43,

Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов


Здравствуйте, дорогие посетители портала Trashbox! В сегодняшнем выпуске Канувших в лету мы поговорим о девайсах настолько известной мобильной компании, что известнее, кажется, и не найдешь. Говорить мы будем о Nokia N-Gage — необычных устройствах, которые были призваны стеснить продажи различных карманных игровых приставок, что, к сожалению, им не удалось. Однако, устройства впечатляли. Представьте себе: 3D-игры, удобное управление (для игр), игры на «картриджах», а также единый онлайн-сервис — и все это в 2003 году!

Интересно, почему провалилась идея такого крутого устройства? Добро пожаловать под кат!


На дворе 2001 год. Компания Nokia — лидер мобильной индустрии. Лидеры, как известно, имеют немалый капитал, что позволяет им использовать его в самых различных целях. Компания Nokia, как известно, любила эксперементировать. Идей было много, а финансы позволяли — отчего же не воспользоваться возможностями?

В 2001 году в компании решили создать молодежный телефон для общения и прослушивания композиций в формате ААС или МР3. Устройство для прослушивания музыки уже было — Nokia Music Player (март 2001). Да-да, Nokia производила музыкальный плеер.

Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов



Одной из особенностей этого плеера было то, что он мог использоваться как гарнитура для мобильного телефона (поддерживались Nokia 3310, 3330, 8210, 8250 и 8850). Отмечу и другие возможности девайса. Music Player имел слот для сменяемой карты памяти на 32 МБ, которая могла обеспечить пользователя 1 часом музыки в формате AAC. Питание же было отдельным (одна батарейка ААА) от телефона. Подключался девайс к компьютеру через вездесущий USB.

Nokia 3310 — легендарный телефон, новые экземпляры которого можно приобрести (хоть и редковстречающиеся) даже сегодня. Имел этот телефон модификацию 3330. Именно этот телефон, а также вышеупомянутый Music Player лег в основу нового телефона — Nokia 5510.

Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов
Nokia 3330

Данное устройство не имело конкурентов. Оно предлагало использовать QWERTY-клавиатуру, которая была разбита пополам. Между половинками клавиатуры располагался экран. Да-да, экран, смотрите сами:

Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов


К сожалению, устройство получилось неудобным. Отсутствие конкуренции — не всегда хорошая вещь, ведь пользователям не с чем было сравнить этот телефон. К смартфонам или КПК он не относился, а как телефон, я уже сказал, был неудобен. Итог: устройство было по-тихому снято с производства.

Это был первый опыт Nokia в производстве горизонтально ориентированных телефонов. «А причем тут игры?», спросите вы. «Не торопитесь, сейчас вы все узнаете», отвечу я.

В 2003 году Nokia решила повторить эксперимент. На этот раз компания выпустила все еще телефон на платформе Series 40, который также был ориентирован на молодую аудиторию и имел соответствующий дизайн. Устройство получило название 3300. Отличия от 5510: отсутствие QWERTY-клавиатуры, цветной дисплей вместо монохромного, Series 40.

Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов


Для того, чтобы подчеркнуть музыкальные возможности телефона, сюда даже встроили игру DJ:

Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов



Устройство 3300 также не смогло добиться тех высот, которые так хотела заполучить и без того лидер Nokia. Продукт остался нишевым и сильно не распространился.

Чуть позже, в этом же 2003 году настал исторический момент. Компания Nokia представила модель Nokia N-Gage.

Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов


Устройство позиционировалось как гибрид карманной приставки и мобильного телефона. Вследствие этого, выглядел он также как и предшественники — 3300 и 5510, переняв их характерные черты: расположение экрана по середние, расположение кнопок по обе стороны от экрана, горизонтальное ориентирование. Игры для N-Gage продавались на MMC-картах памяти, что делало процесс пиратства простым донельзя. Бывало даже так, что при покупке N-Gage, пользователям предлагали купить заодно и игру для смартфона (без игр не было бы смысла покупать сей странный девайс), а пользователи отказывались и признавались в том, что скачают игры из интернета, ведь «этого добра там навалом».

Первый N-Gage имел дисплей с разрешением 176х208, что было больше тогдашнего «стандарта» (128х160). Устройство позволяло играть в качественные 3D-игры. Как они выглядели, посмотрите ниже:

Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов
Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов
Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов
Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов


Игр на момент запуска было всего 30. Эксклюзивов не было, но были представители известных серий, таких как The Elder Scrools: Travels, Tomb Raider и прочих. Главным и очень неприятным недостатком модели распространения игр для Nokia было то, что купить их можно было не в каждом магазине, да и сама идея продавать мобильные игры в боксах не укладывалась многим в голову.

Дело в том, что устройство само устроено так, что чтобы заменить находящийся в устройстве ММС-картридж с игрой необходимо было выключить устройство, удалить аккумулятор, заменить карту, вставить аккумулятор обратно и включить устройство. Неудобно, правда? Особенно учитывая то, что игру можно было запустить только после того, как ОС загрузится полностью (кстати, там был Symbian S60).

Еще одной щепоткой соли на рану был разговорный динамик и микрофон. Качество у них было нормальное, удивляло их расположение. Если вы заметили, то у 5510 и 3300 прорезь динамика расположена в углу, чтобы обеспечить относительное удобство голосового общения. Здесь же устройство приходилось держать ребром. Одна из фотографий редактора статьи о N-Gage даже породила мем Sidetalking:

Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов



… что породило и такие снимки:

Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов


Существует даже отдельная коллекция «Sidetalking»-фотографий.

Вообщем, N-Gage получился недоработанным и также не смог завоевать расположения «карманных» игроков. Стоимость также отразилась на популярности устройства: 200-300 долларов против стоимости на игровые приставки 60-100 долларов. Игры же стоили 30-40 долларов, что, согласитесь, очень немаленькая цифра.

Осознав все свои ошибки еще до выпуска устройства (для задавшихся вопросом «А почему не стали дорабатывать и выпускать норм?» скажу, что сроки уже были объявлены и компания не могла просто так взять и перенести дату анонса столь важного устройства), Nokia работала над N-Gage QD — улучшенный N-Gage — еще до начала продаж N-Gage, разработка обоих устройств шла почти параллельно.

N-Gage QD предлагал пользователям почти все, чего так не хватало пользователям N-Gage: динамик на лицевой области, «горячая замена» (на ходу) картриджей, а также N-Gage Arena — онлайн-сервис для игры через Интернет или для хранения своих результатов. Одной из интересных возможностей устройства была возможность играть через Bluetooth. Стоит отметить, что управление профилем N-Gage Arena возможно было и с компьютера. Arena — это сервис, позволяющий общаться единомышленникам, скачивать обои, общаться на форуме, читать новостную ленту и узнавать об анонсах новых игр.

Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов
N-Gage QD

В это же время был выпущен PSP и Nintendo DS. Ограниченные возможности (по сравнению с консолями), ограниченная библиотека игр и завышенная цена — все это повлияло на решение менеджмента компании о закрытии разработки очередной версии N-Gage. Однако, Nokia вложила немало миллионов долларов в бренд и не собиралась просто так от него отказываться.

Так произошло перерождение N-Gage. Новый сервис получил название N-Gage II. Именно сервис, ибо N-Gage II — это программная оболочка, позволяющая играть в игры от N-Gage на обычных Symbian-смартфонах финского производителя. Сервис начал работу в 2008 году, через год после окончания производства N-Gage QD. Официально поддерживалось всего 17 устройств, однако народные умельцы смогли взломать программу, из-за чего взломанная и подписанная версия программы могла работать на любом S60-устройствах. Игры можно было покупать прямо в сервисе по цене, не превышающей 15 евро. Оплата производилась через банковскую карту или с мобильного счета (при поддержке оператора, разумеется).

Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов
Главная страница N-Gage 2.0


Сервис этот был признан умершим спустя год после запуска — в 2009 году, 31 октября, в блоге N-Gage появилось сообщение о том, что сервис закрывается. Все анонсированные, но не вышедшие игры, а также уже вышедшие, будут перенесены на свежий Ovi Store. Приобретенные игры должны будут активированы до 31 марта 2011 года, но использовать их можно будет и после 31 марта 2011 года. Отныне приобретать игры в N-Gage-магазине было невозможно.

Вот такую жизнь прожил интересный, но нишевый проект Nokia. N-Gage мог бы стать бестселлером, однако не самая лучшая модель распространения игр, высокая цена и не самый удобный режим общения на первом N-Gage сыграли отрицательную роль в развитии данной платформы. Тем не менее, компания пыталась, и теперь у нас есть возможность вспоминать о таких интересных устройствах. Отдельные дизайнеры даже представляли себе N-Gage будущего, однако их мечтам не суждено было сбыться.

Канувшие в лету. Nokia N-Gage: история неудачного опыта финских игроделов


Вот и все, дорогие друзья! Всем здоровья и добра!
Последнее изменение:
 
artyoms
artyoms 13, 21 декабря 2013 - 21:39   (...)
Красивый блог получился.)
Ответить
timblaer
timblaer43, 21 декабря 2013 - 21:50   (...)
Спасибо, посещайте еще!:)
Ответить
artyoms
artyoms 13, 21 декабря 2013 - 21:51   (...)
А в Авторы еще кстати набор ведется?
Ответить
timblaer
timblaer43, 21 декабря 2013 - 21:54   (...)
Пиши в инбокс
Ответить
justmax437
justmax4371, 21 декабря 2013 - 22:56   (...)
Может тебе на отдельном домене все это держать?
Ответить
timblaer
timblaer43, 21 декабря 2013 - 23:01   (...)
Планирую потом «переехать» на свой домен. Чуть позже
Ответить
justmax437
justmax4371, 21 декабря 2013 - 23:03   (...)
А, ок. В какой зоне планируешь домен брать?
Ответить
denosaur
denosaur 30, 21 декабря 2013 - 21:48   (...)
«N-Gage QD предлага» пожалуйста исправьте
Ответить
artyoms
artyoms 13, 21 декабря 2013 - 21:51   (...)
Мне это напомнило зеленого слоника...
__TCAPT__

Ответить
TAHKOMAH
TAHKOMAH, 21 декабря 2013 - 21:52   (...)
Что за телефон на предпоследней картинке?
Ответить
timblaer
timblaer43, 21 декабря 2013 - 21:54   (...)
концепт N-Gage будущего, автор неизвестен
Ответить
artyoms
artyoms 13, 21 декабря 2013 - 21:55   (...)
Концепт, как я понял…
Ответить
TAHKOMAH
TAHKOMAH, 21 декабря 2013 - 22:02   (...)
Жаль…
Ответить
FANARIST
FANARIST, 21 декабря 2013 - 22:08   (...)
в первом выпуске игровых «канувших в лету» должен быть GISH
Ответить
timblaer
timblaer43, 21 декабря 2013 - 22:09   (...)
Он будет во втором:)
Ответить
chernoff
chernoff1, 21 декабря 2013 - 22:12   (...)
интересно +
Ответить
kirillka280
kirillka2806, 21 декабря 2013 - 22:23   (...)
Реклама — херово
Лучше публикуй на треше
Ответить
psycheed
psycheed, 21 декабря 2013 - 22:41   (...)
помню, играл на nokia n70 в игры от n-gage: one, colin mcrae rally, tony hawks pro skater…
Ответить
Astramak
Astramak, 21 декабря 2013 - 23:13   (...)
Ответить
timblaer
timblaer43, 21 декабря 2013 - 23:21   (...)
А в чем проблема? Ссылка на другой выпуск цикла, когда оставлял раньше ссылку на блог, где были все выпуски, проблем не возникало. Может, дело в слишком явном выделении и обращении внимания на эту ссылку?
Ответить
Astramak
Astramak, 22 декабря 2013 - 00:17   (...)
В таком случае убери все ссылки, что ты ставил
Ответить
Koteika
Koteika13, 21 декабря 2013 - 23:21   (...)
Причем некоторые игры на n-gage были весьма успешными и даже портировались (небезысвестными нынче студиями, между прочим (rovio, например)) на поздние устройства (bounce boing voyage). А вообще, гага загнулась не из-за этого. По сути, оставаясь эксклюзивом нокиановских 9.2, н-гаге 2.0 была не самой перспективной. Да, эксклюзивы игр были неплохи, тот же one и bounce, однако при этом большинство игр — переписанные с .sis под .n-gage игры. Переплачивать за то, что бы в профиле у тебя числилась эта игра? — глупость, как я считаю. Глобальное пиратство не могло не сказаться на платформе. Если бы нокиа уделила должное внимание защите своих приложений или просто усовершенствовала систему регистрации игр, то мы бы с вами смогли увидеть и третью н-гаге, и четвертую. А так, имеем то, что имеем
Ответить
Koteika
Koteika13, 21 декабря 2013 - 23:22   (...)
Мы сами погубили н-гаге
Ответить
id116553074
id1165530746, 22 декабря 2013 - 12:18   (...)
Такое расположение динамика было сделано для того чтобы он не засаливался.
Ответить
thenikkaritube
thenikkaritube2, 22 декабря 2013 - 13:17   (...)
Точно! Нокия 3330 был в фильме Такси 3! Там азиатская гадина отобрала у Емельяна этот телефон, и сказала: «Ух ты, новая модель»
Ответить
timblaer
timblaer43, 22 декабря 2013 - 13:24   (...)
Точно! Я еще удивился, что за телефон такой. Но там кажется 5510 был, надо будет пересмотреть:)
Ответить
TimAxe
TimAxe4, 22 декабря 2013 - 17:43   (...)
Концепт смотрится отлично но жаль… И не думаю что игровые приставки стоили 90-100$. Play station и другие производители продавала свои приставки от 250$ до 1000$
Ответить
id160439315
id160439315, 22 декабря 2013 - 18:38   (...)
Эх… было было....
Помню благодаря N-Gage у меня на N73 были самые лучшие игры, типа Резидент Эвил, какая-то 3Д Рыбалка(а все в это время играли в Русскиу рыбалку), и другие классные геймы!!
Спасибо NOKIA!!!
Зачет автору
Ответить
Superphone
Superphone7, 28 декабря 2013 - 07:58   (...)
Крутяк ,+
Ответить

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментарием