Поговорим о ещё одной «русской» компании — в свое время мы говорили о Nokia, которая была основана в Финляндии во времена, когда она была частью русской империи, а сегодня мы поговорим о другой компании, которая даже больше может считаться «русской», потому что именно российские заказы и работа в России позволили компании встать на ноги, вырасти и стать крупнейшей в интересной нам сфере. Сегодня я расскажу вам историю компании Ericsson.
В 1846 году, в бедной шведской семье на свет появляется шестой ребенок, которого называют Ларсом Магнусом. После него, к слову, в семье родилось ещё трое детей (… как могли). Ларс, в силу понятных причин не мог ходить в школу, а к 12 годам, после смерти отца, был вынужден уже отправиться на заработки. Возможно для кого то из вас это покажется диким, но для тех времен эта ситуация нормальна. В 15 лет парниша уезжает в Норвегию на шахты, где работает учится кузнечному ремеслу и благодаря своему трудолюбию становится мастером кузнечного дела. Еще через шесть лет он возвращается в Швецию, но обосновывается в Стокгольме, не желая возвращаться на ферму.
Днем наш герой работает в электромеханических мастерских, чинит телеграфное оборудование, а вечером учится: изучает математику, сопромат, черчение, иностранные языки — в общем и целом, наверстывает.
В 1867 году Эрикссон становится сотрудником «Ollers & Co» — маленькой (и первой) шведской фирмы, которая фокусирует свое внимание на электротехнике. Через шесть лет молодой швед переезжает в Берлин. Проработав год чертежником и конструктором в электротехнической фирме «Siemens & Halske», о которых мы тоже рассказывали в одной из историй, а затем — в Берне на «Hasler & Escher», в 1875 году в возрасте 29 лет Ларс Эрикссон возвращается на родину, в Стокгольм.
1 апреля 1876 года Ларс Магнус Эрикссон со своим товарищем по прежней работе в «Öllers & Co» Карлом Андерссоном основывает электромеханические мастерские «LM Ericsson & Со» (LME) – на деле являющиеся амбарами. Компания намеревается заняться ремонтом телеграфных аппаратов и сигнального оборудования. Вскоре появляется и собственный аппарат — настольный телефон с магнето и рупором.
Ларс Эрикссон работал по 12 часов в день, после чего возвращался домой и мог просидеть за чертежной доской еще полночи. Именно он был автором большинства разработок своей фирмы.
Главным конкурентом его предприятия были американские телефонные аппараты Bell. В 1880 году «Bell Company» открывает в Стокгольме первую коммерческую телефонную сеть. Через год создается шведская национальная телефонная ассоциация «Telegrafverket», объявившая конкурс на поставку оборудования — между «Bell Company» и мастерской «LME». Эрикссон побеждает — его оборудование оказывается лучше и дешевле. В течение следующих пяти лет 64 из 93 городов Швеции были телефонизированы — и всё, от станций до аппаратов, было продукцией фирмы «LME». Позже «Telegrafverket» открывает свое собственное производство, и доля продаж продукции «Ericsson» резко падает.
Для решения финансовых проблем компании в кратчайшие сроки налаживается экспорт телефонного оборудования в Норвегию, Данию, Финляндию, Австралию и Новую Зеландию. Шанхай заказывает целую телефонную станцию. Эрикссон открывает офис и фабрику в Нью-Йорке и получает заказ на телефонизацию Мехико. В 1893 году Эрикссон телефонизирует Киев. Затем — Харьков, Ростов, Ригу, Казань и Тифлис. А в 1897 году в Санкт-Петербурге открывается целая фабрика Эрикссона. Внушительный комплекс зданий телефонного завода возводится в течение всего двух лет петербургским архитектором К. К. Шмидтом.
В 1901 году, в возрасте 55 лет, Эрикссон покидает пост президента созданной им компании. Ещё в течение двух лет он остаётся членом правления Ericsson, затем продает компаньонам все свои акции и перебирается на купленную за семь лет до того ферму, решив создать идеальную ферму, электрифицированную сверху донизу — умный дом, по нашему. Эрикссон занимается обустройством фермы до 1916 года, а затем передаёт её своему младшему сыну.
Эрикссон скончался 17 декабря 1926 года в возрасте восьмидесяти лет. По его просьбе надгробный камень установлен не был: «Безымянным я вступил в этот мир, безымянным его и покину»
Но со смертью основателя история компании, как известно не заканчивается.
Сотрудничество с СССР продолжалось, в 80 году они занимались крупными проектами — например телексный центр для олимпийских игр. Именно в это время все активно ставят связь на мобильные рельсы. Деваться некуда — Ericsson надо понимать, что с проводами далеко не уедешь.
Вместе с Nokia они делят пальму первенства в этой сфере.
Но вот в бизнес врывается случай. Единственным ресурсом компании Ericsson по производству электронных компонентов для мобильных телефонов в 90-х годах являлся завод компании Philips в Альбукерке. В марте 2000 года на заводе из-за молнии начался пожар, уничтоживший оборудование и выведший из строя производственные линии. Компания Philips поспешила заверить Ericsson и Nokia (которая также являлась заказчиком чипов оттуда), что производство будет приостановлено не более чем на неделю. Вскоре выяснилось, что на устранение неполадок понадобится несколько месяцев, а компания Ericsson столкнулась с дефицитом комплектующих. Это поставило под сомнение её будущее как производителя мобильных телефонов. У Nokia тоже появились проблемы, но у них были и другие поставщики оборудования.
Замечательная статья на эту тему: The Fire That Changed an Industry
Ericsson, являвшаяся на начало 2001 года третьим по величине производителем мобильных телефонов, столкнулась с серьёзными рисками, которые были вызваны пожаром. В целях сокращения издержек на производство компания приняла решение о сотрудничестве с азиатскими производителями, и в первую очередь — с Sony.
В августе 2001 года концерны Sony и Ericsson пришли к согласию относительно условий объединения своих мобильных подразделений и дальнейшего сотрудничества. С 2002 года обе компании окончательно прекратили выпуск телефонов под собственными марками, а запланированная на 2002—2003 год линейка выпускалась уже под торговой маркой Sony Ericsson. Обе компании имели на тот момент богатый опыт в производстве мобильных телефонов, что позволило объединить уже существовавшие разработки во благо новых продуктов. В частности, в телефонах Sony было впервые применено навигационное колесико JogDial.
Приоритетной задачей для Sony Ericsson стал выпуск мобильных телефонов с возможностью цифровой съёмки и других мультимедийных функций, например, возможность закачивания видеоклипов, гибкой настройки меню, удобство работы с музыкальными файлами и т.д. Уже к концу 2002 года компания Sony Ericsson выпустила несколько моделей мобильных телефонов, обладавших цветными дисплеями и различными мультимедийными возможностями, что являлось новаторством в индустрии мобильных устройств того времени. В то же время объединенное предприятие продолжало терпеть убытки, несмотря на успешные продажи некоторых моделей.
Думаю, многие из вас застали эти телефоны, с отличными камерами и интересным дизайном. В конце октября 2011 года Ericsson согласилась продать свою долю в Sony Ericsson SONY за 1,05 млрд евро. Было объявлено, что начиная с середины 2012 года телефоны будут выпускаться под брендом Sony.
16 февраля Sony объявила о завершении поглощения доли Ericsson и о смене наименования компании на Sony Mobile Communications. Мы довольно много мусолили эту тему на Трешбоксе.
Сейчас Ericsson довольно неплохо себя чувствует, ведя бизнес в 8 направлениях и имея годовой оборот в 227 миллиардов долларов. Для сравнения — у Nokia оборот всего 29 миллиардов.
А использовал ли вы Sony Ericsson? Видели UIQ? Может у вас сейчас телефон SONY?
Расскажите свои воспоминания, связанные с этой маркой.
Было два сони эриксона, первый — Z610i (мой первый телефон), а второй — Xperia Pro.
Не, не видел :(
И телефона от сони тоже нет.