении статистики полетов. В облаке сохраняется информация о скорости, высоте, дистанции и полетном времени. По мере роста этих показателей пилоту присваиваются уровни.
Полетные режимы
После предполетной подготовки DJI Mavic Air наконец можно поднять в воздух. По нажатии на кнопку пульта или иконку приложения, дрон раскручивает двигатели и зависает на высоте полутора метров над землей.
Теперь пришло время выбрать полетный режим. И их здесь много. Для новичков подойдет специальный обучающий сценарий, в котором дальность и высота полета жестко ограничены 30-метровой полусферой. С этой предустановкой шанс потерять квадрокоптер сводится к минимуму.
В основном режиме DJI Mavic Air способен развивать скорость до 28,8 км/ч. Тут следует заметить, что при подключении дрона напрямую к смартфону скорость набора высоты и снижения ограничиваются.
Максимальные показатели квадрокоптер демонстрирует в Sport-режиме. В целом впечатления от переключения схожи с заменой семейного минивена на спорткар. Скорость дрона увеличивается до 68,4 км/ч, время набора максимальной высоты сокращается вдвое. Кроме того, автоматика позволяет совершать куда более крутые маневры и допускает крен до 35°.
Самые продвинутые возможности находятся в меню интеллектуальных режимов полета.
- Quickshot — автоматическая съемка сложных пролетов. В этом режиме Mavic Air снимает выбранный объект, автоматически выполняя одну из нескольких программ: облетая его по кругу, по спирали, взмывая вертикально вверх, огибая объект по дуге, как бумеранг или снимая панораму, сворачивающуюся в шар (астероид, как это называется в приложении).
- ActiveTrack на полную катушку задействует функцию распознавания объектов в реальном времени. DJI Mavic Air следует за выбранным объектом, постоянно удерживая его в кадре.
- Smartcapture – режим управления дроном жестами. Нужен он главным образом для селфи, поскольку позволяет избавиться от пульта в кадре.
- Tripod — замедляет полет, делая его гладким и плавным. Это нужно для ручной видеосъемки и полетов в сложных условиях, неподалеку от препятствий.
- Cinematic — увеличивает тормозной путь позволяя снимать кадры, в которых камера замедляется и плавно останавливается.
- TapFly, как следует из названия, позволяет летать, управляя квадрокоптером буквально одним пальцем нажимая на экран смартфона. Пока дрон на автопилоте двигается в выбранную точку, пилоту остается сосредоточиться на управлении подвесом камеры и выборе выгодных ракурсов съемки.
- Point of interest — кружение у выбранной точки. Выбрав радиус облета, угол наклона камеры и скорость вращения DJI Mavic Air можно забыть до тех пор, пока он не совершит полный круг сняв объект со всех сторон.
Опыт использования
DJI Mavic Air дружелюбен к пилоту и легко управляется. Уже на второй запуск мы отказались от учебного режима, а спустя еще пару полетов приступили к полноценным испытаниям. DJI рекомендует избегать полетов в близи от деревьев, водоемов и скоплений людей, а также при сильном ветре. Мы нарушили все эти правила.
Ощущения от управления DJI Mavic Air сильно отличаются от простой радиоуправляемой модели. Если последняя требует постоянного присмотра, то, дрон самостоятельно удерживается в одной точке и при необходимости самостоятельно корректирует полет. Если сосредоточиться на экране смартфона, управление квадрокоптером вызывает стойкие ассоциации с несложной компьютерной игрой.
Система контроля расстояния до препятствий и их автоматического облета действительно хорошо работает, но важно помнить, что у нее есть ограничения. По бокам дрон ничего не видит и потому не защищен от столкновений. К тому же, бортовая электроника хорошо различает лишь крупные объекты, такие как стены и плотная листва. Какую-нибудь ветку она уже может пропустить, провода же для DJI Mavic Air и вовсе невидимы. Сильно бликующие поверхности, вроде водной глади приводят дальномер в замешательство.
Интересно, что для запуска и посадки DJI Mavic Air не обязательно искать ровную площадку. Дрон обучен взлетать с руки. А зависнувший низко над землей квадрокоптер можно аккуратно подхватить снизу и перевернуть. Тогда он автоматически заглушит двигатели.
Благодаря массе в 430 грамм и небольшой площади фюзеляжа DJI Mavic Air неплохо противостоит ветру. Во время тестирования его порывы достигали 10 км/ч. Хотя на экране и появлялось предупреждение с просьбой совершить посадку, управляемости летательный аппарат не терял.
Заявленное время полета DJI Mavic Air на одном 2375 мАч аккумуляторе достигает 21 минуты, и оно соответствует действительности, если речь идет о безветренной погоде. На зарядку батареи от комплектного адаптера уходит около 2 часов, так что вам наверняка захочется обзавестись запасным аккумулятором.
Вопрос максимальной дальности полета DJI Mavic Air сложен по нескольким причинам.
- Во-первых, в документах указывается теоретическая дальность полета, не просто в идеальных условиях, но и без учета того, что дрону необходимо проделать обратный путь.
- Во-вторых, остается нераскрытым вопрос дальности связи, а ведь в России запрещено использовать ряд частот, на которых устанавливается контакт с дроном. DJI Mavic Air при активации определяет местоположение и автоматически ограничивает мощность радиопередатчика.
- В-третьих, на дальность полета сильно влияют радиопомехи и различные препятствия, вроде зданий.
Если в ряде штатов США в чистом поле DJI Mavic Air может без проблем с управлением и задержек в передачи видео летать в радиусе 4 км от пульта управления, то в России в подобных условиях дальность составит 1,5-2 км. Условия плотной городской застройки, где каждый дом набит роутерами, не очень хорошо подходят для полетов. Тут можно уверенно рассчитывать на 500 метров (900 метров, если вы готовы терпеть помехи), что, впрочем, также весьма неплохо.
На случай потери связи или разрядки батареи, квадрокоптер снабжен системой аварийной посадки. Найти дрон можно будет по карте в мобильном приложении, где отображается весь маршрут полета.
Камера
Если судить по мегапикселям, камера Mavic Air не очень-то и впечатляет. Однако, в DJI понимали, что при всех своих достоинствах без хорошей камеры, дрон многих разочарует, и уделили съемке много внимания.
12 МП CMOS сенсор позволяет DJI Mavic Air снимать фото в разрешении вплоть до 4056 х 3040 точек и видео в 4K-разрешении с частотой 30 кадров в секунду — уровень хорошего смартфона. Однако, здесь у конструкторов было заметно больше места для установки светосильной оптики. Камера DJI Mavic Air получила диафрагму f/2.8 и 85°-градусный угол обзора. 3-х осевой подвес обеспечивает превосходную стабилизацию.
В результате кадры получаются высококлассными, не важно, речь идет о видеосъемке или фото. Неплохая детализация, резкость, точная цветопередача в автоматическом режиме и широкий набор ручных настроек делают камеру DJI Mavic Air отличным инструментом для аэрофосъемки.
К вашим услугам DNG (RAW) формат, HDR, серийная и интервальная съемка, автоматическая экспокоррекция и несколько разновидностей панорам: горизонтальная, вертикальная, 180-градусная и фотосфера. Что интересно, Mavic Air сохраняет во встроенной памяти или на SD-карте максимум материалов, включая части фотосфер по отдельности и снимки, из которых будет сложен HDR.
Ругать саму 12 МП камеру квадрокоптера не за что, но один минус конструкции мы заметили. Вероятно, это происходит во время сильных порывов ветра, но в обычном (не Sport) режиме полета время от времени в кадр все же попадают винты.
Может показаться, что это не критично, но один такой момент может испортить длинное видео, или, как это произошло у нас – превосходную панораму.
Подведём итоги
Кто-то может счесть Mavic Air, дорогой игрушкой, но целевая аудитория у продукции DJI иная. Это творческие натуры, которые будут впечатлены возможностями видео и фотосъемки, а также мечтающие о небе романтики для которых сама возможность управлять дроном в радость, не говоря уже о полетах в режиме «от первого лица».
У той же DJI есть дроны с лучшими характеристиками, но по соотношению размеров, цены и возможностей Mavic Air — одно из лучших предложений и если вы хотите попробовать себя в роли пилота квадрокоптера — начните с него. Правда, в России придется учитывать особенности закона, при весе в 430 грамм этот квадрокоптер требует регистрации в государственных органах.
Плюсы:
- Легкость в управлении;
- Компактность;
- Интеллектуальные режимы полета;
- Управление со смартфона и при помощи жестов;
- Качественная камера со светосильной оптикой и длинным перечнем настроек.
Минусы:
- Из-за особенностей передачи управляющего сигнала дрон ограничен в дальности полета, по крайней мере без дополнительных ухищрений с настройками GPS и сменными антеннами.
Может не понравиться:
- Требует государственной регистрации.
P.S. Благодарим дистрибьютора DJI в России — компанию Skymec за предоставленный для тестирования беспилотник Mavic Air.