Ещё с момента появления первых смартфонов пользователей волнует тема, связанная со звуком, — как заставить свой аппарат проигрывать музыку лучше? Многие покупают плееры, внешние ЦАПы для смартфонов или просто смартфоны с хорошими ЦАПами. Но это всё даёт преимущество только в битрейте и частоте дискретизации. В этой статье поговорим про возможности разных эквалайзеров и особенностях их настроек.
Отдельные эквалайзеры без ROOT
Wavelet
Зачастую эквалайзеры работают только с приложениями, проигрывающими музыку — системные звуки и аудиопоток из, например, YouTube, остаются нетронутыми. На моей памяти, Wavelet — единственный эквалайзер, не требующий ROOT-доступа, и при этом позволяющий применить настройки ко всей системе. Для этого в приложении нужно включить специальный Legacy-режим. К тому же, здесь присутствует удобный функционал автоматического переключения профилей между аудиоустройствами, с которых воспроизводятся звуки. В остальном, эквалайзер не предлагает большой вариативности, особенно без разблокировки всех функций, которая стоит денег — 329 рублей. Но бояться этого не стоит, все основные функции в бесплатном режиме доступны: автоматическая эквализация, основанная на моделях разных наушников и колонок, графический 9-полосный эквалайзер, ограничитель (лимитер) и настройка баланса. В платном режиме также становятся доступными усилитель баса, виртуализатор, реверберация и бас-тюнер.
Особенности Wavelet:
- настройки действуют на всю систему;
- достаточный для большинства функционал в бесплатном режиме;
- простой и понятный интерфейс;
- автоматические переключение профилей для Bluetooth, динамиков и наушников.
Poweramp Эквалайзер
Как и одноимённый плеер, этот эквалайзер обладает запредельным количеством функционала — здесь можно настроить практически каждый аспект звука, будь то эквализация, компрессия или частота дискретизации. Такой эквалайзер подойдёт как простому пользователю, так и аудиофилу. Интерфейс пусть и удобный, но довольно сложный, хотя к нему нетрудно привыкнуть. На первой вкладке находится эквалайзер и кнопка ограничителя, на второй — компрессор и настройка баланса звука. В настройках можно регулировать такие параметры, как количество полос эквалайзера (максимум — 31!) или частоту дискретизации на выходе аудиопотока, а также многие другие, более мелкие функции. К сожалению, всё это доступно только при оплате Премиум-доступа стоимостью 150 рублей, а в бесплатном пользователю будет доступен только эквалайзер.
Особенности эквалайзера от Poweramp:
- большое количество функционала при оплате Премиум-доступа;
- детальная настройка аудиопотока;
- 31-полосный эквалайзер;
- импорт и экспорт настроенных профилей.
Отдельные эквалайзеры с ROOT
Viper4Android
Этот эквалайзер — самая настоящая живая легенда среди всех Android-эквалайзеров. Ещё со времён Android 2.3 это приложение радовало пользователей поистине большим количеством функционала и удобной работой. Как и в Wavelet, здесь можно активировать применение звука ко всей системе, а также автоматически переключаются профили. Помимо этого, приложение обладает огромным количеством функционала, начиная с простого 10-полосного эквалайзера, и заканчивая конвольвером (функция, позволяющая применять импульсы) и расширением спектра (поднятие битрейта алгоритмами). К сожалению, основные разработчики уже давно забросили своё творение, так что теперь на последних версиях Android приходится довольствоваться кое-как работающими модами от энтузиастов.
Особенности Viper4Android:
- большое количество функционала, в том числе нетипичного;
- настройки действуют на всю систему.
JamesDSP
JamesDSP задуман как более современный и работоспособный аналог Viper4Android. По сути, этот эквалайзер обладает почти тем же функционалом, за исключением нескольких функций, например, расширения спектра. При этом, некоторые из них здесь реализованы лучше с технической стороны и их применение вызывает меньше искажений аудиопотока в конечном итоге.
Особенности JamesDSP:
- нормальная работа на последних версиях Android;
- лучшая реализация функций, чем у V4A.
Хорошие эквалайзеры в составе плееров
Stellio
Stellio — хороший плеер, интерфейс которого выполнен в красивом плоском стиле. На удивление, в каком-то смысле его эквалайзер оказался даже мощнее, чем описанный выше Poweramp, если говорить о настройке именно звука, а не параметров аудиопотока. Здесь есть 12-полосный эквалайзер, компрессор, эхо, реверберация, эффект полёта и AutoWah. Помимо этого можно настроить тон и скорость проигрываемой записи. Если нужно, эквалайзер можно выключить и использовать отдельный. К сожалению, убрать рекламу и получить эксклюзивные темы для плеера можно только при покупке Премиум-доступа стоимостью 200 рублей.
Особенности эквалайзера Stellio:
- большое количество функционала, в том числе нетипичного.
JetAudio
Если предыдущий плеер обладал современным приятным интерфейсом, то jetAudio, увы, этим порадовать не сможет. Однако, у него есть свои преимущества: как минимум, более стабильная работа и интересный функционал. Например, здесь можно включить вывод звука через движок HRA, который позволяет высококачественно воспроизводить Hi-Res-файлы. Помимо этого, конечно, здесь есть эквалайзер и множество других функций, таких как: реверберация, компрессор, усилитель звука AM3D, Bongiovi DPS (аналог автоматической эквализации в Wavelet), Crystalizer. К сожалению, бесплатно доступен только эквалайзер с реверберацией и компрессором, остальное можно приобрести пакетом за 350 рублей (или получить через Play Pass), либо купив нужную функцию отдельно, отдав по 260 рублей за каждую. Также можно настроить баланс звука и включить автопереключение профилей.
Особенности эквалайзера jetAudio:
- наличие фирменных фишек;
- автоматические переключение профилей для Bluetooth, динамиков и наушников.
Советы по настройке эквалайзера
Большинство пользователей настраивают эквалайзер в виде параболы: с задраными высокими и низкими частоты и заваленной серединой. Я тоже так делал, пока не понял несколько простых правил: что слишком большое усиление любой частоты приведёт только к искажению итогового звучания, но никак не к улучшению, а также, что середина — на самом деле важная составляющая любой песни.
На основе личного опыта прослушивания и сведения музыки, я составил краткий «справочник частот», который поможет вам разобраться в том, как именно настроить свой эквалайзер:
- ~75 Гц: бас-бочка и низкий, глубокий бас. Слишком большое поднятие этой частоты может привести к большой компрессии звука и клиппингу (треску). Я обычно поднимаю на 4-5 дБ.
- ~150 Гц: в основном влияет на бас. Слишком большое поднятие может привести к тому, что бас станет бубнящим и неприятным. Обычно не трогаю, либо убираю на пару децибел.
- ~300-600 Гц: те частоты, где пересекается множество инструментов, начиная с баса и заканчивая голосом. Слишком большое поднятие может вызвать неприятный гул, муть и «бочковатость» в звуке, но и убирать эти частоты стоит с умом — только если вы отчётливо слышите вышеописанные проблемы.
- ~1,2-2,4 КГц: в основном влияют на гитару и голос. В целом, это те самые частоты, которые вообще не стоит трогать — обычно их достаточно в любых наушниках или колонках.
- ~4,8 КГц: верхняя середина, влияет на гитару. На некоторых наушниках эта и следующая частоты задраны специально для того, чтобы слушателю казалось, будто музыка играет громко, хотя это не так. На наушниках я приглушаю эту частоту на 3-5 дБ, потому что иначе звук превращается в кашу без деталей и отчётливости, и к тому же режет уши на большой громкости. Если вы замечаете неприятное давление на уши во время прослушивания музыки с динамиков вашего смартфона на большой громкости, то здесь также поможет приглушение этой и следующей частот.
- ~9,6 КГц: частота, отвечающая за яркость тарелок и шипящих/свистящих звуков голоса. Как и с прошлой частотой, на наушниках я рекомендую убирать эту примерно на 5 дБ, если вы чувствуете, что на большой громкости вашим ушам больно и вы не можете расслышать инструменты по отдельности.
- ~12-19 КГц: частоты, в диапазоне которых находятся тарелки и прочие очень высокие звуки. В отличие от предыдущих двух, эти не вызывают подобных проблем, а всего лишь подчёркивают присутствие инструментов. Если не хватает тарелок, можно поднять на 3-4 дБ.
Стоит понимать, что одинаковые настройки для разных аудиоустройств не подойдут — у каждого из них своя АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) и нюансы, под которые нужно настраивать отдельное звучание. Именно поэтому я выделял в особенности автоматическое переключение профилей — если кроме наушников у вас есть колонка и/или неплохие динамики в смартфоне, лучше настроить под них отдельные профили.