Теория формирования Луны опровергнута? Китайцы нашли на спутнике богатый водой материал

Новое открытие чуть ли не противоречит мегаимпактной гипотезе образования нашего спутника, но подтверждает мультиимпактную

Среди образцов лунных материалов, которые китайская межпланетная станция «Чанъэ-5» доставила на Землю, учёные нашли очень богатый на воду минерал. Её содержание достигает 41% по Массе, а аммиака в нём до 6% — ранее на Луне никогда не удавалось находить элементы с настолько богатыми на эти вещества соединениями (китайский аппарат доставил породу с 43-го градуса северной широты). Присутствие такого количества воды в минерале означает, что внутри наш спутник богат на воду в той же мере, что и Земля — по крайней мере, так считают китайские учёные. Они называют ближайшим аналогом этого минерала с Луны новограбленовит, открытый в России в 2012–2013 годах около вулкана Толбачик на Камчатке.

Вышеупомянутый земной элемент формируется при контакте раскалённых базальтов с вулканическими газами, содержащими много воды и соединений азота. Изначально его агрегатной формой выступает газ (при извержениях вулкана), но затем, по достижении поверхности, он конденсируется и формирует устойчивые связи.

Новый обнаруженный на Луне минерал имеет повышенную концентрацию хлора-37, что характерно только для элементов нашего спутника. Иными словами, это показывает, что минерал не был загрязнён ракетными двигателями или чем-то ещё. Открытие китайских учёных показывает, что в недрах Луны есть водяной пар и соединения с азотом, а все они важны для образования жизни.

Исследование также, по всей видимости, опровергает популярную теорию формирования спутника Земли — мегаимпактную. Согласно этой гипотезе, в нашу планету врезалась Тейя, выбившая земные материалы в космос, что привело к плавлению и их поверхности, и верхнего слоя нашей планеты. А затем, со временем, из оказавшихся в космосе обломков сформировался небесный объект, который мы называем Луной — как считалось, безводной и бедной на лёгкие элементы. В прошлом эта теория уже подвергалась критике, когда на полюсах спутника нашли водный лёд, но его могли оставить кометы, в какой-то период врезавшиеся в Луну. Однако открытие минерала, богатого на воду, рушит эту теорию в корне: при столкновении Земли с другой планетой вся вода из выбитых элементов испарилась бы.

Другая популярная гипотеза формирования нашего спутника — мультиимпактная, её в 2007 году сформулировал российский астрофизик Николай Горькавый, а спустя 10 лет повторно предложили израильские специалисты. Согласно этому трактованию, Луна тоже сформировалась из выбитых земных пород, однако не в результате столкновения с огромным объектом наподобие планеты, а вследствие множества контактов с небольшими астероидами — подобные удары не образовывали достаточное количество энергии для того, чтобы плавить выбрасываемые материалы. Горькавый предположил, что Луна содержит много воды и в глубине, а на полюсах образовалась мерзлота глубиной до тысячи метров. Под ней могут быть карманы с жидкой водой и условия, подходящие для зарождения жизни.

Источник