adblock check

Робот-гуманоид, летающее авто и умный дом: 10 технологий СССР, опередивших своё время

Советские инженеры каким-то невероятным образом могли практически предсказывать будущее передовых технологий

В это, возможно, тяжело поверить, но многие устройства и технологии, которые в наши дни встречаются повсеместно и являются чем-то абсолютно обыденным, когда-то очень давно были придуманы лучшими умами СССР. В те времена советские учёные, исследователи и инженеры разрабатывали удивительные вещи, существенно опережая технический прогресс, и лишь спустя десятки лет эти идеи становились популярными по всему миру. Безусловно, в конечном итоге далеко не все передовые разработки ушли в серийное производство, но они существенно повлияли на развитие высоких технологий в будущем.

Мобильный телефон «ЛК-1»

В стремлении создать продвинутое портативное средство связи, советский инженер-радиотехник Леонид Куприянович разработал дуплексный мобильный радиотелефон «ЛК-1» (назван в честь самого изобретателя), опытный образец которого был протестирован в 1957 году. Это устройство весило целых 3 килограмма (впрочем, в то время вся техника была довольно тяжёлой и крупной), имело радиус действия от 20 до 30 километров и могло работать на одном заряде батареи в течение целых 30 часов.

Робот-гуманоид, летающее авто и умный дом: 10 технологий СССР, опередивших своё время
Визуально советский мобильный телефон напоминал стационарный, но с антенной | «Бренды России»

Примечательно, что «ЛК-1» функционировал посредством взаимодействия с автоматической телефонной радиостанцией — благодаря ей с мобильного телефона можно было совершать звонки на стационарные телефоны, а также принимать вызовы с домашних номеров или даже уличных телефонных автоматов. В дальнейшем инженер существенно уменьшил габариты устройства в версиях телефонов «ЛК-2» и «ЛК-3», но до релиза они не добрались. По одной из версий — из-за ограниченного радиуса действия и необходимости транспортировать базовую станцию.

Прародитель интернета

В 1954 году Анатолий Китов, бывший военный инженер, возглавил вычислительный центр Министерства Обороны СССР, а уже спустя два года выпустил, пожалуй, важнейшую в его жизни книгу под названием «Электронные цифровые машины». В этой работе он высказал весьма амбициозную идею создания новейшей автоматизированной системы управления, которая должна была объединить вычислительные мощности десятков тысяч предприятий по всему государству.

Робот-гуманоид, летающее авто и умный дом: 10 технологий СССР, опередивших своё время
Американские специалисты придумают аналогичную систему лишь спустя 10 лет | РИА «Новости»

Более того, в 1959 году господин Китов отправил Никите Хрущёву, первому председателю ЦК КПСС, письмо с предложением создать «ОбщеГосударственную Автоматизированную Систему учёта и обработки информации» — в определённом смысле прообраз современного интернета, пусть и сильно упрощённый (система предназначалась для более эффективного управления в сфере сельского хозяйства). Правда, в ЦК КПСС данную инициативу тогда не оценили, завернув проект в пользу управления предприятиями на местах.

«Москвич-412ИЭ» на водороде

Идея водородного транспорта, которую сейчас активно продвигают крупные компании, на самом деле далеко не новая — в 1976 году советские специалисты выпустили модификацию легкового автомобиля «Москвич-412ИЭ», которая работала буквально на воде. «Под капотом» транспортного средства был расположен химический реактор со специальным катализатором (с оксидами металлов), который расщеплял воду, поступающую из бака, на кислород и водород.

Робот-гуманоид, летающее авто и умный дом: 10 технологий СССР, опередивших своё время
Наглядная демонстрация выражения «Всё новое — хорошо забытое старое» | Drive2

Водородный топливный элемент в этом сценарии заменял куда более вредный для окружающей среды бензин в двигателе внутреннего сгорания, позволяя передвигаться на экологически чистом автомобиле. Интересно, что система подачи традиционного топлива в данном экспериментальном автомобиле тоже присутствовала. То есть если заправиться водой по какой-то причине было невозможно, «Москвич» мог функционировать и на бензине. Проблема новинки заключалась в том, что необходимой инфраструктуры в СССР не было, автомобиль на водороде изготовить технически сложнее и дороже, плюс сам топливный элемент крайне взрывоопасен.

Орбитальный спутник «Спутник-1»

В далёком 1957 году советские специалисты запустили на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли под названием «Спутник-1» (кодовое обозначение «Простейший Спутник-1» или «ПС-1»), который ознаменовал начало космической гонки. Корпус модели был изготовлен из двух полусферических оболочек, заполненных азотом, и весил 83,6 килограмма (из которых 60% приходилось на источники питания).

Робот-гуманоид, летающее авто и умный дом: 10 технологий СССР, опередивших своё время
Так выглядела конструкция спутника изнутри | «Цифровой океан»

Данный спутник оснастили радиостанцией «Д-200», которая в поочерёдном режиме на двух частотных диапазонах передавала радиосообщения в течение 21 дня (всего же первопроходец пробыл на орбите Земли 92 для, совершив 1440 оборотов вокруг планеты). Выполнив поставленные задачи (исследование верхних слоёв атмосферы и демонстрация силы всему миру, особенно США), спутник благополучно сгорел в нижних слоях атмосферы, продемонстрировав всему миру превосходство СССР в области космических технологий.

Поезд на магнитной подушке «ТА-01»

Поезд на магнитной подушке (он же «маглев» от magnetic levitation) придумали в СССР в 1979 году — специалисты были уверены, что такого рода составы могут передвигаться гораздо быстрее (на данный момент подобные модели могут конкурировать даже с самолётами) традиционных решений, не издавая при этом никакого шума. Для тестирования передовой разработки была построена тестовая площадка — по ней передвигалась модель «ТП-01», на которой отрабатывали технологию магнитной левитации.

Робот-гуманоид, летающее авто и умный дом: 10 технологий СССР, опередивших своё время
Ещё на момент испытаний «ТА-05» (последняя номерная версия) выглядел крайне футуристично для своего времени | TechInsider

И хотя по множеству параметров новый поезд был заметно лучше стандартных решений, существовала одна большая проблема — финансовая. Маглевы не могли использовать существующую инфраструктуру — для них нужно было проложить новые пути, стоимость которых на то время была слишком высокой. Собственно, из-за этого самый быстрый наземный общественный транспорт до сих пор не пользуется высокой популярностью в мире.

Система умного дома «СФИНКС»

Удивительно, но «прадеда» современного умного дома в СССР придумали ещё в 1987 году — тогда система носила название «Суперфункциональный информационно-коммуникационный комплекс» (или «СФИНКС»). Идея заключалась в том, чтобы различные модули в доме могли «общаться» друг с другом посредством устройства с центральным процессором и тремя блокам памяти.

Робот-гуманоид, летающее авто и умный дом: 10 технологий СССР, опередивших своё время
Если убрать телефон, вмонтированный в панель с клавиатурой, то получился бы современный ноутбук (почти) | «Юрий Подоляка»

Среди модулей системы числились сферические и плоские акустические колонки, пульт дистанционного управления со встроенным дисплеем, нечто отдалённо похожее на современный ноутбук со встроенным телефоном и множество иных гаджетов. Уже тогда инженеры считали, что управлять всем этим можно будет не только посредством кнопок, но и голосовыми командами. Но, безусловно, многое из вышеперечисленного в то время выпустить было невозможно — техническое развитие ещё не позволяло.

Микроволновая печь

Технически изобретателем микроволновой печи считается американский инженер и изобретатель Перси Спенсер (Percy Spencer) — именно он в 1946 году получил патент на устройство, способное готовить попкорн посредством микроволнового излучения. Но советские специалисты открыли и довольно детально описали эту же технологию гораздо раньше — первая публикация на эту тему вышла в газете «Труд» ещё в 1941 году, то есть на 5 лет раньше.

Робот-гуманоид, летающее авто и умный дом: 10 технологий СССР, опередивших своё время
Так выглядело описание прообраза микроволновой печи в 1941 году | «Газета Труд»

В публикации описано отечественное устройство, созданное в стенах Всесоюзного научно-исследовательского института мясной промышленности, которое позволяло гораздо быстрее размораживать мясную продукцию, топить жиры, готовить колбасные изделия и термически обрабатывать продукты питания из мяса. Вероятно, советские изобретатели смогли бы получить патент на технологию раньше американского предпринимателя, но началась Вторая мировая война.

Робот-гуманоид «АРС»

В современном мире роботов-гуманоидов создают для того, чтобы заменить человека на производстве, но в 1966 году инженер Борис Гришин поставил перед собой даже более сложную задачу. Он решил разработать (и разработал) автоматического радиоэлектронного секретаря (сокращённо «АРС» или «Арсик»), который должен был помогать его матери преклонного возраста, пока советский специалист отсутствует дома.

Робот-гуманоид, летающее авто и умный дом: 10 технологий СССР, опередивших своё время
«Арсика» можно было перепрограммировать при помощи специальных дисков, меняя набор его команд и возможностей | Habr

Человекоподобный робот должен был проветривать помещение, регулируя температуру в квартире, выполнять функции охранника, отвечать на телефонные звонки и даже записывать их, включать/выключать свет или бытовые приборы, зачитывать владельцу распорядок дня и при необходимости вызывать экстренные службы — скорую, пожарную и так далее. Питался данный робот от электрической сети, а весил целых 100 килограммов, но в массовое производство не попал. В то время на роботов ещё не было такого высокого спроса — человеческий труд был куда дешевле.

Летающий автомобиль «ГАЗ-16»

В 1962 году мечтатели из «ГАЗ» и «НАМИ» представили экспериментальный автомобиль «ГАЗ-16», который при необходимости мог взлетать над поверхностью земли. Для этого конструкция транспортного средства предусматривала два достаточно мощных пропеллера, которые нагнетали воздух под автомобилем, позволяя модели летать на высоте до 40 см в сценариях, когда просто проехать на четырёх колёсах было невозможно или небезопасно.

Робот-гуманоид, летающее авто и умный дом: 10 технологий СССР, опередивших своё время
Разработку автомобиля свернули в том числе из-за слишком высокой технической сложности производства | «5 Минут за 5 Минут»

При этом передвигаться в формате традиционного автомобиля на четырёх колёсах «ГАЗ-16» тоже умел — теоретически, его максимальная скорость составляла 170 км/час. Более того, инженеры выпустили несколько модификаций летающего авто — в последней, «ГАЗ-16Б», под капотом стоял двигатель от вертолёта «Ми-2» на почти 400 лошадиных сил. Но корпус модели оказался слишком большим для эксплуатации на дорогах общего пользования.

Пилотируемый корабль «Восток»

В 60-х годах прошлого столетия вопросов о том, кто занимает лидирующую позицию в космической гонке вооружений, не возникало — сначала специалисты из СССР запустили на орбиту первый искусственный спутник, а затем на космическом пилотируемом корабле «Восток-1» в 1961 году впервые в истории в космос отправили человека. Тогда Юрий Гагарин совершил один оборот вокруг Земли, успешно вернувшись домой целым и невредимым.

Робот-гуманоид, летающее авто и умный дом: 10 технологий СССР, опередивших своё время
Также на корабле «Восток» в космос впервые в истории отправили женщину-космонавта Валентину Терешкову | «Невседома»

В ходе данного полёта, который продолжался всего 108 минут, советским учёным удалось выполнить ряд крайне важных научных исследований. Например, специалисты оценили влияние нахождения космонавта на околоземной орбите на его его физическое состояние, проанализировали работоспособность различных бортовых систем и надёжность конструкции корабля. Полученные данные легли в основу дальнейшей космической программы СССР, а затем и России.

Россия Россия
38,7K участников
Вступить
Автомобили Автомобили
10K участников
Вступить
3 комментария по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
А куда по итогу делись умы, работавшие над этим :)
Фанат Хогвартса
Автор
никуда не делись — трудились дальше над различными проектами
Да, один в Интел продолжил трудиться)