Вчера, 1 июля, разработчики браузера Firefox официально анонсировали новую функцию под названием Semantic History Search («Семантический поиск по истории»), которая, теоретически, сделает решение от компании Mozilla более удобным в повседневном использовании. Дело в том, что пользователи данного приложения довольно часто, по словам самих разработчиков, испытывают трудности с поиском ранее посещённых сайтов, особенно когда полагаются исключительно на функцию поиска по истории Firefox.
«Когда ключевые слова уже забыты, бывает довольно трудно подобрать правильный запрос, чтобы найти в истории просмотра необходимый сайт. Человеческая память, как правило, основывается не на URL-адресах и заголовках страниц, а на контекстуальном значении», — заявил менеджер сообщества Connect.
Для того, чтобы устранить данную проблему, разработчики предлагают пользователям Firefox загрузить небольшую языковую модель Xenova/all-MiniLM, которая создаст векторную базу данных на основе существующей истории посещений пользователя. Данное нововведение предоставляет возможность выполнять поиск по истории на естественном языке — без точных вхождений по ключевым словам.
Например, если пользователь является большим фанатом баскетбола, он мог посетить сайт NBA.com, но найти ссылку на этот ресурс по запросу «баскетбол» с использованием стандартной системы поиска по истории не выйдет, так как данный термин в заголовке страницы или URL-ссылке не отображается. В случае с использованием новой системы поиска браузер сможет найти ссылку на NBA.com, так как «NBA» и «баскетбол» тесно связаны в семантическом плане. Разработчики данного нововведения рассказали, что протестировали работу семантического поиска на своих профилях и профилях «синтетических» клиентов, но теперь хотят собрать обратную связь от реальных пользователей.
Кроме того, представители Firefox делают акцент на том, что языковая модель Xenova/all-MiniLM анализирует историю поиска пользователя и сопоставляет запросы с семантическим контекстом локально на устройстве, не передавая эту информацию самой Mozilla или третьим лицам.
«Нового сбора данных или дообучения модели не требуется. Ваша история просмотров не покидает устройство», — заявил менеджер Mozilla.
Для многих пользователей это очень важный момент, так как делиться историей поиска с корпорацией никто не захочет.