Мне всегда нравились мобильные головоломки — они позволяют с небольшой пользой для мозгов убить время, пока куда-то едешь или чего-то ждёшь. Кроме того, так как игры этого жанра обычно простые в плане графики, они меньше нагружают процессор смартфона и, соответственно, не так активно потребляют энергию батареи, что тоже приятно.
И так как ничего интересного среди головоломок за последнее время я не видел, Color Block Jam сразу же бросилась в глаза — игра на странице Google Play выглядела ярко и привлекательно, я не смог пройти мимо. К сожалению, потом сильно об этом пожалел — и сейчас расскажу, почему.
Не всё так просто, как кажется
Игровой процесс в Color Block Jam «на бумаге» выглядит довольно лёгким и беззаботным — на экране у игрока имеется виртуальное поле определённой формы с фигурами из «Тетриса» различных цветов, соответствующего оттенка выходами, через которые эти фигуры нужно методично убирать, и пустыми клетками, по которым фигуры можно двигать, перетаскивая пальцем. То есть если на поле присутствует квадратик красного и синего цвета, то обязательно есть красный и синий «порт», а также путь, пусть и не всегда очевидный, по которому ту или иную фигуру можно доставить к нужной двери.
Естественно, убирать фигуры с игрового пространства можно исключительно через двери соответствующего цвета (если не учитывать дополнительные инструменты, но об этом позже). И задача игрока заключается в том, чтобы полностью освободить виртуальное поле от геометрических фигур за отведённое время — таймер, давящий на нервы и не позволяющий расслабиться, находится сверху.
Учитывая яркий «игрушечный» визуальный стиль и предельно простые игровые механики (со временем обычные фигуры из «Тетриса» обретут дополнительные фишки, но новых форм взаимодействия с ними не появится — геймер может лишь брать и перетаскивать их по одной по свободным клеткам игрового поля), вы могли решить, что проект представляет собой головоломку с довольно низким порогом входа. Игру, которую можно запустить в метро по дороге на работу или домой, чтобы слегка напрячь мозги и с удовольствием провести время вместо того, чтобы деградировать за просмотром коротких вертикальных видео или бездумным листанием постов в социальных сетях. Но не дайте себя обмануть — эта игра крайне тяжёлая (и на то есть весьма объективные причины).
Дело даже не в том, что иногда на огромном поле с десятком-другим фигур разной формы и цвета имеется всего три-четыре свободные клетки, а также примерно один стартовый «маршрут», по которому можно выбросить первую фигуру с поля, освободив хоть немного пространства для манёвров. Основная сложность игры в том, что вам не дают достаточно времени на размышления и эксперименты.
Например, на обычных уровнях (они отмечены зелёным цветом на таймлайне, но в процессе прохождения баннер почему-то голубой) на зачистку поля дают всего 1-2 минуты — учитывая, что фигурки нужно двигать вверх-вниз и влево-вправо очень активно и многократно, попутно продумывая стратегию на три хода вперёд, довольно часто уже на начальных уровнях времени мне хватало впритык. А ещё есть сложные уровни (они отмечены фиолетовым цветом) — на них дают в среднем две с половиной минуты, но и подумать здесь приходится гораздо больше, чем на обычных.
Да, есть небольшой лайфхак — когда вы только зашли на уровень, не спешите двигать фигуры. Таймер обратного отсчёта начинает работать только после того, как вы впервые прикоснётесь к фигуре, а значит, можно посидеть и спокойно подумать о том, как, куда и что нужно двигать в самом начале. «Фиолетовый я потяну вниз до упора, затем красный, голубой передвину влево…» — мне обычно удаётся продумать всё на пять-шесть шагов вперёд, после чего приходится в ускоренном режиме импровизировать на ходу. Возможно, если вы шахматист и можете держать в уме двадцать шагов наперёд, то будет проще.
На этом моменте читатель, возможно, слегка недоумевает — автор сел играть в головоломку и жалуется, что в ней нужно… думать?! Нет, думать я, конечно же, люблю, но Color Block Jam построена таким образом, что получить удовольствие от этого процесса просто нереально. Разработчики умышленно создают крайне сложные задачи, а затем дают на их решение слишком мало времени, чтобы затем любезно предложить игроку, уставшему от тщетных попыток одолеть уровень, прекрасное решение всех его проблем — бустеры.
Заплати или страдай
В нижней части экрана есть четыре дополнительных инструмента — заморозка времени (дарит дополнительные десять секунд на подумать), фейерверк (уничтожает одну клетку фигуры), молот (уничтожает одну фигуру или один слой фигуры) и пылесос (всасывает все фигуры одного цвета с поля). Первые два, как мне кажется, наименее полезны, потому что лишние 10 секунд обычно ничего не решают, а уничтожение одного квадратика на огромном поле даёт слишком мало пространства для дальнейших действий. Молот и пылесос — совсем другое дело. Они в момент делают любой уровень гораздо более комфортным для прохождения, так как свободных клеток становится предостаточно.
И, как вы могли догадаться, бустеры в игре бесплатно никто не раздаёт — в самом начале игра даст вам по одному для пробы, а затем их придётся покупать за золотые монеты (про экономику головоломки расскажу чуть позже). Естественно, в этих инструментах не было бы никакого смысла, если бы на прохождение уровня давали не полторы-две минуты, а три-четыре, но ведь тогда разработчики не смогли бы продать вам заморозку времени. Или игровое поле могло бы быть побольше — не с тремя пустыми клетками для манёвров, а с пятью-шестью. Но как тогда продать игроку пылесос или молот?
Ситуация с бустерами напомнила мне подход Ubisoft к последним частям Assassin’s Creed или Far Cry — разработчики специально добавляют на карту врагов слишком высокого уровня, которых игрок никак не может одолеть, не потратив на прокачку десяток-другой часов времени, а затем через встроенный магазин продают ему за реальные деньги ресурсы, наборы экипировки и различные улучшения, дабы великодушно помочь ему решить непосильную задачу. Конечно, в случае с Color Block Jam ситуация менее неприятная, ведь это бесплатная игра, а за тайтлы Ubisoft ещё и деньги платить нужно, но всё же.
Симулятор просмотра рекламы
Всё вышесказанное подводит нас к самому противному — системе монетизации мобильной игры, которая напрочь отбивает желание нажимать на её иконку. Суть в том, что рекламы здесь много. Очень и очень много. Рекламный баннер с разводными ключами, наборами инструментов и прочими безделушками будет всегда висеть в нижней части экрана во время прохождения уровня — для него там специально оставили пустое пространство. Кроме того, когда вы всё же уровень одолеете, вам не дадут сразу перейти на следующий — сначала, пожалуйста, посмотрите короткий рекламный ролик.
Хотите получить за закрытый уровень не 40 золотых монет, а 80 монет? Посмотрите рекламу на 30 секунд (чаще всего интерактивную, которая ещё и батарею смартфона высаживает). Всего вам даётся 5 жизней (пять попыток пройти уровень) — если они закончились, придётся либо ждать, пока сердечки восстановятся, либо купить жизни за золото, либо… посмотреть рекламу. И, естественно, разработчики позволяют за «скромную сумму» в 699 рублей полностью отключить рекламу в своей головоломке (при этом возможность удвоить монеты и восстановить жизни за просмотр рекламы всё равно останется).
Кроме того, воспользоваться бустерами для прохождения уровней вам, скорее всего, тоже не получится, потому что они слишком дорогие. Давайте считать — в случае просмотра рекламы игрок за один пройденный уровень получает 80 золотых монет, а пылесос, самый эффективный инструмент в игре, стоит 1900 золота. То есть вам нужно пройти 24 уровня и каждый раз по 30 минут смотреть рекламу, чтобы купить один пылесос и на слишком сложном уровне упростить себе жизнь. Или, кто бы сомневался, можно потратить от 899 до 1790 рублей, чтобы получить пак этих самых бустеров. А за 2490 рублей можно купить море золотых монет и покупать молоты с фейерверками прямо в бою — разработчики даже время останавливают, пока вы их приобретаете. Вот только зачем тратить столько денег на такую игру — вопрос риторический.
Отзыв
Проведя несколько часов в этой головоломке, я пришёл к выводу, что авторы Color Block Jam умудрились собрать всё то, что геймеры так ненавидят в мобильном гейминге, в одной игре. Здесь вам и завышенная со старта сложность с таймером обратного отсчёта, действующим на нервы и не позволяющим насладиться происходящим, и реклама на каждом шагу, и море платных «ускорялок», и какие-то запредельные цены на внутриигровые покупки, и однообразные уровни с повторяющимися из раза в раз механиками. Возможно, от этой игры можно получить хоть какое-то удовольствие, и я очень пытался, но в итоге так и не смог. Так что и вам советовать тратить время, силы и нервные клетки на эту головоломку не буду — лучше не стоит.
Преимущества
- Яркая приятная графика.
- Позволяет тренировать мозг думать наперёд.
- Работает без проблем даже на слабом смартфоне.
Недостатки
- Слишком мало времени на прохождение уровней.
- Конские цены на бустеры и внутриигровую валюту.
- Огромное количество рекламы на каждом шагу.
- Отсутствие синхронизации прогресса между устройствами.
- Однообразие игровых механик.