В апреле прошлого года Яндекс и Сбербанк объявили о совместной сделке и образовании группы компаний Яндекс.Маркет, под чьим крылом уже создаются и развиваются сервисы электронной коммерции. Основатели Яндекс и Сбербанк владеют равными долями по 45%, оставшиеся 10% — опционный фонд для мотивации сотрудников.
В портфолио группы компаний есть несколько проектов: всем известный Яндекс.Маркет, онлайн-маркетплейс Беру, трансграничный маркетплейс Bringly, агрегатор служб доставки Яндекс.Доставка, почтоматы BoxBot и приложение для оффлайн-покупок Суперчек. Все проекты в большей или меньшей степени являются агрегаторами — такова стратегия компании. Также впечатляет регулярный запуск новых и обновление уже существующих проектов.
Агрегатору магазинов Яндекс.Маркет в этом году исполняется 19 лет. Несмотря на долгую, по меркам быстрого IT-рынка, историю, каталог продолжает развиваться. Руководитель сервиса Татьяна Умряева сообщила о более 200 миллионов предложений и 25 тысячах продавцов. Перспективное направление — налаживание прямого контакта производителей и магазинов с конечным покупателем через чат.
Онлайн маркетплейс Беру, с которого началось сотрудничество Яндекса и Сбербанка, не просто розничный магазин. Собственных товаров относительно немного, основная масса продуктов доставляется со складов партнеров. Но для покупателя нет значения, чей товар находится в заказе, так как продавцы работают внутри одной площадки с гарантированным уровнем обслуживания и едиными условиями доставки. Вектор развития — сокращение сроков доставки в регионах. Уже сейчас в распоряжении компании 3 логистических центра, два в Московской области и один в Ростове-на-Дону. В дальнейшем планируется открытие складов в других крупных регионах России.
Трансграничный маркетплейс Bringly тоже своего рода агрегатор продавцов из Китая, Турции, Японии, Великобритании, США и других стран. Помимо традиционной модели сотрудничества, у сервиса есть ноу-хау — подключение других маркетплейсов по модели marketplace to marketplace.
У онлайн-торговли всё ещё есть потенциал для развития. Но подавляющее большинство продаж приходится на оффлайн-магазины, которые, по словам спикеров конференции, точно не исчезнут в обозримом будущем. И для оффлайн-торговли у Яндекса есть предложение, в июне стартует новый проект Суперчек для упрощения каждодневных покупок. С его помощью можно отсканировать штрихкоды товаров в магазине и оплатить покупку со смартфона, минуя обычные кассы. Другая задача — поиск наиболее стоимости, но не отдельных продуктов, а всей корзины.