Видеокарты с индексом «Ti» в названии выходят позже, чем «основные версии», и показывают чуть большую производительность. Обычно их выпуск совпадает с анонсом конкурентных решений в линейке AMD. Это своеобразный ответ «зеленых» для сохранения стабильного превосходства в конкурентной борьбе внутри линейки. Из RTX 3060 Ti получился хороший конкурент для Radeon 6700 XT, заняв нишу между RTX 3060 и 3070. ASUS выпустила свою версию этой видеокарты, включив модель в линейку TUF — GeForce RTX 3060 Ti OC. Посмотрим, как она покажет себя в деле.
Технические характеристики
- Модель: TUF-RTX3060Ti-O8G-GAMING.
- Графический процессор: GA104.
- Потоковых процессоров: 4864.
- Текстурных блоков: 152.
- Блоков ROP: 80.
- Частота графического процессора: 1755-1935 МГц.
- Объем видеопамяти: 8 Гбайт GDDR6.
- Частота видеопамяти: 1750 (14000) МГц.
- Шина памяти: 256 бит.
- Видеовыходы: 2× HDMI 2.0b, 3× DisplayPort 1.4.
- Занимает слотов в системном блоке: 3.
- Разъемы питания: 2× 8 пин.
- Габариты: 301×143×54 мм.
Цена на момент публикации обзора составляет 118 000 рублей.
Упаковка, внешний вид
Поставляется видеокарта в картонной коробке средних габаритов, окруженная вспененным полиэтиленом.
«Обложка» любой видеокарты — система охлаждения, или, если говорить точнее, рамка вокруг вентиляторов. В TUF RTX 3060 Ti она формована из листового металла, оснащена декоративными выступами, увеличивающими жесткость.
Логотип на торце кожуха оснащен мягкой RGB-подсветкой
Толщина видеокарты средняя — 54 мм, то есть полноценные три слота для установки понадобятся. Лучше четыре, чтобы воздух свободно поступал к вентиляторам системы охлаждения. На двухслотовой планке крепления пять видеовыходов: два HDMI и три DisplayPort.
Торцы ничем не прикрыты для свободного выхода нагретого воздуха. Длина системы охлаждения на несколько сантиметров превышает длину платы. Общая длина 301 мм, что немного для современной видеокарты среднего уровня. Разъем доппитания один, восьмипиновый, что ограничивает «аппетиты» видеокарты 225 ваттами.
Ближе к верхнему торцу можно заметить небольшой переключатель, позволяющий выбрать профиль работы системы охлаждения. P (Performance) — основной акцент на производительности кулера, вентиляторы удерживают температуру GPU в интервале 55-60 градусов под нагрузкой. Q (Quiet) — акцент на уровне шума. Чуть выше температура графического процессора, но ниже уровень шума.
Особенности конструкции
Демонтированный с лицевой части кулер, как видно на фото, отводит тепло не только от графического процессора, но и от видеопамяти и силовой части преобразователя питания.
На радиаторе установлены три фирменных вентилятора, выполненные с применением технологии Axial-tech. Количество лопастей на всех вентиляторах одинаковое, 9 штук. Лопасти дополнительно укреплены ограничительным кольцом, повышающим механическую прочность крыльчатки. Максимальная скорость вращения — 3000 оборотов в минуту.
С обратной стороны печатная плата закрыта алюминиевой пластиной, которая защищает SMD-компоненты от механических повреждений и увеличивает жесткость видеокарты в сборе. Терморезинок, позволяющих использовать пластину как дополнительный радиатор, инженеры не установили.
На силовых ключах в хвостовой части видеокарты установлен небольшой алюминиевый теплоотвод.
Печатная плата сравнительно небольшая, все крупные компоненты и контроллеры распаяны на лицевой стороне, на обратной преимущественно керамические конденсаторы и резисторы. Стоит отметить, что она полностью идентична печатной плате видеокарты ASUS ROG Strix GeForce RTX 3060 OC.
В центре распаян GPU и восемь микросхем видеопамяти.
Графический процессор GA104, построен на архитектуре Ampere. В нем 4864 потоковых процессора, 152 блока текстурирования, 80 блоков ROP, 152 тензорных блока и 38 RT-блоков. Базовая частота GPU 1410 МГц, в boost-режиме 1665 МГц. Инженеры ASUS заявляют максимальную частоту 1785 МГц, но, забегая вперед, скажу, что фактически графический процессор разгонялся до 1935 МГц. Это отличный результат, он достигнут в частности благодаря хорошей подсистеме питания. Видеопамяти распаяно 8 гигабайт, тип GDDR6, частота 1750 (14000) МГц, шина 256 бит.
В последнее время стало модно разделять силовую часть преобразователя напряжения. Возможно, это сделано ради более эффективного использования площади печатной платы. Ближе к планке крепления распаяны восемь фаз, ещё две распаяны недалеко от разъема доппитания.
Восемь фаз «работают» на графический процессор, две — на видеопамять. В качестве силовых ключей установлены сборки SiC654A с максимальным током в 50 ампер. VRM графического процессора управляется контроллером uP9512R, VRM видеопамяти — uP9529Q.
Результаты тестов
Для оценки производительности был собран стенд с процессором Core i9-9900К, работающим на частоте 4,9 ГГц, двумя планками памяти DDR4-2666 общим объемом 16 Гбайт, накопителем M.2 NVMe SSD на 240 Гбайт. В качестве тестов — десяток игр последних трех лет, измеряется среднее число кадров в секунду за время прохода тестовой сцены. Набор разрешений неизменный — 4K (3840×2160), QHD (2560×1440), Full HD (1920×1080). Настройки выставляются согласно заданным в играх пресетам, названия пресетов максимально схожи с оными в игре, дополнительная настройка не производятся, кроме тройки Control, Metro Exodus и Cyberpunk 2077.
Интересный симулятор средневекового воина For Honor показал хорошие результаты с RTX 3060 Ti в QHD и Full HD, но для 4K при «полном параде» мощности видеокарты чуть не хватает. Формально 67 fps — приемлемый результат, но периодические мелкие подергивания вынуждают сбросить настройку качества хотя бы до High.
Игра Tom Clancy's Ghost Recon Wildlandsне славится хорошей оптимизацией, а потому все ещё можно считать серьезной нагрузкой для 3060, пусть даже Ti. Плавный игровой процесс в 4K начинается с пресета Medium, в QHD с High, ну а в Full HD можно играть с любыми настройками без рывков и фризов. В целом, можно и в QHD играть «на ультрах», поотключав самостоятельно некоторые опции, которые практически не видны глазу в горячке битв, но сильно нагружают графический процессор.
Заданные разработчиками пресеты настроек графики в Far Cry New Dawn можно считать одними из самых «правильных» с точки зрения нагрузки на видеокарту: нет резких скачков, от разрешения к разрешению разрыв в процентах практически не меняется. Да и «собрали» игру хорошо, при 64 кадрах в 4K рывки практически не заметны, ну а в других разрешениях их вообще нет.
По первому взгляду на результаты в Control видно, что 4K для 3060 Ti слишком тяжел. Мало кадров, фризы в баталиях. Начиная с QHD можно играть «в охотку», рывки случаются лишь короткое время после подгрузки локации. В Full HD результат уже трехзначный во всех пресетах качества, можно побаловаться сглаживанием или трассировкой лучей, при этом потеря производительности будет варьироваться от 30 до 50%.
Assassin's Creed Valhalla снова вынуждает выбирать в 4K: или красивая картинка, или приятный гемплей. Так себе альтернативы, учитывая, что для получения комфортных «условий» нужно сбросить на минимум практически все настройки качества. Тут уж лучше сразу в QHD или Full HD переключаться, лагов нет, средний fps высокий.
4K в Metro Exodus откровенно тормозит на всех пресетах качества, кроме минимального. Максимально красивая картинка «идет» вообще без тормозов лишь в Full HD, для QHD оптимальными будут Ultra и High. Или, как вариант, можно отключить тесселяцию и трассировку лучей.
Большая разница между пресетами по производительности в игре Total War: Three Kingdoms объясняется обилием мелких объектов, для которых необходимо просчитать освещение, тени и другие параметры, влияющие на отображение поверхностей. Поэтому разница между Maximum и Low составляет до нескольких раз. В целом же, плавный геймплей с максимально красивой картинкой начинаются в QHD, а на 4K реально «играбельными» можно считать лишь Medium и Low.
Division 2 в целом повторяет картину из Total War, разве что тормозов в 4K на максимальном качестве чуть меньше. В одиночку побегать по городу сойдет, но перед серьезным замесом лучше сразу отключать ресурсоемкие украшательства или переходить на QHD или Full HD.
Horizon Zero Dawn к легким играм не отнести. Здесь ситуация в чем-то аналогична For Honor: цифры в синих «палочках» обнадеживающие, но на практике удобоваримая картинка появляется на средних настройках (или, как оно названо в игре, Original). В QHD и Full HD подобных проблем нет, тягай все ползунки качества вправо и наслаждайся.
Оптимистичный и детализированный симулятор возможного будущего Cyberpunk 2077 ожидаемо нагрузил 3060 Ti по-полной. 4K можно смело вычеркивать из списка играбельных разрешений, а в QHD под большим вопросом максимально детализированные пресеты, с трассировкой лучей и без неё. 48-49 fps хватает для игры, но плавной-бесшовной картинку не назвать. Вот в Full HD — да, без вопросов; ни фризов, ни просадки рефреша при резких поворотах.
Отдельным графиком — как влияет положение ползунка DLSS на частоту кадров. Видно, что при автоматической настройке игра старается сделать упор больше в производительность, чем в качество, и, если запас по рефрешу есть, можно покрутить ползунок в сторону улучшения изображения. Без DLSS при максимальном качестве картинки и активной трассировке лучей 3060 Ti откровенно «погибает» даже в Full HD.
Тепловыделение графического процессора заявлено около 200 Вт, весь стенд от розетки потреблял в среднем 390 ватт в играх и 70 в 2D-приложениях. Фирменный кулер на видеокарте отлично справляется со своими задачами — при автоматической регулировке оборотов вентиляторов температура не превышала 60 градусов, и запас по оборотам приличный. Видно, что можно смело убавлять обороты до 1300-1500 в минуту, нагрев кристалла увеличится на 3-4 градуса, не более. А шума от вентиляторов будет поменьше. Слышно шелест воздушного потока начиная с 2500 оборотов, это уже больше «эффективного максимума», а поэтому даже при разгоне особо накручивать регулятор не стоит, разница всего 5 градусов.
Фирменное ПО
Регулировать все параметры работы видеокарты удобно через утилиту GPU Tweak II. Для несведущего в тонкой настройке пользователя есть базовые пресеты, влияющие на максимальную частоту графического процессора.
Для приверженцев ручной настройки есть «расширенный» режим, где частоты, лимит энергопотребления и другие параметры настраиваются индивидуально.
Для напряжения на ядре можно немного скорректировать график
Также поддаются тонкой настройке графики зависимости оборотов вентиляторов от температуры и частоты от температуры
Для мониторинга параметров есть вкладка с графиками частот, температуры и оборотов.
Отзыв
Для современной игровой системы среднего и чуть-выше-среднего уровня видеокарта ASUS TUF Gaming GeForce RTX 3060 Ti OC — отличный выбор: производительная, тихая, качественно выполнена. Кого-то может расстроить низкая производительность в 4K, но на данный момент ей и не положено свободно «брать» такие «высоты». Это одна из самых низкопроизводительных видеокарт трехтысячной серии, если сравнивать с теми же RTX 3080 и 3090. Единственно, что печалит в данном продукте, — цена. Увы, от ASUS она не сильно зависит.
Плюсы
- Эффективная и тихая система охлаждения.
- Хорошая производительность.
- Качественный фирменный софт.
Минусы
- Цена.