Несмотря на чудовищно выросшую стоимость видеокарт, некоторые продолжают покупать их для игр. Специально для таких отчаянных (или преданных) читателей продолжаем публиковать обзоры топовых видеокарт. Этот материал посвящен Radeon RX 6800 XT OC из линейки TUF компании ASUS.
Технические характеристики
- Модель: TUF-RX6800XT-O16G-GAMING.
- Графический процессор: NAVI 21.
- Потоковых процессоров: 4608.
- Текстурных блоков: 288.
- Блоков ROP: 128.
- Частота графического процессора: 2065…2489 МГц.
- Объем видеопамяти: 16 Гбайт GDDR6.
- Частота видеопамяти: 2000 (16000) МГц.
- Шина памяти: 256 бит.
- Видеовыходы: 1× HDMI 2.0b, 2× DisplayPort 1.4.
- Занимает слотов в системном блоке: 3.
- Разъемы питания: 2× 8 пин.
- Габариты: 32×140×58 мм.
Цена на момент публикации обзора составляет 130 000 рублей.
Упаковка, внешний вид
Поставляется видеокарта в коробке средних размеров, окрашенной в черно-красной цветовой гамме.
Комплектация поставки минимальная — инструкции, переходник. Внешне TUF RX 6800 XT OC напоминает множество раннее виденных топовых карт. Все из-за схожей конструкции системы охлаждения.
В системном блоке 6800 XT занимает три полноценных слота, и ещё стоит оставить место для свободного доступа воздуха к вентиляторам. Крепежная планка устанавливается двухслотовая. Видеовыходы в количестве четырех штук расположены одним рядом.
Такими габаритами видеокарта обязана по большей части радиатору с большой площадью оребрения. Он хорошо виден за металлическим кожухом вентиляторов и стойками его крепления.
Как видно на фото, радиатор даже по длине выходит за габариты печатной платы. Примечательно, что вентиляторы слегка утоплены и не выступают крыльчаткой за габариты кожуха. В последнем даже выполнены дополнительные выступы, защищающие крыльчатку от механических воздействий и повышающие общую жесткость кожуха.
С обратной стороны установлена алюминиевая пластина, которая «работает» дополнительным теплоотводом, ребром жесткости и защищает SMD-элементы от повреждения во время установки.
Разъемов питания два, на восемь пинов каждый. Оба расположены в верхней части видеокарты, в вырезе на текстолите. Не самый удобный для подключения вариант, но приемлемый.
Особенности конструкции
Разбор видеокарты начинается с демонтажа системы охлаждения. Радиатор графического процессора вместе с окружающей его рамкой отводят тепло в том числе от силовой части системы питания и видеопамяти. Поэтому крепление к печатной плате осуществляется десятью винтами, не считая четверку подпружиненных винтов вокруг кристалла GPU.
Вентиляторы с маркировкой CF1010U12D в количестве трех штук крепятся к рамке над радиатором.
Применяются тихие фирменные вентиляторы Axial-tech с переменным числом лопастей (11 у крайних, 13 на центральном), ограничительным кольцом вокруг лопастей и встречным направлением вращения. Они способны разгоняться до более чем 3000 оборотов в минуту.
На торце смонтирован небольшой переключатель, переключающий профили системы охлаждения. P — Perfomance (производительный), Q — Quiet (тихий). Принципиальной разницы между ними нет, но в Quiet-режиме видеокарта работает чуть тише ценой незначительного повышения температуры на графическом процессоре.
Печатная плата большая по площади, и значительная её часть отдана под преобразователи напряжения.
Для процессора напряжение формирует 14-фазный преобразователь, разделенный на две части. Для видеопамяти напряжение формирует трехфазный преобразователь.
Управляет VRM видеопроцессора контроллер Infineon XDPE132G5D, а VRM видеопамяти — International Rectifier IR35217.
Между силовыми частями преобразователей распаяны GPU и видеопамять.
Сердце видеокарты — графический процессор NAVI 21, изготовленный по семинанометровому техпроцессу с 4608 потоковыми процессорами, 288 текстурными блоками и 72 блоками ROP. Видеопамяти 16 Гбайт, тип GDDR6, соединяется с графическим процессором 256-битной шиной. Частоты 2065 и 2000 (16000) МГц (GPU и VRAM соответственно); в тестах графический процессор разгонялся до 2489 МГц.
Результаты тестов
Оценивали производительность на стенде с процессором Core i9-9900К, работающим на частоте 4,9 ГГц, двумя планками памяти DDR4-2666 общим объемом 16 Гбайт, накопителем M.2 NVMe SSD на 240 Гбайт. В качестве тестов — разные игры последних трех лет. Набор разрешений неизменный — 4K (3840×2160), QHD (2560×1440), Full HD (1920×1080). Настройки выставляются согласно зашитым пресетам, дополнительные активации технологий (сглаживание, трассировка лучей) не производятся. Исключение — Control, Metro Exodus и Cyberpunk 2077, но там все расписано отдельно.
С(т)имулятор средневековых баталий For Honor всегда радует высокой частотой кадров на максимальных настройках графики. И в этот раз не подвел: 100 без одного fps в 4K, не говоря уже про другие разрешения. Хорошо оптимизированный программный продукт — залог высокой производительности и популярности.
К легким играм Tom Clancy's Ghost Recon Wildlands отнести не получится, но 6800 XT и с ним справилась: 63 fps на максимальных настройках в 4K, 77 в QHD и 83 в Full HD. Примечательно, что частота кадров гораздо сильнее зависит от настроек качества, нежели от разрешения. Применительно к 4K редкий случай, когда падение производительности от перехода с QHD к 4K составляет менее 20%. В любом случае, абсолютно все разрешения и настройки играбельны, мелкие подгрузки заметны лишь в начале игрового процесса.
Известный шутер Far Cry в редакции New Dawn оказался легким для 6800 XT: различия между разрешениями и настройками минимальны. Даже вкралось подозрение, что результаты «фальшивые» из-за сбоя настроек или какого другого глюка. Перепроверил — отличия минимальны, в пределах погрешности. Игра идет плавно, рывки и фризы отсутствуют совершенно.
Странноватый шутер Control оказался крепким орешком для героя сегодняшних тестов, но оно и понятно: трассировка лучей очень сильно нагружает видеокарту. А если разрешение ещё поставить серьезное… В общем, в 4K видеокарте было явно тяжело. Но при сильном желании играть можно, так как 50-60 fps это не 30, а фризы почти не заметны. Комфортный «гейминг» начинается с QHD-разрешения с его 94-100 fps на максимальных и средних настройках. Трассировка лучей активировалась только в пресете High.
Сравнительно новая часть Assassin's Creed под названием Valhalla по общим субъективным впечатлениям легче предыдущей, и 4K как-то слишком просто далось видеокарте. 71 кадр на самой высокой детализации без единого залипания — это очень хорошо. Почти так же, как и For Honor, только трехзначных значений поменьше.
Одна из самых тяжелых игр для 6800 XT — Metro Exodus. Увы, в общий пресет не включены многие важные параметры изображения, поэтому их убавлять приходится вручную. На профиле Extreme, как положено, DLSS, Ray Tracing и тесселяция включены. Отсюда результат в 27 кадров в 4K и 44 в QHD. Если отключить тесселяцию и все RTX-фишки, то получим полуторакратную прибавку fps при прочих равных. Комфортно играть на максимальных настройках в Full HD и, если отключить трассировку лучей, ещё в QHD. Если качество картинки непринципиально, можно смело опускаться до High-пресета, там даже 4K без трассировки лучей и тесселяции.
Отличная стратерия в реальном времени Total War: Three Kingdoms отлично нагружает видеокарту без всяких RTX-технологий. Ключ к «успеху» — множество мелких объектов, которые надо отрисовать во всех подробностях. Поэтому на максимальном и высоком качестве картинки fps низкий. Но свои 55-70 кадров 6800 XT вытягивает даже в 4K, а в QHD уже сотня.
Вторая часть Division от Тома Клэнси охоча до ресурсов, поэтому сотню кадров при хорошей картинке можно увидеть только в QHD. В целом же никаких проблем с игрой вроде как нет даже в 4K, но некоторый дискомфорт из-за периодических случайных фризов мотивирует скинуть настройки качества до High или Medium. В остальном никаких проблем с игрой нет.
Первая часть Horizon, которая Zero Dawn, откровенно хорошо идет в 4K. По цифрам вроде бы все средне, но по субъективным ощущениям все прекрасно: плавно, без долгих прогрузок, четко и насыщено. И даже добавить нечего.
Самый обсуждаемый хит 2020 года — Cyberpunk 2077 — оказался очень разнообразным в плане пресетов. Если активировать трассировку лучей, то реально играть можно только в Full HD (DLSS отключен). Если же просто высокое качество картинки вас устраивает, то уже в QHD все плавно и стабильно. 4K хорошо «идет», увы, лишь на средних и низких настройках качества. И то, случаются неприятные кратковременные залипания при смене локаций.
Огромная площадь оребрения радиатора дает свои плюсы: температура графического процессора всего 60 градусов при 2100 оборотах в минуту. И это можно назвать оптимальным вариантом, так как на 2970 об/мин (максимальная скорость вращения) температура упала всего на четыре градуса. Хочется тишины? Можно ограничить скорость 1800 оборотами, и графический процессор нагреется до 64-67 градусов, что совершенно безопасно для него.
Настраивать параметры работы видеокарты удобно с помощью утилиты GPU Tweak II, которую можно скачать с сайта ASUS. Она может работать в простом режиме, где пользователь выбирает один из трех предустановленных профилей...
… И продвинутом режиме, когда частоты и напряжение питания GPU можно изменять вручную.
Доступен для редактирования и график зависимости скорости вентилятора от температуры графического процессора.
В отдельном окне программы представлены в виде графиков данные с основных датчиков на видеокарте.
Также из GPU Tweak II встроена утилита GPU-Z, выводящая базовую информацию о видеокарте.
Отзыв
Версия видеокарты Radeon RX 6800 XT от ASUS в серии TUF — отличный вариант исполнения мощного ускорителя. Здесь нет каких-то особых дополнений вроде возможности подключения дополнительных вентиляторов или подсветки, но все составляющие сделаны очень хорошо. Мощная и тихая система охлаждения, высокая частота графического процессора, эффективная система питания, приятный внешний вид. Если у вас есть 130 тысяч рублей и вы готовы потратить их на видеокарту, рассмотрите этот вариант.
Плюсы
- Эффективная и тихая система охлаждения.
- Мощная система питания.
- Хорошая производительность в играх.
- Качественный фирменный софт.
Может не понравиться
- Габариты.
- Цена.
Мне ваш разноцветный тренд никуда не упёрся!