Отечественный электромобиль «Атом» на текущий момент проходит финальные испытания перед началом серийного производства. Основная задача разработчиков — убедиться, что он полностью соответствует первоначальным требованиям.
История «Атома» началась в 2021 году с концепции компактного и технологичного городского электромобиля, а в 2023 году общественности представили демонстрационный образец, который демонстрировал будущий дизайн автомобиля. Инженеры компании определили параметры будущего электромобиля, а специалисты провели анализ конкурентов на основе заданных критериев. Все они были тщательно проанализированы, учитывалась сотня параметров — от эргономики до управляемости и ходовых качеств. В конечном счёте была сформирована целевая матрица характеристик «Атома».
Далее началась работа с цифровыми двойниками — создавались виртуальные модели, проверялись все ключевые системы и компоненты автомобиля до этапа создания реального прототипа. Кроме того, команда создала виртуальные трассы, полигоны и даже города для испытаний. Всё это позволяет быстро проводить исследования, ускорить разработку, снизить затраты и повысить точность тестов. Цифровая модель полностью соответствует физическим характеристикам электромобиля и в виртуальной среде ведёт себя как реальный объект.
Команде проекта «Атом» потребовался год, чтобы создать первую российскую серийную платформу для электромобилей. Она получила модульную конструкцию, которая позволяет модифицировать её в зависимости от поставленных задач.
Для обкатки платформы были созданы 13 функциональных прототипов — на них тестировали шасси, рулевое управление, тормоза, системы безопасности и другие функции.
Отдельно был создан эргономический макет «Берёзка» — изначально деревянный, но впоследствии с элементами из пластика и композитных материалов. С его помощью тестировали эргономику, интерьер, навесные элементы и электронные блоки будущего электромобиля.
Проверка и отработка сценариев производственных процессов осуществлялась на автоматизированном испытательном стенде электронных компонентов. Ключевые блоки и узлы автомобиля подключали к виртуальной модели автомобиля или его подсистемам. В этом случае условия приближены к реальным.
На следующем этапе были выпущены предсерийные образцы серии PSC, максимально приближенные к финальной версии автомобиля. В конце 2024 года команда отрабатывала на них сборку, настройку программного обеспечения, проводила физическое испытание в лаборатории, на полигоне и дорогах. Дизайн прототипа на этом этапе почти полностью соответствует серийной версии.
Далее была серия VC, когда автомобиль уже находится на финальной стадии разработки и проходит соответствующие тесты: работоспособность всех систем в комплексе, соответствие нормативам безопасности и другим требованиям, готовность сборочного процесса к масштабированию. В сборке этих прототипов используются элементы, которые пойдут в серийное производство, а сварка и покраска кузова осуществляются на конвейерном оборудовании.
Серия PT используется для отладки производственного процесса целиком, обучения персонала и проверки всех логистических цепочек. На этом этапе осуществляется устранение возможных проблем перед серийным производством.