,

История MOBA: от пользовательских карт к созданию новых игровых жанров

Из данной статьи вы узнаете, что самые популярные современные жанры компьютерных игр были придуманы обычными пользователями
В серии статей на тему истории различных жанров компьютерных игр мы с вами уже рассмотрели RPG и MMORPG. Самое время поговорить ещё об одном жанре так или иначе связанном с ролевыми играми – Multiplayer Online Battle Arena (MOBA), что переводится как «многопользовательская онлайновая боевая арена». Также, я думаю, будет уместно именно в этой статье затронуть тему Battle Royal (Королевская битва), потому что некоторые люди не отличают одно от другого, а некоторые наоборот говорят, что это абсолютно разные вещи. И в целом и те, и те правы настолько же, насколько и не правы одновременно. Почему? Давайте разберёмся, проследив историю этих жанров с самого начала.
На звание игры, предвосхитившей появление MOBA, претендует сразу несколько наименований, но мы с вами рассмотрим самое первое и одно из самых точных попаданий в будущий жанр. В 1989 году компания Technosoft выпустила для приставки Sega Mega Drive игру Herzog Zwei. По мнению некоторых изданий (например, IGN), это первая настоящая стратегия в реальном времени (real-time strategy, RTS). До этого игры были либо тактическими без возможности постройки боевых единиц и управления ресурсами, либо обладали элементом «реального времени» лишь частично (Utopia 1981 года). Herzog Zwei же была полностью лишена пошаговых элементов. То есть оба игрока должны были действовать одновременно, и скорость принятия решений стала одним из важных показателей успеха. Оппоненты имели в своём распоряжении главную базу и самолёт-трансформер, с помощью которого можно было перевозить военную технику и атаковать другого игрока. Главное здание, управляемый «герой», юниты, движущиеся по карте с целью уничтожить базу противника – всё это, несомненно, знакомо каждому любителю MOBA.
История MOBA: от пользовательских карт к созданию новых игровых жанров
Herzog Zwei – предшественница современных MOBA
Однако Herzog Zwei – это стратегия в реальном времени. Первой же настоящей многопользовательской онлайновой боевой ареной считается даже не игра, а карта для StarCraft. В 1998 году студия Blizzard Entertainment, которая внесла огромный вклад в развитие RPG и MMORPG, выпустила RTS о противостоянии терранов, протоссов и зергов. Но для нашей статьи важнее то, что в StarCraft был встроенный редактор уровней. Именно в нём пользователь под псевдонимом Aeon64 создал карту Aeon of Strife, где пытался воссоздать игровой процесс свободного режима из Future Cop: LAPD – шутера от третьего лица 1998 года от компании Electronic Arts. На карте AoS игроки могли управлять только одним мощным юнитом из восьми доступных, перемещаясь по трём линиям и уничтожая волны врагов. Но у героев не было возможности прокачки особых умений, а их развитие заключалось лишь в увеличении показателей брони и оружия.
История MOBA: от пользовательских карт к созданию новых игровых жанров
Первая настоящая MOBA – Aeon of Strife (карта для StarCraft)
Полноценную механику, присущую практически всем современным MOBA, в виде прокачки способностей героев, покупки предметов, усиливающих персонажей, смогли реализовать с появлением нового редактора. Летом 2002 года всё та же Blizzard Entertainment выпускает стратегию в реальном времени Warcraft III: Reign of Chaos, в комплекте с которой поставлялся Warcraft III World Editor. Моддер с ником Eul смог перенести AoS на новый движок, добавив множество интересных элементов. Теперь герои получали уровни, развивали способности, могли использовать предметы и так далее. Новая карта получила название Defense of the Ancients (DotA). Стоит ли говорить о том, насколько популярной она стала сразу после появления в 2003 году? Другие пользователи начали делать многочисленные вариации DotA с разными героями и другими небольшими отличиями.
История MOBA: от пользовательских карт к созданию новых игровых жанров
Карта DotA Allstars из Warcraft III: The Frozen Throne
В 2004 году (уже после выхода дополнения Warcraft III: The Frozen Throne и пропажи Eul'а) пользователи Meian и RagnOr создали карту, максимально похожую на оригинальную DotA, но включающую практически всех героев из других вариаций. Новая карта получила название DotA Allstars. Обновлённую версию данной карты позже создал пользователь Guinsoo. 26 апреля 2004 года вышла DotA: Allstars v4.0a, в которой впервые появился Рошан. DotA стала стремительно развиваться. Появлялись всё новые версии, а количество фанатов карты росло на глазах. Однако в феврале 2005 года Guinsoo отказывается продолжать работу над улучшением DotA. В дальнейшем картой занимаются его товарищи Neichus и IceFrog. В версии 6.10 в DotA появился Инвокер.
История MOBA: от пользовательских карт к созданию новых игровых жанров
Скриншот из League of Legends
В 2006 году пара очень активных членов сообщества DotA Брэндон Бек (Brandon «Ryze» Beck) и Марк Мэррил (Marc «Tryndamere» Merrill) поверили, что игровой процесс на данной карте настолько увлекательный и инновационный, что представляет собой порождение нового жанра и заслуживает того, чтобы стать отдельной качественной игрой со значительно улучшенными функциями и различными сервисами. Они основывают студию Riot Games и приглашают на работу Стива Фека (Steve Feak), известного под псевдонимом Guinsoo.

Компания объявляет о разработке League of Legends. Однако студия Gas Powered Games каким-то образом смогла обогнать Riot Games и выпустить Demigod в начале 2009 года, которая теперь входит в историю, как первая самостоятельная коммерческая игра в жанре MOBA. Правда, из-за проблем с оптимизацией и пиратством она получила плохие отзывы и не смогла добиться успеха. В конце 2009 года выходит League of Legends – первая самостоятельная коммерчески успешная многопользовательская онлайновая боевая арена. На данный момент игра превосходит все другие по количеству доступных героев, которые, к слову, в LoL называются чемпионами.
История MOBA: от пользовательских карт к созданию новых игровых жанров
MOBA с камерой за спиной персонажа Smite
В том же 2009 году компания Valve нанимает картодела IceFrog для работы над отдельной игрой Dota 2, так сказать, сиквелом оригинальной карты, на которой к тому моменту уже успело сыграть более 10 миллионов человек. Но до релиза было ещё далеко. За это время студия S2 Games выпустила игру Heroes of Newerth, которая на старте очень напоминала оригинальную DotA и имела идентичных героев. Со временем разработчики придумали и добавили много уникальных персонажей, а старых переделали, но суть игры осталась прежней. Компания Hi-Rez Studios пошла дальше и решила добавить уникальности своей MOBA. В 2012 в свет вышла Smite, основной отличительной чертой которой стало необычное положение камеры, а именно за спиной персонажа, как в шутерах.

В качестве же героев в игре представлены боги из греческой, египетской, скандинавской, индийской, китайской, мезоамериканской, японской и других мифологий. Также в 2012 году в открытый бета-тест вышла игра от российских разработчиков Nival под названием Prime World. В этой игре, в отличие от LoL или DotA, во внутриигровом магазине нет предметов для персонажей. Вместо этого у каждого героя есть набор талантов, который определяется игроком ещё до сражения. Ещё одна уникальная MOBA 2012 года – это Awesomenauts от нидерландской студии Ronimo Games. Данная игра представляет собой смесь платформера и многопользовательской онлайновой боевой арены. 2D-карта разделена на 2 линии: верхнюю и нижнюю. У каждого героя есть прыжок, выстрел и несколько уникальных способностей, которые можно улучшить в магазине по ходу игры.
История MOBA: от пользовательских карт к созданию новых игровых жанров
Awesomenauts – платформер и MOBA в одном лице
И вот наступает 2013 год. После долгих судебных разбирательств с Blizzard за право использования торговой марки DOTA студия Valve выпускает Dota 2. Это переосмысление классической карты Defense of the Ancients для Warcraft III. Стандартная механика: три линии, башни, крипы, главное здание и по 5 героев с каждой стороны, которые получают новые способности с повышением уровня, а также получают бонусы от предметов из внутриигрового магазина.

В создании саундтрека к игре принимал участие сам Джейсон Хейс (Jason Hayes), один из композиторов Warcraft III: Reign of Chaos. Биографию для героев писали сценарист Half-Life Марк Лэйдлоу (Marc Laidlaw), писатель-фантаст Тед Косматка (Ted Kosmatka) и сотрудник поддержки Steam Крис Кац (Kris Katz). На данный момент Dota 2 является одной из самых популярных игр в Steam, а также одной из крупнейших киберспортивных дисциплин. Призовой фонд главного турнира по Dota 2 The International в 2018 году составил более 25 миллионов долларов.
История MOBA: от пользовательских карт к созданию новых игровых жанров
Рошан в Dota 2
Студия Blizzard упустила много времени в попытках судиться с другими компаниями и занялась разработкой собственной MOBA очень поздно. Heroes of the Storm вышла только в 2015 году и не смогла сместить Dota 2 и League of Legends с лидирующих позиций. Игроки уже сильно привыкли к устоявшимся нормам в жанре и не приняли интересные нововведения в механику игры (например, единый опыт для всей команды, замену покупаемых предметов на таланты, которые можно выбирать с развитием уровня героя и так далее).

Несмотря на то, что научиться играть в HotS гораздо сложнее (из-за того, что здесь не одна карта, а более 10, а также из-за необходимости комбинировать свои способности со способностями союзников), данная игра считается более казуальной и ориентированной на экшен. Поэтому наличие легендарных героев и злодеев из Diablo, StarCraft, Warcraft, Overwatch и даже трёх викингов из старой игры Blizzard для Sega The Lost Vikings не позволило Heroes of the Storm достичь того уровня, на который рассчитывали разработчики.
История MOBA: от пользовательских карт к созданию новых игровых жанров
Heroes of the Storm
Провал такой крупной и успешной студии как Blizzard показал, что выпустить прибыльную игру в жанре MOBA при наличии на рынке LoL и Dota 2 – это очень сложная задача. Поэтому разработчики многопользовательских онлайновых боевых арен сосредоточились на других площадках и абсолютно иных механиках. Начинают появляться мобильные MOBA для iOS и Android, такие как Vainglory от Super Evil Megacorp (также портирована на Windows и Mac в 2018 году) и Arena of Valor от Tencent (также доступна на Nintendo Switch).

Студия Stunlock Studios пошла вторым путём и решила отойти от стандартных механик, представив игрокам чистую арену. В Battlerite 2017 года выпуска нет главного здания, нейтральных монстров и магазинов. Основная задача здесь – выиграть бой на арене 2 на 2 либо 3 на 3. Игроки выбирают героя, набор талантов и сразу же вступают в бой. Всё решает мастерство и реакция. И как раз в это время в игровой индустрии зарождается новый жанр – Battle royale, что в переводе на русский значит «Королевская битва».
История MOBA: от пользовательских карт к созданию новых игровых жанров
Экшен MOBA Battlerite
Вернёмся немного назад к 2012 году. В многопользовательских шутерах уже давно сформировался и набрал популярность режим Last man standing (Последний оставшийся человек), являющийся модификацией режима Deathmatch (Смертельный поединок), а жанр Survival (Симулятор выживания) подогрел интерес игроков к выживанию на огромных картах, поиску снаряжения, созданию дополнительных предметов и так далее. И вот на экранах кинотеатров появляется фильм «Голодные игры» (The Hunger Games) по одноимённому роману Сьюзен Коллинз, в котором показывалось, как 24 участника соревнований сражались друг с другом насмерть на огромной арене за право называться чемпионом.

На волне популярности фильма было создано дополнение Survival Games к игре Minecraft. С этого момента начинается история нового жанра. В 2013 вышла игра под названием ShootMania, в которой появился режим Smurf, где игровое поле начинало сужаться со временем. А для тактического шутера ArmA 2 появляется модификация DayZ, основная цель в которой – выживать в огромном открытом мире как можно дольше. В 2015 году в симулятор выживания Ark: Survival Evolved был добавлен соревновательный режим Survival of the Fittest, поддерживающий до 72 игроков. В 2016 году в Японии вышла мобильная игра Btooom Online с режимом королевской битвы, однако она с треском провалилась.
История MOBA: от пользовательских карт к созданию новых игровых жанров
Поиски припасов в DayZ
Вдохновившись успехом модификации для ArmA 2, Брендан Грин (Brendan Greene) решает создать отдельную игру в новом жанре Battle Royale. Корейская компания Bluehole Studio берёт Грина на работу и даёт полный карт-бланш на создание «королевской битвы» в том виде, в каком он сам её видит. И в 2017 году на рынке компьютерных игр появляется PlayerUnknown’s Battlegrounds (PUBG). Менее чем за год продажи игры превысили 18 миллионов копий, а пиковое количество игроков онлайн достигло более 2 миллионов человек, что сделало её одной из самых популярных игр в Steam.
История MOBA: от пользовательских карт к созданию новых игровых жанров
PlayerUnknown’s Battlegrounds
Такой ошеломительный успех показал всем, что среди многопользовательских игр есть ещё незанятая ниша. В жанрах MMORPG и MOBA уже слишком высокая конкуренция, а вот Battle Royale – тема свежая. Режимы «королевской битвы» начали появляться во многих играх, таких как Fortnite, Grand Theft Auto Online, Call of Duty: Black Ops 4, Battlefield V, Counter-Strike: Global Offensive. Отдельной игрой вышла Battlerite Royale, которая была платной в отличие от оригинала. Интересно то, что Fortnite Battle Royal в итоге обошла PlayerUnknown’s Battlegrounds по популярности. Скорее всего, этому поспособствовала более мультяшная графика, которая привлекла к игре детскую и женскую аудиторию, а так же её бесплатность. Создатели PUBG пытались засудить Epic Games за копирование пользовательского интерфейса и предметов инвентаря в Fortnite, однако все иски были отклонены.
История MOBA: от пользовательских карт к созданию новых игровых жанров
Событие в Fortnite Battle Royal, посвящённое выходу фильма «Мстители: Финал»
Поняв рецепт успеха, Electronic Arts в феврале 2019 года без лишнего шума издаёт игру студии Respawn Entertainment под названием Apex Legends. Это, как и PUBG, абсолютно уникальный продукт, изначально созданный в жанре Battle Royale. 60 игроков (20 команд по 3 человека) выбирают себе героя с уникальными навыками и способностями, а затем сражаются на одном огромном острове за право называться чемпионом «Королевской битвы». 25 миллионов человек сыграли в Apex Legends за первую неделю существования игры, 50 миллионов – за первый месяц. Позже разработчики игры рассказали, что при создании своего продукта они вдохновлялись не только Fortnite: Battle Royale, но и космическим эпиком Destiny, а также сетевым шутером Overwatch.
История MOBA: от пользовательских карт к созданию новых игровых жанров
Apex Legends
Таким образом, из одной небольшой карты, созданной обычным пользователем во внутриигровом редакторе Starcraft, вырос целый жанр MOBA. Но, как мы с вами увидели, на данный момент ему практически некуда развиваться. League of Legends и Dota 2 прочно укрепили свои позиции на рынке, а игроки к этому привыкли и не особо жалуются.

На фоне этого разработчики стараются искать новые подходы и механики для своих игр. Одним из успешных примеров стал жанр Battle Royale, также зародившийся из модификации для существующей игры, а затем стремительно ворвавшийся в игровую индустрию. Смогут ли студии придумать что-нибудь ещё более интересное? Возможно, кто-то из наших читателей занимается созданием карт или модов? Делитесь с нами своими успехами, пишите, историю каких жанров вы хотели бы увидеть в следующих выпусках, и до новых встреч на Trashbox.ru.
Последнее изменение:
 

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментарием